Клуб закоханих в кіно. 15 років компанії «Артхаус Трафік»

Arthouse.Traffic

Видання «Медіаняня» про 15-літній шлях компанії «Артхаус Трафік».

Узнав, что в конце декабря 2018 года украинская компания «Артхаус Трафик» празднует 15-летие, я решила взять по этому поводу большое интервью у ее основателя и руководителя Дениса Иванова – думала, вспомним, как все развивалось, обсудим основные проекты, подведем определенные итоги работы. Но еще в процессе подготовки поняла, что этих проектов и связанных с ними воспоминаний так много, что никаким интервью всего не охватить. Кроме того, подводить итоги и говорить о любом из направлений своей работы как о чем-то завершенном – не в стиле «Артхаус Трафик»: компания постоянно идет вперед, пробует себя в том, за что еще не бралась, и каждый кризисный момент, будь то собственная неудача или сложные времена для всей страны, воспринимает как вызов и начало чего-то нового и прекрасного.

Вот так обычное интервью превратилось в спецпроект, по которому через путь, пройденный одной компанией, можно отследить целую эпоху в истории развития украинской киноиндустрии. Устраивайтесь поудобнее – разговор будет долгим, но очень интересным!

15 лет компании в цифрах

  • более 400 фильмов выпущено в прокат за 15 лет работы,
  • более 1500000 зрителей посмотрели фильмы в кинотеатрах (в 2018 году – 181000, в 2017-м – 286000, в 2016-м – 177000 и т.д.),
  • около 10 звезд мирового кинематографа первой величины посетили премьеры, организованные «Артхаус Трафик» в Украин: Даррен Аронофски, Жюльет Бинош, Джаред Лето, Гаспар Ноэ, Оливье Ассаяс и другие,
  • более 80 фестивалей национального кино провела компания за 15 лет,
  • 5 фестивалей «Чилдрен Кинофест» организовала компания, начиная с 2014 года, показы посетили около 135000 зрителей, сейчас фестиваль проходит в 22 городах на 24 площадках,
  • более 250 работ прислали на конкурс детских фильмов фестиваля за 2 года,
  • около 400 киноклубов по всей Украине работают с «Артхаус Трафик» в рамках программы сотрудничества, 80 из них – активно развивающиеся детские организации,
  • около 70 сборников короткометражек выпущено в прокат, начиная с 2006 года,
  • 5 полнометражных и более 40 короткометражных фильмов создано при продюсерском участии «Артхаус Трафик»,
  • более 40 международных наград получил фильм Мирослава Слабошпицкого «Племя», сопродюсером которого была компания,
  • 2 фильма, созданных при участии «Артхаус Трафик», подавались от Украины на соискание преми «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»,
  • 20 человек работают в компании сегодня

«Артхаус Трафик». Начало

В 2003 году 24-летний программный координатор кинофестиваля «Молодость» Денис Иванов и трое его коллег – Марина Шух, Юля Сердюкова и Александр Чепига – решили открыть собственную кинопрокатную компанию. Слабо представляя, как устроен кинопрокат, но точно понимая, какое кино хотят показывать своему зрителю: «Хорошее кино. Фильмы, обязательные к просмотру, – сформулирует программную концепцию компании Денис через 15 лет. – Мы очень хотели заниматься кино, и рассчитывали на то, что есть много хороших фильмов, которые смогут собрать достаточно массовую аудиторию». Одолжив денег у родителей, Иванов и Ко на свой страх и риск купили фильм Жака Перрена «Птицы» и начали «устраивать» его в кинотеатры.

«Безусловно, идея заниматься кино мне очень нравилась, но также мне очень нравилась идея семейной компании, – вспоминает соосновательница «Артхаус Трафик» Марина Шух, к тому моменту уже ставшая женой Дениса. – Денис так горел этими идеями, а я видела свою миссию в том, чтобы его поддерживать. Мы вместе работали на единственном тогда кинофестивале «Молодость», там этого кино насмотрелись, загорелись – всем очень нравился контент, которым мы можем заниматься. Я видела, что у Дениса много энергии, чтобы с этим справиться, ну, и приняла правила игры. Для Дениса было очень важно заниматься именно своим делом, и все были готовы рискнуть. Было ясно, что с голоду мы не умрем, а остальное меня не так сильно интересовало – очень хотелось, чтобы жизнь была полной и интересной».

Естественно, достичь какой-то стабильности удалось не сразу – как шутит Марина, «долгое время мы едва ли существовали над уровнем земли». Но реакция зрителей на фильмы, которые выпускала в прокат «Артхаус Трафик», была вдохновляющей – с самого начала стартаперы поняли, что выбрали правильное направление, и все получится. «Мы провели фестиваль японского кино, который Людмила Борисовна Горделадзе считает первым проектом «Артхаус Трафик», но на самом деле это был первый успешный проект, – рассказывает Марина. – А первым фильмом были «Птицы»… Красивые такие постеры сделали на оберточной бумаге, директоры кинотеатров говорили: «Господи, вы сошли с ума! Зачем вы принесли газеты!», – а мы вложили все деньги в эти постеры (смеется). На «Днях японского кино» – наш первый фестиваль в «Жовтне», который длился 4 дня – случились аншлаги, и больше сомнений не возникало. Конечно, потом были разные периоды, но именно тогда появилась уверенность, что можно дерзать, рисковать… Купили факс (улыбается)».

«Начиная работать, мы имели мало представления о том, как вообще работает кинорынок. И поначалу не делали даже неделю проката – только несколько показов. Но большинство их них были аншлаговыми, и реакция публики нас сильно вдохновила, заставила двигаться вперед, – вспоминает Денис. – Мы почувствовали, что это нужно. Буквально в первый же год мы отработали свои основные форматы – сделали фестиваль японского кино, выпустили, например, фильм Франсуа Озона «Бассейн». То есть уже тогда начали находить авторов, за творчеством которых до сих пор следим, и понимаем, что оно действительно достойно того, чтобы быть представленным здесь».

