3 червня 2014 року відомому українському кінооператору Віталію Зимовцю виповнилося 75 років. Принагідно публікуємо одне з останніх інтерв’ю з ювіляром.
КРАТКАЯ СПРАВКА: Виталий Андреевич Зимовец, кинооператор и преподаватель операторского мастерства в Киевском национальном университете культуры и искусств.
Стаж: 56 лет в кинематографе России и Украины.
Фильмография: 32 художественных фильма, 4 сериала. Самый известный фильм: «Бумбараш».
Снимал и дружил с: Иваном Миколайчуком, Валерием Золотухиным, Богданом Ступкой, Григорием Коханом, Александром Белявским.
О РЕШЕНИИ СТАТЬ ОПЕРАТОРОМ
Я еще в школе занимался фотографией. В свое время у меня появился фотоаппарат 6х9, а потом уже появился ФЭД, один из первых ФЭДов, которые были. И после школы у меня было стремление фотографировать, но судьба играет человеком, как человек играет на трубе. Я поступил в университет, на геофизику. Пробыв там четыре месяца, я понял, что там полный завал и дыра, и ушел оттуда, что было абсолютно жутко для родителей.
Не думал абсолютно, что я когда-то пойду в кино, но случай – великая штука. Мой двоюродный брат в Тернополе сидел однажды в ресторане с человеком, который работал на студии Довженко. Он работал механиком съемочной техники. Разговорились они, и он говорит, что у него есть брат двоюродный, Виталий, который занимается фотографией. Нельзя ли его туда пристроить? Через две недели, не имея понятия, что это за производство, я пришел на студию. Мне говорят: «Ой, как вы нужны нам! Приходите завтра на работу!»
Я, не имея понятия, что это такое, надеваю белую рубашку, брюки, и чистенький прихожу на работу. Меня встречает мастер и говорит: «Ой! Наконец-то. Держи халат, рукавицы, щетка металлическая, краска, шкурка, наждачка. Вот рельсы, их надо почистить и покрасить». Это было первое знакомство со студией. Я их красил три дня, но ввиду того, что народа не хватало, на четвертый день я уже пошел и впервые увидел вблизи, потрогал кинокамеру, рельсы, тележки и все в таком роде.
О ПОСТУПЛЕНИИ ВО ВГИК
Конкурс был громадный – 400 заявлений на 12 мест, причем из 12 мест было 4 для операторов художественных фильмов. У меня так и написано в дипломе – оператор художественных фильмов. Во время вступительного экзамена был некий Пятницкий. В то время было модно переходить на новые пленки, на черно-белые, в основном. До этого было ортохром, панхром. И было модно с зеленым фильтром снимать, для того, чтобы зелень была светлее. Меня Сергей Лисецкий, у которого я работал, который и сейчас преподает, он меня «изнасиловал» в полном смысле, и я снял громадное количество проб на этой пленке с зелеными фильтрами. Оказалось, что на этой новой пленке что ставишь зеленый фильтр, что не ставишь… Но это была мода такая. Меня естественно Пятницкий спрашивает: «А вот вы работаете на студии, фильтрами занимаетесь?» Я говорю: «Да, занимаюсь». «А зеленый фильтр, что он делает с зеленью?» Я говорю: «Ничего». «Как ничего?!». «Так вот, ничего. Я проверял». И меня выгнали вон. Однако я сказал, что документы забирать не буду до тех пор, пока не поступлю во ВГИК. Я привез ему все свои пробы, и он сказал: «Да, действительно на этой пленке… вы были правы, я вам ставлю пять». Ну и я поступил на этот год.
Обеспечение во ВГИКе было изумительное. Я потом по многим причинам домашним перевелся на заочный, и на заочном уже для моей курсовой работы давали 12 смен камер и 12 смен стокиловатной аппаратуры, автобус, постановщиков, художника по костюмам. Мало было студентов, но они обеспечены были очень здорово. Я правда не всем этим воспользовался, потому что уже на 4 курсе мы с Виктором Гресем сняли небольшую картинку «Слепой дождь», которая получила «Золотую нимфу» в Монте-Карло.
