18 августа 2017 года Украинский Оскаровский комитет завершил прием заявок для участия национальных фильмов в отборе на выдвижение ленты от Украины на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Фильмы, из которых члены Украинского Оскаровского комитета будут выбирать «выдвиженца» от Украины, назовут 21 августа – ими станут ленты, которые соответствуют формальным требованиям Американской киноакадемии и (главное) авторы которых считают, что они имеют, пусть минимальный, но шанс быть замеченными в США (именно поэтому они обеспокоились подать соответствующую заявку, весьма обширный пакет документов и продумать маркетинговую кампанию своей картины в Штатах).
Безусловно, сила позитивного мышления подталкивает к тому, чтобы утверждать, что шансы у Украины на «Оскар» есть всегда. И у каждого украинского фильма. Но это не так. «Оскар» – это не лотерея, где можно вытянуть счастливый билет, а скорее Олимпийские игры, для участия в которых требуется пройти определенный квалификационный отбор. И выдвигать на соискание награды от страны стоит, в этом смысле, даже не самый-самый лучший украинский фильм – но такой высококачественный украинский фильм, который имеет больше всего шансов зацепить внимание американской профессиональной киноаудитории – тех, от кого зависит его попадание в номинацию.
После скандала 2014-го такую квалификационную рамку отчасти предусмотрели в самих правилах национального отбора: дополнительные очки теперь получают картины, которые были в конкурсе международных фестивалей класса «А», получили на них призы и имеют прессу в профильных киноиндустриальных изданиях, которые читают в Голливуде, таких как Variety и Hollywood Reporter. Также далеко нелишним является наличие у картины дистрибьютора в США, готового заниматься ее «премиальным» продвижением и выпустить в американский кинопрокат.
В этом году ни одного украинского фильма, который бы отвечал всем этим требованиям, – нет.
Стоит помнить, что по правилам выдвигать можно полнометражный фильм, большинство авторов которого – граждане Украины либо постоянно тут проживают, и который был выпущен в украинский кинопрокат в период с 1 октября 2016 года по 30 сентября 2017-го (требования к самому прокату при этом минимальны – достаточно недели коммерческих показов в одном кинотеатре).
Ниже представлена короткая характеристика украинских картин, которые были в отечественном кинопрокате в указанное время (или заявили дату старта проката в августе и сентябре 2017 года).
Характеристика эта сознательно нелестно обращает внимание на недостатки, пытаясь взглянуть на украинские фильмы с неукраинской точки зрения, учитывая, что из современного украинского кино в США знают разве что «Племя» Мирослава Слабошпицкого, да документальную «Зиму в огне» Евгения Афинеевского, которую (в производственном плане) ассоциируют прежде всего с Netflix, но не с украинским кинематографом.
Игровые фильмы
«Осенние воспоминания» (реж. Али Фахр Мусави, Украина, Чехия, Иран), в прокате – с 6 октября 2016 года.
Обескураживающая, телевизионная по своей сути, мелодрама о ветеране АТО с посттравматическим синдромом, сельском скульпторе со сложными любовными отношениями и слепой беженке из Ирака, которая оказывается в украинском селе и – бесконечно неубедительно – в центре романтических интересов героев.
«Чунгул» (реж. Александр и Вячеслав Алешечкины), в прокате – с 26 октября 2016 года.
Фильм-недоразумение – с нестрашными ужасами, несложными тайнами, неопасной мистикой и негорячей любовью. Одна из худших лент в отечественном прокате минувшего года – и украинских, и вообще.
#Futureinthepast (реж. Александр Шапиро), в прокате – с 31 октября 2016 года.
Героиня хаотично вспоминает своих бывших партнеров, одновременно пытаясь выучить английский язык (американским зрителям, если такие у фильма появятся, слушать эти акцентированные попытки, пожалуй, будет забавно). В сравнении с иными эксерзисами Александра Шапиро история получается довольно связной и завершенной, но это локальное достижение способны оценить лишь немногие знатоки фильмографии режиссера.
«Гнездо горлицы» (реж. Тарас Ткаченко), в прокате – с 10 ноября 2016 года.
Крепкая мелодрама – качественный европейский телефильм, который в украинских условиях стал беспрекословным триумфатором «Золотой Дзиги» – профильной национальной кинопремии. История заробитчанки и ее надтреснутой семьи, вписанная в украинское бытие, для зрителя, безразличного к Украине, может казаться и слишком скучной, и клишированной. В прошлом году «Гнездо горлицы» «авансом» выдвигали на рассмотрение Украинского Оскаровского комитета, но картина поддержана не была.