Молодому дистрибутору предстояло выстроить работу с кинотеатрами, которых в Украине тогда можно было буквально пересчитать по пальцам, и доказать им, что у артхаусного кино в стране тоже есть зритель.

«Вначале у меня была должность букер (впрочем, тогда я такого слова не знала – у нас это называлось координатор по работе с кинотеатрами). Я звонила и говорила: «Здравствуйте, Любовь Васильевна. Вот, у нас новая компания…», – а мне отвечали: «Ребеночек, что ты мне такое предлагаешь?» (смеется). В общем, эта должность явно была не моя, и до тех пор, пока в компании не появилась Лиля, которая и по сей день наш букер, все хромало. Мы старались работать со всеми: например, с кинотеатром «Дружба». Его возглавляла женщина (не знаю, сколько ей было лет, но я мечтаю дожить до ее возраста и сравнить), называвшая попкорн попкормом, не в шутку… Любой фильм нужно продавать – описывать, убеждать, внедрять. А тогда… честно говоря, больше всего подходит слово клянчили. «Ну хотя бы на один сеанс, ну давайте попробуем, все равно же у вас не на все ходят, а мы сделаем рекламу»… На самом деле Денис в основном на личных контактах, на личном обаянии это все вытягивал. Мы были молодые, приятные, с горящими глазами. Директоры были в основном взрослые женщины, говорившие: «Такой хороший мальчик, ну ладно, давай попробуем – получи сеанс». Один из первых фильмов, которые мы выпускали – «Бассейн» Франсуа Озона – сильно поддержала Татьяна Коваль, которая была тогда директором кинотеатра «Украина». То ли она была любительницей Озона, то ли ей тоже хотелось рисковать, но площадка взяла нас – и это была мегапобеда».

Определившись с ключевыми площадками, компания начала собирать аудиторию вокруг них – рекламой, спецсобытиями, постоянным присутствием своих фильмов на экранах. Постепенно количество площадок увеличивалось, появлялись кинотеатры-партнеры. Будучи стартапом, дистрибутор мог сделать ставку на арт-мейнстрим, более массовое кино, собирающее хорошую кассу. Но поскольку «Артхаус Трафик» хотел показывать разные фильмы, в том числе очень нишевые, приходилось искать баланс между художественной и бизнес-составляющими процесса:

«Мы очень долго пытались выстроить систему и придумать, как это должно работать, – признается Денис. – И не могу сказать, что окончательно все придумали (смеется). Сейчас, конечно, есть много фильмов, которые попадают в жанр арт-кино, но которые смотрит аудитория в 25-30 тысяч человек. Тот же «Донбасс» Сергея Лозницы или «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера. Конечно же, с этими фильмами проще. Сложнее с теми, аудитория которых – тысяча человек. Но мы ведем несколько спецпроектов: фестивали национального кино – немецкого, британского, французского и так далее – которые делаем совместно с посольствами и культурными центрами; фестивальные проекты вроде «Киевской недели критики», где можно посмотреть действительно редкие, но очень хорошие картины. Они не имеют возможности выйти в широкий прокат, но свои 2 тысячи зрителей соберут на фестивале».

Вместе с компанией за эти 15 лет менялся и зритель – аудитория росла, расширялась, и сегодня это совершенно разные люди – от студентов, которых полно на каждом фестивале британского кино, и молодежи, которую теперь принято называть хипстерами, до женщин 50+, не пропускающих показы французских фильмов. Что интересно, эта аудитория не просто покупала билеты в кинотеатры, но и постоянно поддерживала связь со своим поставщиком хорошего кино:

«Это моя любимая история, – делится Марина. – Первую неделю, запустив фильм «Птицы», мы приходили к кинотеатру «Кинопанорама» и смотрели, кто выходит с показа и с какими лицами. Было такое guilty pleasure. Конечно, все были счастливы. Ты можешь почувствовать, что фильм понравился зрителю: то, что он мог бы адресовать авторам фильма, по факту адресуют дистрибутору. И иногда в этой зрительской благодарности удается искупаться. Да, умом ты понимаешь, что к авторству фильма отношения не имеешь, но благодарность принимать все равно очень приятно».

По словам Дениса, своей аудиторией «Артхаус Трафик» считает всех людей, которые ходят в кино (и в шутку добавляет, что всех, у кого есть глаза). Впрочем, так было не всегда: делить зрителей на «наших» и «не наших» дистрибутор перестал, когда понял, что у каждого конкретного фильма – своя аудитория. «Конечно, что-то должно быть поводом для диалога со зрителем – приз на фестивале, режиссер, звезда. Если нет ни того, ни другого – за что-то все равно нужно зацепиться, чтобы начать этот диалог. Безусловно, предпочтения у зрителя всегда есть, и есть какие-то очевидные «бренды» – режиссеры или актеры со своими историями успеха. Аудиторию каких-то режиссеров мы создавали сами – например, того же Франсуа Озона. Мы прокатывали большую часть его фильмов, начиная с 2004 года, и чувствуем себя частью команды этих картин. Тот же Педро Альмодовар – мы показывали несколько его фильмов, и хотя предыдущие работы режиссера могли быть у других дистрибуторов, за этим автором мы следим. И зрители, если брать какую-то условно нашу целевую аудиторию, тоже. Из актерских работ мы следим за тем, что делает Вигго Мортенсен – нам он кажется интересным, у него хороший вкус, а снимаясь в больших блокбастерах, он расширяет свою аудиторию».

А еще на выбор фильмов в компании влияют собственные вкусы: «Надо, чтобы нам нравилось, чтобы нам хотелось это показать, – говорит Марина. – У нашего программного директора есть волшебная фраза: «Я без этого фильма жить не смогу – купи». И потом, у нас все кино особенное, и многое зависит от того, как это «запаковать». Например, такая фишка: чем крупнее напишешь на постере «18+», тем больше ажиотаж. Отбирая контент, мы не подстраиваемся под публику, а ищем способы, как зрителю его предложить. В этом отношении, конечно, очень эгоистичный программинг получается. Главное – чтобы нам нравилось».