Современная видеоаппаратура, видеокамеры — они в корне изменили процесс учебы. К сожалению. Потому что, когда видео не было, когда было кино, был процесс, ты снимал, проявлял пленку, ждал, что-то там печатал. Сейчас нажал на кнопочку – и все тебе.
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Как правило, сейчас преподают только старики. Получается таким образом: есть ребята молодые, профессиональные, талантливые, но они заняты в производстве, где получают хорошие деньги. Им плевать на те деньги, которые платят институты. И они не пойдут сюда. А те, которые не снимают, они и тут не нужны, потому что они ни снимать не умеют, ни преподавать. Нельзя преподавать то, что уже не нужно.
О СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Операторы, если не считать оператора машинного доения коров, они все абсолютно разные. Тяжело оператору, который всю жизнь снимал художественное кино, прийти хроникером. Даже если ты снимаешь клипы, рекламу – это одно. А когда ты снимаешь кино игровое и сериалы, тебе надо думать о единстве эпизодов, цвета, света, композиции и главное монтажа. Я не говорю уже о тональном решении. Это несколько другие вещи.
Операторы, которые занимаются хроникой, операторы, которые занимаются документальными фильмами – они могут этого не соблюдать по той простой причине, что кадры разные и все. Поэтому работа совершенно разная, но оператор, если он имеет в своих руках хорошие знания профессии, я имею в виду техническую часть – хорошее знание оптики и все остальное – они быстро привыкают к этому.
Время – большой враг нашей профессии, качества изображения. Хотя очень много зависит от оператора. У меня один студент снял фильм летом — очень пристойный, не буду говорить, что шикарно, но пристойно. И один из знакомых операторов снял такой же фильм такого же типа на полтора часа. Смотреть нельзя – студенты снимают лучше. Старым операторам очень тяжело угнаться за современным развитием. А молодым не хватает изобразительной культуры. Для того чтобы иметь изобразительную культуру, хорошо снимать, хорошо компоновать, хорошо работать в цвете, в колористике, нужно хоть немножечко времени. Вот кто-то сказал, что в день нужно снимать хотя бы 20 минут. Потому что если ты уже вышел на какой-то уровень, ты должен как минимум на нем остаться, а в идеале — идти дальше.
О САМОВОСПИТАНИИ
Воспитываться эстетически — это много значит, но сейчас этому не учат. Я до сих пор учусь изобразительной культуре. Знаю изобразительное искусство, просматриваю фотографии. И, естественно, фильмы. У меня последнее время часто бессонница, и в такие моменты я смотрю кино. Недавно посмотрел экранизацию нашумевшего романа «Эммануэль». Изумительнейшая пластика, особенно, эротических сцен. Настолько потрясающе высветлена, настолько красиво организован кадр и очень хорошо скомпонован. Посмотрел с громадным удовольствием, потому что там есть, чему поучиться. Там есть эпизоды, которые сняты в высокой тональности, когда все дышит, все воздушно. Обнаженные тела сняты так, будто на бумаге очерчены только линии. Это очень здорово.
ОБ УКРАИНСКИХ РЕЖИССЕРАХ
В Украине очень долгое время не готовили ни нормальных сценаристов, ни нормальных режиссеров. Режиссеры, которые остались на известных студиях, они изжили себя и ничего хорошего сделать не могут. Среднее поколение провалено. Можете ли вы назвать режиссеров 40-50-летних, которые сделали сейчас что-нибудь хорошее? Нет драматургов, которые бы что-то написали. Ребята, которые молодые, — я смотрел несколько их фильмов, и я не понял ни одной вещи.
На студии Довженко за два года снято два фильма – один о Чернобыле («Потерянный город», реж. Виталий Потрух – прим. редакции), а другой о красивых людях («Такие красивые люди», реж. Дмитрий Моисеев — прим. редакции). Ребятам по 30 лет — рассвет того, что может быть. Тот фильм о Чернобыле я посмотрел наполовину и не захотел смотреть дальше, а другого, о красивых людях, я посмотрел отрывок, и мне все стало понятно. Оператор утверждал, что они сделают все сногсшибательно, а получились: море, воздух, одинаковые стандартные планы. Зачем эта картина нужна была вообще? Любовные треугольники должны разыгрываться прекрасными актерами и иметь хорошую драматургию.