«Живая» (реж. Тарас Химич), в прокате – с 24 ноября 2016 года.
Пример львовского кинематографа. Героиня с мистическими способностями борется в карпатских лесах с «советами», проживая страстную любовь. Чтобы разобраться в происходящем на экране, необходимо перед просмотром прослушать лекцию по истории Западной Украины 1940-х – 1950-х годов или, хотя бы, прочитать аннотацию к фильму: Тарас Химич предпочитает концентрироваться не на сюжете, но на страдающем лице героини и Карпатах, красиво снятых бесцельно летящей камерой.
«Конкурсант. Смертоносное шоу» (реж. Александр Беляк), в прокате – с 24 ноября 2016 года.
Пример самодостаточного одесского кинематографа. Горячечная смесь детектива, боевика и комедии на тему маниакального преследования участников регионального телевизионного талант-шоу – с обязательными любовной линией и участием не всегда впопад приглашенных звезд украинской эстрады.
«Восемь» (реж. Александр Шапиро), в прокате – с 1 декабря 2016 года.
Восемь самостоятельных историй о самоубийствах, творимых персонажами в кадре, которые лишь изредка шокируют и цепляют экзистенциальные струны, но в основном выполняют человеконенавистническую функцию – заставляя бесконечно скучающего зрителя желать смерти несчастным героям, чтобы скорее закончился фильм.
«Моя бабушка Фани Каплан» (реж. Алена Демьяненко), в прокате – с 8 декабря 2016 года.
Многослойная история всепоглощающей любви на фоне Русской революции, представленная в рамке «документальных» современных сцен с американскими героинями, отчасти проясняющими происходящие, не всегда легко считываемые события. Картина, способная привлечь внимание «звездным» участием Мирослава Слабошпицкого и отвратить своей производственной – как для исторического фильма – бедностью, которую выдумка компенсирует далеко не всегда.
«Слуга народа 2» (реж. Алексей Кирющенко), в прокате – с 23 декабря 2016 года.
В сравнении с достижениями американской политической сатиры «Слуга народа» может выглядеть временами беззубо, а временами – примитивно. Плюс в том, что негативных реакций из-за соответствия либо несоответствия экранных ситуаций украинским реалиям у зрителей в США возникнуть не должно. Однако, главную – «служебную» – проблему фильма это не решит. Он остается своеобразной прокладкой между двумя сезонами однименного телевизионного сериала.
«Правило боя» (реж. Алексей Шапарев), в прокате – с 26 января 2017 года.
Лучшим элементом фильма являются краткосрочные поединки на ринге, выполненные с должной зрелищностью, на высоком профессиональном уровне и в рамках голливудской традиции спортивных боксерских драм. К сожалению, они максимально выразительно оттеняют вторичную беспомощность истории в целом, разрывающейся между несколькими жанрами и довольствующуюся лишь намеками на интригу и здравый смысл.
«Инфоголик» (реж. Валентин Шпаков и Владислав Климчук), в прокате – с 2 марта 2017 года.
Комедийный микс по мотивам «звездных» фильмов Джима Керри «Лжец, лжец» и «Брюс всемогущий», но без Джима Керри, а с носителями отечественной КВН-актерской школы, которые приправляют картину традиционными КВН-шутками, заигрывающими с расизмом, сексизмом и гомофобией. Американской киноакадемии, пытающейся достичь «свободы, равенства и братства» в одной взятой киноотрасли, не понравится.
«Чужая молитва» (реж. Ахтем Сеитаблаев), в прокате – с 18 мая 2017 года.
Душещипательная общечеловеческая история Саиде Арифовой, которая спасала еврейских детей в Крыму во время Второй мировой войны, рассказанная благодаря всполохам воспоминаний одного из спасенных. Фильм представляет события в идеализированном виде и часто вырванными из ужасной реальности. Такая их трактовка неслучайна и подкреплена художественными аргументами, но все же удовлетворяет не всегда.
«Время хризантем» (реж. Дмитрий Моисеев), в прокате – с 1 июня 2017 года.