При этом выделить свои самые успешные проекты в «Артхаус Трафик» затрудняются – говорят, слишком много критериев, и каждый из них по-своему важен:

«Меня всегда смущает, когда мы начинаем сравнивать и говорить, что фильм Павликовского «Холодная война», например, был неуспешным, поскольку его посмотрело такое-то количество зрителей, а фильм «Сфера» с Томом Хэнксом и Эммой Уотсон был мегауспешным, – признается Денис. – У меня язык не поворачивается сказать, что «Сфера» – самый большой успех нашей компании, несмотря на то, что он собрал больше, чем «Холодная война» – и зрителей, и денег. Для меня успешный проект – это «Дом, который построил Джек», который превысил все наши прогнозы. «Донбасс» – очень успешный проект. «Далласский клуб покупателей» собрал приличный бокс-офис, несмотря на вводные: когда мы начинали работать с этим фильмом, для всех это было «кино про СПИД», все были очень скептически настроены. Но обстоятельства сложились так, что фильм получил «Оскар», Джаред Лето произнес на церемонии духоподъемную речь, упоминая Украину, тот же Джаред Лето приехал в Киев… Иногда обстоятельства складываются, и проект запоминается как успешный. Для меня успешность в том числе меряется тем, что мы смогли выпустить в прокат фильмы из списка лучших в 21 веке, и выжить».

Как и любая компания, работающая в любой сфере, дистрибутор не обходился без неудач, но и из них в «Артхаус Трафик» всегда умели извлекать уроки, чтобы двигаться дальше:

«Очевидные провалы случались, когда мы не могли посмотреть фильм заранее, а у него большие амбиции, и многие за него торгуются, – рассказывает Марина. – Мы рискуем, перебиваем ценой, привозим, расставляем – и все идет не так: дата не та, курс доллара взлетел… И все – яма. Так у всех бывает. Первым нашим испугом, по крайней мере моим, был «Затойчи» Такеши Китано, где наложились все факторы. Или «Диана», в которую мы вложили чуть ли не весь финансовый запас, который набрали за год: фильм вышел в декабре 2013-го, и «почему-то» не пошло… С другой стороны, это же все житейские штуки (улыбается).

Одной из сложностей был переход на цифру. На заре работы компании мы брали б/у копию фильма в Москве и показывали в украинских кинотеатрах по очереди. Это был последовательный прокат. Копии отправляли поездами, и в выходные «специальный сотрудник» компании – мы с Денисом – отправлялись на вокзал, в отстойники, чтобы забрать эти коробки весом по 40 кг у проводников. Вот так, пробираясь через рельсы и шпалы… Романтика, конечно, еще та.

Появление цифровых копий, с одной стороны, развязало нам руки. Но с другой – они очень тяжело внедрялись. И даже сейчас, несмотря на многолетний опыт работы с цифровым форматом, никто, мне кажется, до конца не понимает, как устроены эти заколдованные ключи (речь идет о формате DCP, – МН). Срывов из-за этих цифровых носителей было огромное количество. А у нас же фестивали, особенное кино – все это было очень сложно».

Одним из самых тяжелых периодов в истории компании, как и всей страны, была Революция Достоинства и последовавшие за ней события:

«Конечно, во время революций посещаемость кинотеатров падает, и контент нужен соответствующий, – продолжает Марина. – В январе каждого года мы выпускаем фестиваль «Вечера французского кино». Французское кино у нас очень любят, это всегда праздничный проект, околобогемная атмосфера, потому что после новогодних праздников всем хочется какой-то светской жизни. И в 2014 году мы столкнулись с дилеммой: с одной стороны, неловко за эту светскость, с другой – многим этого тогда не хватало. В общем, решили проводить. Конечно, без шампанского и макаронс, без музыки, без налета светскости – устроили тихую премьеру, но, на удивление, очень много людей пришло – видимо, им нужна была эта отдушина».

«В 2014 году было сложнее всего по ряду причин, – добавляет Денис. – Например, наш букер Лиля Алексеева жила в Донецке и работала в компании удаленно. Когда мы выпускали в прокат фильм Лозницы «Майдан», она его расписывала из оккупированного Донецка… Кроме всего прочего, в 2014 году ситуация было сложной психологически – никто не хотел начинать что-то новое, у многих наступил паралич воли, потому что ожидания были апокалиптическими».

Впрочем, за годы существования на рынке, в «Артхаус Трафик» выработали собственный способ выхода из таких ситуаций – работать с удвоенной силой:

«В 2014 году нам пришлось увеличить обороты, – признается Иванов. – Мы выпустили один из наших самых успешных проектов – «Далласский клуб покупателей», запустили «Чилдрен кинофест», фильм «Племя» – это тоже 2014 год. Мы работали, и много чего произошло, но фон, конечно, был очень непростой. У всех, не только у нас».

Говоря о «фоне», стоит учесть, что в 2014 году страна лишилась Крыма и части Донбасса, что, конечно, не могло не сказаться и на работе дистрибутора: по словам Марины, потеря кинотеатров в Крыму для компании была не так критична, а вот потеря Донецка и региона, который был большой частью рынка, ощущалась намного сильнее.

Путь, пройденный за 15 лет, научил компанию не фиксироваться на достижениях и все время идти вперед:

«Сомнения есть всегда, – признается Денис. – Каждый раз, когда мы начинали думать, что ситуация стабильна и все хорошо, что-то происходило – или финансовый кризис, или революция, или война. Поэтому мы никогда не расслабляемся, все время идем вперед, все время находимся на той территории, где никогда не были. И, возможно, никто не был – как с киноклубным движением, например. Никто из нашего ближайшего круга этого не делал, и часто не у кого бывает даже спросить совета. Мы все время находимся на такой зыбкой почве: где-то что-то стабильно работает, но мы движемся дальше».