Была одна девушка – талантливая, со вкусом, воспитанная. Я спрашиваю ее: «Откуда у тебя это?» Она говорит: «Наверное, от бабушки». Она сняла один эпизод, и я поразился, как она работает. А что в результате? Прошло три или четыре года – на каких-то рекламах, работает вторым режиссером. Некуда выйти, нет выхода. Для того, чтобы молодым дать дорогу, нужны хорошая драматургия и деньги.
Есть талантливые режиссеры, операторы, актеры, но гораздо меньше талантливых драматургов. Если бы создать институт драматургов, создать единый центр, филиал, где можно было бы воспитывать режиссеров в современном духе.
О КИНО В УКРАИНЕ
В нашей разорванной стране, стране, с подорванной экономикой, кризисом, ждать практически нечего. Во многих странах не хватает студентов, несколько сотен и даже тысяч человек наших студентов занимается в Польше. Это бесплатное образование и им нужны специалисты. Им дают хорошую работу, зарплату. А что толку, что ребята оканчивают учебу тут? Работы нет. Они пытаются куда-то пойти. А ширпотреб ведь идет, специально ли, не специально, но идет уничтожение всего национального.
Сейчас для того, чтобы прожить, ты должен снимать только сериалы. За последнее время я не видел ни одного нормального приличного украинского сериала. Сейчас россияне начали очень здорово болеть за страну, снимать патриотические фильмы. Есть хороший сериал «Десантура: кто, если не мы» с хорошими героями, я посмотрел его от начала до конца. Это сделано по заказу министерства обороны. Дали деньги на это, и там просто российская армия выступает потрясающе. Исторические фильмы — можно не соглашаться, можно соглашаться с их концепцией — но даже тот же «Развал империи» тоже ничего. А у нас что? Ничего. Я думаю, что если пройдет еще год и не будет денег, то Янчук не снимет эту картину «Петлюра». Это очень сложно, Киев в 18-20-х годах и Париж. Но Париж можно снять и у нас, есть такой городок, который не использовался в кино – это Дрогобыч. Там смешение стилей австро-венгерского, польского, немецкого. Но у нас же ничего не снимается. Я не говорю об историческом, это дорого. То, что снял Мащенко, картину «Богдан Хмельницкий», не звучит, потому что кроме надрыва, криков, нет ничего особенного. Нельзя ведь брать только зрелищем массовых сражений, надрывом голоса, есть что-то другое.
Мы не знаем своих героев. Интересная история — американцы после полета на Луну, когда давали интервью, признавали, что ничего нового не придумывали. Что был человек, который все это распланировал — как можно сесть на Луну и вернуться назад. Кибальчич, уроженец черниговской области города Коропа, которого повесили потом. И он придумал план высадки на Луну, сидя в тюрьме. Это такая история, за которую ухватиться можно, она не такая сложная. Это герой. Мы не знаем, а в Америке знают.
Есть куча потрясающих историй, которые можно делать, но нужно уметь хорошо писать, создавать историю. А у нас очень слабые драматурги.
Плохо то, что все решают деньги. К примеру, из 150 млн. грн. госбюджета на кино 20 млн. отдали студии Довженко, а остальные по частным студиям. И никто не знает, что с этими деньгами. Сидят в комиссии представители этих студий – это во-первых, во-вторых откаты есть, взятки есть.
О ЦЕНЗУРЕ
В советское время была сильная цензура. Масса режиссеров пытались обойти ее, поэтому придумали очень много интересных ходов. Сейчас, когда все дозволено, все непонятно. Сейчас люди ударяются в крайние вещи, которые непривычны и не очень хороши. К примеру, молодой режиссер — для него нужно что-то эпатажное сделать. Он снимает короткометражку, в которой чудак выходит из машины, идет по тротуару и вступает в дерьмо. И все остальные десять минут он его вытирает. Это считается предметом искусства или имеющим какое-то отношение к Украине? Я не согласен. И в этом весь ужас.