Интимное кино о смерти и скорби, созданное без оглядки на интересы зрителя: с долгими тихими сценами проездов по пустому Киеву, литературными, подразумевающими слишком многое диалогами, искусственным сюжетом, не скрывающим своего каркаса. Творческая воля и энтузиазм, которыми Дмитрий Моисеев заразил съемочную группу, достойны уважения, если о них знать, но «войти» в неуютное пространство фильма они заставить не могут.
«Червоный» (реж. Заза Буадзе), в прокате – с 24 августа 2017 года.
Исторический героический фильм, выполненный по формуле, знаменито сформулированной Михаилом Ильенко: «Мы – для нас – о себе». Практика показывает, что такие картины, оказывающиеся главными зрительскими манками в Украине, за рубежом отклика почти не находят – как это было и с «Тем, кто прошел сквозь огонь» Михаила Ильенко, и с «Поводырем» Олеся Санина.
«Dzidzio Контрабас» (реж. Олег Борщевский), в прокате – с 31 августа 2017 года.
Фильм, главную роль в котором играет самопровозглашенная «мегапопулярная» звезда украинской эстрады Dzidzio, обещает стать зрительским хитом отечественного кинопроката, что весьма ценно для развития массового украинского кинематографа. Однако вероятность того, что комедийная история с карикатурными персонажами будет интересна за океаном, близка нулю.
«Уровень черного» (реж. Валентин Васянович), в прокате – с 31 августа 2017 года.
Картина о кризисе 50-летнего героя, экспериментально собранная из 35 сцен, снятых без слов и одним кадром, может привлечь внимание небезосновательным упоминанием «Племени» Мирослава Слабошпицкого – Валентин Васянович был продюсером и оператором знаменитой картины, и теперь использовал художественные приемы «Племени» в своей ленте. Правда, иллюстрируют они скучный, скупой на взрывы эмоций сюжет, лишенный шок-эффекта.
«Изи» (реж. Андреа Маньяни, Украина, Италия), в прокате – с 14 сентября 2017 года.
Комедия, премьера которого с успехом прошла на 70-ом МКФ в Локарно, представлять Украину в «оскаровской» гонке не может, так как и режиссура, и сценарий, и исполнитель главной роли в ней представляют Италию, которая (с точки зрения регламентов Американской киноакадемии) и несет основной груз творческой ответственности за ленту.
«Припутни» (реж. Аркадий Непиталюк), в прокате – с 28 сентября 2017 года.
Сотканная из отдельных короткометражных сюжетов, комедия выпукло демонстрирует современные взаимоотношений разных поколений в украинской глубинке – с пьяной жестокостью и легким налетом надежды. Картина, будто мифический герой, черпает силы из самой украинской земли. Скорее всего, в переводе на английский язык, лишенная аромата «суржика», она потеряет цельность и распадется на фрагменты.
На «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» могут претендовать также документальные и анимационные фильмы. Однако, вероятность их попадания в номинацию – если речь не идет о признанных во всем мире хитах – крайне невелика.
И все же, именно документальное кино в последние годы активнее всего заявляло о себе в Украине.
Документальные фильмы
«Выиграть все» (реж. Дмитрий Томашпольський), в прокате – с 17 ноября 2016 года.
Картина о выдающемся тренере Игоре Турчине и возглавляемой им гандбольной команде «Спартак», которая долгие годы была непобедима – интересная в первую очередь уже тем зрителям, которые с гандболом знакомы, укрепляющая эти знания пунктиром как драматичных, так и просветительских экранных историй.
«Наследство нации» (реж. Александр Ткачук), в прокате – с 17 ноября 2016 года.
Локальный фильм об украинской вышиванке, как «генетическом коде нации», не получивший полноценного проката даже в украинской столице, лишь специальные показы. Регулярно картину демонстрировали кинотеатры в Черновцах и Житомире.
«Лобановский навсегда» (реж. Антон Азаров), в прокате – с 1 декабря 2016 года.
Мастерски выполненная биография Валерия Лобановского, сотканная из десятка интервью очевидцев и соучастников его футбольных свершений, которые иллюстрируют архивные кадры истории киевского «Динамо». Лента дотошно воссоздает монументальный и вместе с тем человеческий образ знаменитого тренера – не меньше, но и не больше.
«Воины духа» (реж. Татьяна Кулаковская, Анна Мартыненко), в прокате – с 19 января 2017 года.