Одесский международный кинофестиваль

В июле 2010 года на кинофестивальной карте Украины появилась новая точка – Одесса. Сегодня Одесский международный кинофестиваль не нуждается в представлении ни в стране, ни за рубежом, а тогда, 9 лет назад, он начинался как небольшой, но очень амбициозный проект, который делала все та же команда «Артхаус Трафик».

По словам Марины Шух, амбиция сделать кинофестиваль, вероятно, была у каждого из основателей компании – с тех самых пор, как они ушли с «Молодости». Но по-настоящему этой идеей горел Денис Иванов: «У нас всегда было так. Приходит Денис, в полной эйфории: «Ура, мы делаем то-то!» А остальные так, с опаской: «Ну да, идея хорошая, но, может, не надо?» Конечно, с одной стороны, это его сердило, но с другой, он настолько интенсивно продолжал крутить это колесо, что все понимали – либо ты подключаешься, либо будешь раздавлен. Когда Денис пришел с идеей кинофестиваля в Одессе, мы, конечно, быстро сделали презентацию, но между собой удивлялись: времени нет, опыта нет – какой фестиваль? А он где-то с месяц ходил на встречи с «большими людьми», и в какой-то момент, я хорошо помню этот апрельский день, сказал: «Мы делаем фестиваль». До старта ОМКФ оставалось три месяца.

Команда «Артхаус Трафик» разрабатывала и строила всю механику фестиваля. И хотя некоторые вещи, в силу отсутствия опыта, от внимания ускользали (например, при подготовке первого ОМКФ забыли о том, что команда должна где-то жить – гостиницы были забронированы только для гостей), в целом все понимали, каким должен быть фестиваль, и на чем делать акценты:

«У нас есть такая записная книжка, в которую мы вносим идеи, и они просто ждут своего часа. Одесский кинофестиваль на самом деле был одной из таких концепций. Мы видели, что многие фестивальные проекты в Украине не обеспечивают базовую инфраструктуру: им все равно, что каталог появляется к концу фестиваля, что зрителям забыли заранее рассказать, где какие показы, что где происходит (и программка тоже не висит) – такое отношение неправильно. По сути дела, та команда, которая собралась и сделала Одесский кинофестиваль, изначально исповедовала не самые высокие, а просто базовые стандарты, которые должны быть по умолчанию, – признается Иванов. – Мне кажется, что такой подход поменял отношение к тому, как это должно делаться, и в других проектах, фестивалях. Появилась среда, реальная конкуренция за зрителя, за внимание, за сервис. И это, мне кажется, здорово.

В целом, все возникло из нескольких вещей: во-первых, была концепция Одессы – идеального места для кинофестиваля, во-вторых, хотелось сделать что-то международное, и наш партнер Виктория Тигипко эту амбицию очень разделяла и поддерживала. ОМКФ родился как маленький фестиваль комедий, но со временем, когда начала приходить обратная связь, когда произошли серьезные корректировки по всем направлениям, когда становилось понятно: «Ага, вот как нужно было сделать на самом деле!» – из фестиваля комедий он превратился в фестиваль премьер, фестиваль национального кино и серьезную платформу для общения участников киноиндустрии. В то, чем это должно было быть».

Чтобы превратить фестиваль в профессиональную платформу для киноиндустрии, нужно было правильно организовать коммуникацию между разными цехами: режиссеров – с продюсерами, продюсеров – с дистрибуторами или кинотеатрами, авторов – с кинокритиками и так далее. Так в рамках ОМКФ появился кинорынок и прочие индустриальные площадки:

«Самая большая сложность – это коммуникация между людьми, – уверен Денис. – Для этого должно быть какое-то место, какой-то формат. И если эта коммуникация правильно организована, происходит всплеск: появляются новые проекты, новые перспективы, все начинает развиваться гораздо быстрее. Поэтому кинорынок, индустриальная секция, летняя киношкола и очень многие вещи были завязаны друг на друге. Если на фестивале есть конкурс – нужно развивать национальный конкурс; параллельно развивалась индустриальная секция – Work in progress и питчинги, а также всевозможные мастер-классы, кинорынок. Идея проста: человек, который на первых фестивалях был студентом киношколы ОМКФ, потом дорастет до того, что будет представлять свои первые фильмы кинотеатрам и дистрибуторам, участвовать в конкурсах. Так сейчас и происходит! То есть люди, приезжающие на фестиваль просто потусоваться, потом снимают свою первую короткометражку, участвуют в конкурсе, питчингуют свой первый фильм и так далее. Система, которая должна прокачивать таланты, давать им возможность, пространство и необходимые связи для того, чтобы двигаться вперед».

«Нельзя сказать, что не было проблем и ошибок, – продолжает Марина, – но было постоянное ощущение того, что ты точно понимаешь, для чего работаешь. Это была очень большая амбиция, воплощенная удачно. Вот правда, чувствовалось счастье от того, что это можно сделать, несмотря на рабочие дни по 16 часов без выходных и прекрасные ночи, когда во сне ты с кем-то переписываешься, достигаешь каких-то договоренностей, а потом в реальности не понимаешь, было это или нет (смеется)».

Тем не менее, за 5 лет, в течение которых команда «Артхаус Трафик» активно развивала ОМКФ, накопились и усталость, и противоречия между партнерами, поэтому в начале 2014 года пути компании и фестиваля разошлись, хотя Денис предпочитает использовать другую дефиницию:

«Мы не то чтобы разошлись – мы перестали делать ОМКФ, но до сих пор находимся в прекрасных отношениях и с текущей командой фестиваля, и с Викторией. Мы хотели развивать свои проекты – и продюсерские, и подтягивать дистрибуцию, и заниматься другими фестивалями. Мы почувствовали, что ОМКФ стоит на нужных рельсах. И еще: в 2010-м мы привозили в Одессу Гуннара Бергдала, первого директора фестиваля в Гетеборге. Выпивая в фестивальном клубе, он нам рассказывал, что на фестивале каждые пять-шесть лет желательно менять директора, как страна меняет президента. Потому что в противном случае все начинает повторяться – нельзя узурпировать это место. И я считаю, что ОМКФ – это не только мой проект, не только проект команды – это проект всеукраинский. Они принадлежит городу, людям, которые в нем участвуют, это явление. Все вещи, сделанные нами, лежали на поверхности, в них не было ничего оригинального. Но, с другой стороны, это нужно было кому-то сделать».