У меня ребята получили премии на международном фестивале, они сняли картину, которая и по изобразительным вещам очень интересна. Называется «Чаплин во все времена». Чаплин в историческом фильме, Чаплин в боевике, Чаплин в мелодраме. Короткие вещи, картина – 4 минуты. Она поражает своей мыслью, своими вещами. Очень интересные вещи, дай Боже им здоровья, но кто же им поможет?
О КИНОФЕСТИВАЛЯХ
Снимать нужно не для наград, а чтобы смотрели люди — и получали от этого удовольствие. Если остальные получают от этого удовольствие, ты тоже получаешь его. А так — выиграть награду, положить ее на полку — это совершенно неинтересно.
Сейчас кинофестивали не влияют на оценку зрителей. Сейчас все как в шоу-бизнесе — можно взять среднее кино, разрекламировать и народ пойдет, потому что это интересно.
Каннский фестиваль имеет значение, думаю, что Берлинский важен. Венецианский очень мало значения имеет, хотя раньше он был престижным. Украинские фестивали – это просто съезд громадного количества народа, который ничего не знает, ничего не дает. С моей точки зрения, они очень и очень посредственные. «Молодость» — я не знаю, выкинули молодость из «Молодости».
О ПРОКАТЕ В УКРАИНЕ
Что будет с прокатом неизвестно. Прокат по частным компаниям растянут, в кинотеатрах не очень хорошие фильмы идут. И самое главное, имея шикарнейшее оборудовании, очень плохие копии бывают. У нас была картина «Владыка Андрей», снята «цейсовской» (имеется ввиду оптика Carl Zeiss – прим. ред.) оптикой на пленке, снималась очень долго, мы тщательно подбирали натуры, и картина вышла. Она философская, кому нравится, кому нет, там нет движения, кино сейчас, прежде всего, это движение. Мы пытались сделать ее очень красивой, и я поставил всех на голову, чтобы сделать такое изображение. Когда режиссер повез картину в Канны, там спросили: «А где вы обрабатывали материал? В Лондоне, Амстердаме или Мюнхене?» Он сказал, в Киеве. Они спросили: «Там такое возможно?» Во многих городах были премьеры этой картины. В одном только Ивано-Франковске в кинотеатре «Люмьер» я смотрел картину до конца. Там была новейшая аппаратура чешская, что-то необыкновенное. Это тоже громадную роль играет.
Я очень люблю Вакарчука, но я в жизни не пойду на него. Как можно в этой нищенской Украине позволить купить билет за тысячу гривен, чтобы послушать Вакарчука? Ходили и в кино раньше громадное количество человек, а сейчас никто из стариков не пойдет. Студенты не пойдут. Среднее поколение, начиная с 20 лет, абсолютно занято заработком. Прожить трудно. Соотношение наших зарплат и доходов к размеру платы за билеты в кино нереально. Пока не будет проката, который позволил бы прокатывать кино по более доступной цене, пока не будет хорошей рекламы, люди не будут ходить в кинотеатры.
АНКЕТА
Любимый фильм?
* «Земля» Довженко и «8 с половиной» Феллини.
Любимый режиссер?
* Феллини, Антониони и Бергман.
С каким режиссером хотели бы поработать?
* Очевидно с Довженко.
Самая лучшая профессия на телевидении или в кино?
*Оператор (смеется). Самая жуткая, по той причине, что оператор всегда во всем виноват. Это тот, который дает всем то, что он видит. Это больше творческая профессия.
Стиль какого представителя искусства вам импонирует больше всего?
*Я люблю импрессионистов, но могу сказать, что считаю непревзойденным шедевром Сикстинскую Мадонну, потому что я ее видел вживую.
Совет для молодых операторов…
Очень трудно лезть наверх, подниматься, утверждать себя, доказывать другим, что ты чего-то стоишь. И очень легко падать. Поднявшись на очередную ступеньку, в любом дерьме, которое ты снимаешь, постарайся из этого свинства вырезать себе отбивную, как говорит один мой знакомый. Совет один – пытайтесь делать как можно лучше в каждой своей работе.
«Кіномастер», НСКУ, 4 червня 2014 року