В центре фильма – кадры боев в Донецком аэропорту, снятые на мобильные телефоны, дополненные статичными интервью нескольких участников событий. Ценность картины, заключенная в этих живых видеосвидетельствах, впрочем, отчасти нивелируется тем, что они представлены без дополнительного информационного сопровождения и несколько хаотично.
«Родные» (реж. Виталий Манский, Германия, Латвия, Эстония, Украина), в прокате – с 2 февраля 2017 года.
Пронзительная картина, выстроенная на диалогах режиссера с родственниками, разделенными войной – во Львове, Одессе, Крыму и на Донбассе. Своевременное высказывание о современных событиях русско-украинской войны, обращенное, что важно, не внутрь Украины, но вовне. Фильм, увы, по регламенту Американской киноакадемии не может представлять на «Оскаре» Украину.
«Jamala.ua» (реж. Анна Акулевич), в прокате – с 13 апреля 2017 года
Во многом стихийный фильм-наблюдение за Джамалой, крупным планом готовящейся к Евровидению – без самого Евровидения, без песни Джамалы, с которой она победила на Евровидении, без жизни Джамалы вне подготовки к Евровидению и без полноценного социокультурного контекста, в котором пульсируют происходящие события.
«Dustards» (реж. Станислав Гуренко), в прокате – с 20 апреля 2017 года
Дебютная работа Станислава Гуренко о мотопробеге группы товарищей по дорогам Западной Украины – их общении друг с другом и с природой. Фильм, исполненный энтузиазма, но объективно далекий «оскаровских» амбиций.
«Дело “Рифы”» (реж. Елена Мошинская), в прокате – с 20 апреля 2017 года
Просветительская лента о судьбе главы Украинской греко-католической церкви Иосифа Слепого, основанная на материалах агентурного дела советских спецслужб, которые разрабатывали планы уничтожения УГКЦ.
«Американская мечта. В поисках правды» (реж. Владимир Мула), в прокате – с 5 мая 2017 года.
Каталог встреч автора фильма с украинцами, добившимися успеха в США, который носит скорее информационный характер – не случайно накануне Дня независимости отдельные истории представляют в рамках новостей на телеканале ICTV.
Анимационные фильмы
«Никита Кожемяка» (реж. Манук Депоян), в прокате – с 13 октября 2016 года
Первый украинский полнометражный анимационный фильм, выполненный в технологии 3D-анимации. Сознательное стремление авторов использовать голливудские приемы делает картину вторичной, а национальную составляющую низводит до антуража. Что лишь подчеркивает «перво-блинные» недостатки картины.
«Бременские разбойники» (реж. Алексей Лукьянчиков, Святослав Ушаков, Россия, Украина, Армения, Венгрия), в прокате – с 1 декабря 2016 года.
К счастью, творческое участие украинской стороны в производстве фильма было не столь значительным, чтобы Американская киноакадемия могла допустить его к рассмотрению от Украины. Потому что киноакадемический контроль художественного качества картина бы точно не прошла.
Возможно, на рассмотрение Украинского Оскаровского комитета будут представлены и другие работы, кинопрокат которых запланирован позже, либо не запланирован вообще (в случае решения выдвинуть такой фильм, организовать семь дней его показов в одном кинотеатре не составит особого труда, дабы выполнить формальные требования Американской киноакадемии).
В частности, могут быть поданы украинские картины, которые принимали участие в 8-ом Одесском МКФ, – игровые ленты «Стремглав» Марины Степанской (в прокате – с 9 ноября 2017 года) и «Сентябрь – Март» Юрия Речинского (в прокате в декабре 2017-го) и документальные ленты «Dixie Land » Романа Бондарчука, «Война химер» Анастасии и Марии Старожицких и «Главная роль» Сергея Буковского, которые с 14 сентября 2017 года будут показывать в Украине в рамках фестивального проекта Docu/Хит, организованного Международным фестивалем документального кино о правах человека Docudays UA.
Из названных работ предпочтительней всего выглядит кандидатура «Стремглав» – в первую очередь, благодаря «галочкам» ее дополнительных достижений – премьере в конкурсной программе 52-го МКФ в Карловых Варах и наличии рецензий в профильных международных изданиях. Хотя камерный характер фильма о случайно-мимолетной встрече двух молодых людей, потерявших себя в современной украинской жизни, вряд ли позволит претендовать ему на серьезное внимание Американской киноакадемии.
Собственно, на такое внимание в США в этом году не может претендовать ни один украинский фильм.
Сергей Васильев