Сегодня Денис, приезжая на ОМКФ как дистрибутор и продюсер, отмечает, что команда фестиваля работает круто: «Это место стало «маст би» для очень многих европейских профессионалов. Они знают: Одесса – надо ехать, потому что там будут все. Очень непросто добиться того, чтобы вот этот большой клуб важных людей вписал ОМКФ в свое фестивальное расписание. И я считаю, что это одна из огромных заслуг текущей команды, которая очень подробно ведет всю необходимую работу по коммуникации».

Фестивали на любой вкус и для любого зрителя

За семь лет до появления ОМКФ, уже в первый год своего существования, «Артхаус Трафик» начала делать фестивали – первым таким проектом компании стал уже упомянутый «Фестиваль японского кино». С тех пор количество мероприятий перевалило за 80: фестивали французского, немецкого, британского, австрийского, швейцарского, польского, израильского, японского, итальянского, испанского, американского, финского, чешского, шведского, азиатского, скандинавского кино – проще, вероятно, назвать страны, кинематографии которых дистрибутор не представлял на своих фестивалях. Еще одним важным направлением работы компании стали фестивали украинского кино за границей: мероприятия организовывались в Амстердаме, Варшаве, Торонто и Брюсселе, в последних двух городах проводятся постоянно.

«У нас есть Дни украинского кино в Брюсселе, которые мы делаем уже четвертый год, и есть в Торонто, – рассказывает Денис. – Сейчас постоянно делаем в двух странах, но планируем немного расширить список. Это направление появилось в нашей работе в связи со сложной ситуацией, которая возникла в стране. Стало совершенно очевидно, что отсутствие культурной дипломатии, отсутствие украинского голоса в мире – наша общая проблема. При этом в стране снимается кино, и в 2015 году мы стали делать такие фестивали очень активно. Тогда вышли фильмы «Все палає» Александра Течинского, «Племя», «Поводырь» – картины, которые действительно что-то рассказывают о ситуации. Мы посчитали, что делиться этим абсолютно необходимо, и начали искать возможности».

Естественно, назвать такие проекты коммерческими нельзя – в их проведении компании помогают посольства, партнеры, иногда – сами площадки, на которых проводятся фестивали, и организации украинцев за границей. «У нас достаточно широкий круг общения за рубежом, поскольку мы все время ездим на фестивали, рынки, занимаемся копродюсированием, покупаем и продаем кино, – добавляет Денис. – Все строится только на личных связях, это и есть дипломатия.

Бельгия – не та страна, в которой большая украинская диаспора, в отличие от Канады: официально порядка пары тысяч человек, плюс еще тысяч 10 неофициально. Брюссель – фактическая столица Евросоюза, треть населения города – люди, так или иначе связанные с европейскими структурами. Мы почувствовали, что нас там нет, и это неправильно. В Брюсселе принимаются решения, от которых зависит судьба нашей страны, и как-то странно не иметь там представительства. Мы выбрали место – BOZAR – площадку типа Линкольн-центра, совмещающую несколько мощных культурных институций под одной крышей, у которой есть репутация и своя аудитория, и которая находится в самом центре Брюсселя. Там работают прекрасные люди, с которыми мы подружились, и начали это делать.

У Дней украинского кино в Брюсселе уже сложилась аудитория: начиная от европарламентариев, которые поддерживают Украину, ходят на фестиваль из года в год, смотрят кино, принимают участие в дискуссиях, являются адвокатами дела Олега Сенцова, реально «топят» за Украину, до людей, которые просто живут в городе. Например, есть китаянка, которая ежегодно приходит на все показы, покупает билеты – она работает в Брюсселе. Когда-то побывав в Украине и полюбив страну, она теперь ее искренне поддерживает».

Для Дней украинского кино в Брюсселе компания выбирает фильмы, посвященный темам, «которые болят», отражают то, что происходит с Украиной, отношения страны с миром, то, о чем нужно проговорить. Кроме того, внимание обращается на картины, имевшие фестивальный успех или популярность в украинском прокате. Последний критерий важен и для отбора фильмов на показы в Торонто: там, где есть очень мощная украинская диаспора, нужно показывать фильмы, ставшие важными событиями в украинском кино. Как правило, правообладатели без проблем идут на контакт с организаторами и поддерживают такие инициативы – сами понимаете, дополнительное внимание к украинским талантам на мировой арене лишним не будет.

Короткометражное кино – отдельная страница в работе «Артхаус Трафик». Компания первой начала показывать подборки короткометражек и, по сути, ввела на них моду:

«Работая на фестивале «Молодость», где есть отдельный профессиональный конкурс короткого метра, мы поражались, насколько это другой жанр кино, и насколько эти фильмы смотрибельны, – признается Денис. – Мы открыли для себя, что короткометражки – не «тизер» будущего полного метра или ученические работы, как почему-то принято считать, в этом жанре очень много по-настоящему серьезных работ. Уже будучи в «Артхаус Трафик», мы узнали, что есть такая всемирная сеть Future Shorts: написали организаторам и предложили привезти пилотный проект».

«Фабьен, запускавший в Лондоне ежемесячную программу Future Shorts, прислал нам первый диск с этими короткометражками, – вспоминает Марина Шух, – ни субтитров, ни диалоговых листов, ничего. И я, надев наушники, просто по слуху все это перевела. Проект пилотный, рискованный, озвучивать дорого – мы пошли к знакомому, у которого был микрофон на «швабре», и я свои детским голосом начитала перевод. Послушав, Денис сказал, что это непрофессионально, хотя бы голос должен быть нормальным, и мы стали проект по чуть-чуть развивать. Несколько лет мы работали с этими Future Shotrs, сначала выпускали каждый месяц, потом – чуть реже, а потом фильмы стали повторяться – видимо, ребята, которые в Лондоне собирали эти программы, в какой-то момент иссякли».

«Короткометражки Future Shorts мы показывали несколько лет, и произошел некий прецедент, – добавляет Денис. – Мы начали собирать альманахи украинского короткометражного кино, и потом вместе с аудиовизуальным атташе французского посольства, которая здесь работала, сделали кампанию по мировому прокату короткометражек. То есть взяли права на несколько французских фильмов, выпустили их в разных странах – Украине, Польше, России, Бразилии. Позже подхватили «Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов», Oscar Shorts – все это запустило моду на подборки, и сейчас их делает не одна компания. И главное – у короткометражного кино появился малюсенький, но все-таки рынок кинопроката. И это прецедент – такого нет ни во Франции, ни в Америке, ни в Британии. В этом смысле мы оказались форвардом процесса: зрители поверили в то, что это можно смотреть в кино. Сейчас мы ведем два больших проекта – Манхэттенский фестиваль короткометражек (очень нравится, как отборщики работают с программой, и интерактивный принцип, когда зрители голосуют за лучший фильм, нам кажется важным) и подборку короткометражек Oscar shorts – короткометражные работы, которые номинируются на «Оскар».

Два года назад «Артхаус Трафик» запустил еще один важный для индустрии фестиваль -«Киевская неделя критики», при котором в 2018-м появилась премия критиков «Киноколо», вручаемая отечественным фильмам.

«Это тоже одна из идей, которые долгое время лежали отложенными, – признается Денис. – Концепция заключается в том, что отбором фильмов занимаются люди, для которых разбираться в кино – профессиональная деятельность. Вроде бы, просто, но никто до сих пор почему-то этого не сделал. Я поделился идеей с Дарьей Бадьер, она очень вдохновилась и стала энергично помогать: предложила коллег-кинокритиков, которые могли бы войти в селективную комиссию, мы объединили ресурсы и сделали небольшой пилотный проект, чтобы понять, можем ли работать вместе и нужно ли это публике. Тем, что произошло в первый год, все были очень вдохновлены, и мы решили фестиваль развивать – думаю, чтобы он вышел на определенный уровень, нужно еще 4-5 лет».

К организации этого фестиваля компания применила модель исходить из интересов каждого человека, присоединяющегося к процессу: если я зритель, что должен сделать организатор, чтобы мне было удобно? А если я критик, или кинематографист, или представитель прессы? «Мне кажется, это самый правильный подход к организации – получается проект, в котором мы все сами хотели бы оказаться зрителями. Более того, это один из тех проектов, в котором мы поставили себе какие-то количественные показатели, и вышли на них тютелька в тютельку», – резюмирует Денис.

Фестиваль активно развивается: на второй год его существования четко обрисовался формат, появились служба аккредитации, адекватный сайт, общегородской проект «Машина времени» (на главных площадях города показывают хронику этих же мест, снятую в разные времена) и премия «Киноколо», о которой также стоит сказать несколько слов:

«В развитых кинематографиях должна быть премия кинокритиков, это очевидная штука. У нас фестиваль кинокритики, который призван в том числе развивать профессиональную среду – это заложено в названии. Украинское кино переживает период бурного роста, и, мне кажется, не все понимают роль, которую критика может играть в этом процессе: ее мнение по поводу украинских фильмов на самом деле важно. Кроме того, премия дает фильмам дополнительную возможность засветиться, выиграть для себя какое-то медиапространство. В украинском кино только формируется тема звезд, которая так или иначе должна быть, и в данном случае «Киноколо» – одна из премий, которые этот институт звезд призваны формировать».

Работа с киноклубами

В конце 1990-х будущие основатели «Артхаус Трафик» – Денис и Марина – вели киноклуб при университете. Неудивительно, что в какой-то момент их компания, окрепнув и встав на ноги, начала вести работу с киноклубами, развивая это движение по всей стране. А началось все со студенческой инициативы: к дистрибутору обратились молодые люди, создававшие киноклуб при своем вузе и решившие показывать фильмы не пиратским способом, а легально. Конечно, компания инициативу поддержала, согласившись предоставить проекты из своего каталога для некоммерческих показов. С организацией киноклуба молодые люди не справились и пропали с радаров «Артхаус Трафик», но зерно было посеяно:

«В стране было очень много киноклубов, показывавших наши фильмы пиратским способом: мы должны были, с одной стороны, дать им возможность показывать это легально, с другой – защититься от пиратства, – объясняет Иванов. – Количество запросов от киноклубов, которые хотели быть легальными, начало расти, количество нелегальных показов тоже постоянно увеличивалось – мы должны были как-то реагировать. Несколько заведений, показывавших наши фильмы пиратским образом, мы закрыли: когда люди вообще не шли на контакт и считали, что все делают правильно (а мы так не считали), приходилось доказывать свои права – подавать заявления в милицию, в прокуратуру. Собственно говоря, идея работы с киноклубами возникла, чтобы канализировать этот поток запросов.

И потом, мы же все время общаемся с коллегами из других стран. Например, на фестивале в Локарно была очень интересная дискуссия о ключевой аудитории арт-кино. Почему в странах с плюс-минус похожей демографией она отличается, и в Польше фильм условного Звягинцева собирает зрителей больше, чем в России с населением 150 млн человек? Задавая эти вопросы, мы выяснили, что в Польше была очень развита сеть киноклубов – соответственно, кинокультура в целом. И это стало еще одной причиной того, почему мы начали работать с киноклубами, не имея никакой далеко идущей стратегии. Сделали маленький пилот, формируя принципы работы уже в процессе, и со временем увидели, что это работает».

Сотрудничество «Артхаус Трафик» с киноклубами построено просто: организаторам некоммерческих киноклубов предлагается каталог фильмов (коммерческим клубам, а также заведениям, продающим еду, напитки и прочие товары, предлагается то же самое, но за фиксированную плату), взамен просят демонстрировать трейлеры фильмов, выходящих в прокат, и предоставлять отчетность о зрительской аудитории.

«Нельзя сказать, что мы объединили киноклубы в сеть, – продолжает Денис, – но у нас появилась возможность легального распространения нашего кино. Сейчас в киноклубах происходит масса всего интересного. Например, специальные события: недавно мы показывали «Догвилль» Ларса фон Триера – купили права, сделали один коммерческий показ в кинотеатре, а дальше показывали в киноклубах, помогая проявиться фильму «Дом, который построил Джек», который запускался в прокат. Очень здорово работают фестивальные проекты: уже не первый год в киноклубах проводится фестиваль, в рамках которого мы показываем лучшее европейское кино».

По словам Дениса, аудитория у киноклубов совершенно разная, и от наличия или отсутствия кинотеатров в населенном пункте не зависит:

«В первую очередь, это вопрос здорового культурного активизма – мы же не являемся организаторами, а только помогаем с контентом. Очевидно, что киноклубов больше там, где живет больше людей. То есть это крупные города – Киев, Одесса, Днепр. Но есть у нас и поселки городского типа, в которых активисты занимаются кинопоказами, киноклубы в вузах, в библиотеках, которые уже осознали себя как медиатеки, есть неформальные объединения – киноклуб может быть чуть ли не в коммунальной квартире, где живут художники, и там же организовываются показы. Сейчас это больше 200 киноклубов совершенно разного формата, с разной аудиторией, но думаю, что движение будет постепенно расти – не во всех городах есть киносети, и не все люди ходят в кинотеатры».

Компания старается разнообразить контент для киноклубов, постоянно придумывая какие-то специальные события. Сейчас, например, идет фестиваль британского кино, который продлится до марта: «Там мы показываем, кроме фильмов Фестиваля британского кино прошлого сезона, и короткометражек, номинированных на BAFTA, фантастический документальный проект Питера Джексона о Первой мировой войне. Это раскрашенная и переозвученная хроника Первой мировой, которую можно посмотреть только в киноклубном формате – в кинотеатрах проект будет недоступен», – говорит Денис.

Дальше – дело за активистами: по мнению Иванова, киноклубы – это не только площадки для встреч, дискуссий и популяризации кино как такового, но и отличное поле для формирования лидеров. Как знать, возможно, в будущем именно эти люди станут инициаторами и «паровозами» важных культурных изменений в стране.

«Чилдрен кинофест»

Самой удивительной страницей в истории «Артхаус Трафик» мне всегда казался «Чилдрен кинофест». И не только потому, что системная работа с детским кино в Украине – это что-то из ряда вон. Просто вспомните: весна 2014 года, аннексия Крыма, начало войны на востоке, экономический кризис, а компания объявляет о запуске… кинофестиваля для детей.

Впрочем, история «Чилдрен кинофеста» началась намного раньше, и совершенно не так, как можно было бы предположить, исходя из вводных:

«У нас двое детей, – рассказывает Марина Шух. – Когда родился Санька, старший (он на два года старше «Артхаус Трафик»), я оказалась в полной изоляции, потому что на тот момент у нас вообще не было друзей с детьми. Когда Сане исполнилось 5 лет, я хлопнула рукой по столу и сказала, что мы устроим детский праздник, интересный и взрослым. Так мы стали делать детские вечеринки. Потом родился Марик, у наших друзей тоже появились дети: мы снимали дом под Киевом, и звали всех, у кого есть дети или кто неплохо относится к детям, чтобы проводить время вместе. И называлось это у нас «Чилдрен фест». Оба наших ребенка родились в сентябре, и в эту неделю у нас всегда были эти «Чилдрен фесты». Там все веселились, пели, устраивали самодельные квесты – каждый год придумывали что-то интересное.

А теперь возвращаемся к 2014 году. Работа с Одесским кинофестивалем на тот момент закончилось, ситуация с прокатом очень сложная, и Денис говорит: «Значит, будем делать фестиваль для детей». Первый, пробный, получился не особенно удачным: он был платным, площадка не совсем правильная подобралась (кинотеатр «Киев» боится детей – у них ковролин, все очень аристократично)… В общем много деталей. Но мы получили необходимые знания, и потом стали все это обсуждать: в частности, как опыт проведения своих домашних «Чилдрен фестов» экстраполировать на большой фестиваль. Так родилась благотворительная концепция и дух мероприятия, от организации которого ты действительно получаешь удовольствие. Как мама я хорошо понимала, о чем нужно позаботиться: что на фестивале должна быть медсестра, что нужно подумать, как защититься от педофилов, о том, что дети могут делать перед фильмами, что нельзя проводить премьеру больше 30 минут, потому что они утомятся, как подбирать контент, как его ранжировать по возрасту. Все это было понятно, благодаря опыту со своими детьми. Ну а Денис потом смог все это поставить на такой высокий организационный уровень».

«В 2014 году был не первый кризис, который мы видели, – говорит Денис. – И мы знаем, что иногда кризис дает много возможностей. Главная сложность в такой ситуации – кого-то на что-то сподвигнуть. В тот момент всем захотелось сделать что-то хорошее, отреагировать на события адекватным образом, начав какую-то гуманитарную работу, которая не велась в предыдущие годы – например, запустить такой проект как «Чилдрен кинофест». С одной стороны, было сложно, но с другой – просто, потому что инициативу поддержали многие кинотеатры, партнеры-координаторы в разных городах, самые разные институции. Конечно, что-то мы сейчас вспоминаем с саркастической ухмылкой: мы, например, писали письма мэриям украинских городов с просьбой поддержать проект, и одна из первых отреагировавших, причем мгновенно, была мэрия Донецка. Они успели разместить билборды, но «Чилдрен кинофест» в Донецке не состоялся из-за всем известных событий. Мы потом долго смотрели в новостях, как боевики пробегают мимо огромных билбордов с совенком Чарли. И это был такой сюрреалистический момент… Тем не менее, сейчас «Чилдрен кинофест» превратился в один из любимых проектов «Артхаус Трафик» – таких, когда ты чувствуешь, что занимаешься чем-то важным. Это очень вдохновляет».

Проведя первый фестиваль, компания поняла, что такой контент нужен аудитории – осталось наладить отношения между зрителем, родителем зрителя и площадками. Фестиваль стал бесплатным, появилась электронная регистрация зрителей (как объясняет Марина, если человек сделал какое-то усилие, зарегистрировался, значит, он уже включил мероприятие в свой календарь), даты скоординировали с графиком работы школ (день последнего звонка теперь часто совпадает с открытием «Чилдрен кинофеста»), выкристаллизовались критерии отбора фильмов:

«Главная концептуальная штука, – продолжает Марина, – показывать фильмы о реальных детях – не комиксы, не выдуманные миры, а реальные, жизненные истории. Чтобы был герой, с которым зритель может себя ассоциировать. В Европе огромное количество такого кино, там-то мы и сфокусировали все внимание. В этом уникальность, потому что у нас такого нет. Да и в Америке такого мало. С другой стороны, так круто смотреть с ребенком фильм, который можно потом обсудить, в котором он может поставить себя на место героя. Там же бывают страшнейшие драмы: про вранье например. Я сама вжималась в кресло, когда это смотрела. На такие темы ты не поговоришь со своим ребенком напрямую, а глядя на героев на экране, мы понимаем, что тоже так делаем. Я, например, смогла признаться, рассказать своему сыну, как в детстве пыталась украсть в магазине желатин: думала, что потеряла деньги, и не могла сказать маме. Сейчас это может показаться смешным, но это же очень глубокие травмы – ситуации, когда кажется, что ничего не сделаешь, кроме как украсть, соврать… Вот такой концепт».

«Чилдрен кинофест» ориентирован на зрителей от 4 до 14 лет, фильмы, как правило, ранжируются по возрасту и по полу главного героя:

«В 4 года ребенок не может высидеть больше часа, тем не менее, и для такого зрителя в Европе снимают замечательное кино. Например, про летний лагерь: как дети ходят купаться, что-то делают. В таких фильмах даже сюжетности как таковой нет, но есть настроение, и можно разговаривать во время сеанса. Так круто сидеть в этом зале: дети же не могут молчать, они все комментируют, все предвкушают. Задача такого фильма – чтобы человек в первый раз пришел в кинотеатр. Это делается ради кресел, ради большого экрана, ради атмосферы – не ради фильма. Очень интересно в программе отслеживается гендерный вопрос, потому что если на постере изображена девочка – мальчики не придут. И важно каждый раз соблюдать баланс программы, приходится отдельно отслеживать фильмы для мальчиков и фильмы для девочек».

Сегодня «Чилдрен кинофест» проводится в 22-х городах на 24-х площадках. Как сделать все это бесплатным для зрителя? По словам Марины, очень сложно, но одновременно и очень легко: «Это именно то, в чем хочется участвовать на всех стадиях. Это как угостить ребенка печеньем – ты никогда не подумаешь, каких усилий тебе стоило это печенье. И так для любого взрослого, любого партнера, любого родителя».

На четвертый год существования фестиваля в его программе появился конкурс детских короткометражек – маленькая индустриальная секция с большими амбициями:

«Фестиваль – это не просто праздник и показ фильмов, – уверен Денис Иванов. – Это платформа для профессионального общения, для продвижения каких-то идей. «Чилдрен кинофест» с самого начала продвигал европейские ценности, и, наблюдая, как развивается направление детского кино, работы с детьми, мы решили сделать на фестивале маленькую индустриальную секцию. Искусство кино, которое развивается в стране, должно базироваться на образовании. К вузам человек должен подходить подготовленным – допустим, невозможно поступить в консерваторию, не занимаясь музыкой до этого. Точно так же и с кино – как у нас появятся 20-летние вундеркинды, если они в 18 лет впервые возьмут в руки камеру? Поэтому появилась идея сделать конкурс детских короткометражек. Наши менеджерки фестиваля нашли массу инициатив, занимающихся детским кинообразованием: от проекта «Желтый автобус», который делает Ярослав Пилунский (снимают с детьми на востоке короткометражные работы), и днепровской школы «Веснянка», которая много лет занимается развитием детской анимации, до маленьких школьных клубов, детских киношкол, школ журналистики. Нашли их контакты, связались и объявили конкурс.

Каждый год приходит более 150 заявок, из которых мы отбираем 10 финалистов в двух возрастных категориях. Авторов фильмов мы привозим в Киев, они представляют свои картины – для них это настоящий кинофестиваль. Потому что если дети занимаются искусством кино, но делают это в стол и показывают работы только друзьям и знакомым, они не чувствуют, что это кому-то нужно. А когда есть показ в зале на тысячу мест, денежные призы, показ работ финалистов «Чилдрен кинофеста» на Одесском кинофестивале, это поддерживает, возбуждает желание заниматься кино, дает какую-то перспективу. На сайте «Чилдрен кинофеста» вывешена база международных кинофестивалей, на которые можно подавать фильмы, снятые детьми, и мы очень надеемся расширять и углублять эту историю, заниматься детским кинообразованием с коллегами и партнерами. Пройдет 15 лет, и хотя бы один из финалистов фестиваля выберет для себя кино как профессию, и мы будем этим человеком гордиться».

«Племя», «Донбасс» и «оскаровские» приседания

Помимо проката кино и организации разнообразнейших фестивалей, компания «Артхаус Трафик» периодически участвует в производстве украинских фильмов как сопродюсер – от короткометражек до известных во всем мире «Донбасса» и «Племени». А началось все в 2005 году, когда компания присоединилась к первому своему проекту – фильму Любомира Левицкого «Штольня».

«Мы иногда пускаемся в авантюры, заходим на территории, где еще не были, и начинаем там осматриваться, – объясняет решение стать сопродюсерами Денис Иванов. – К проекту «Штольня» мы присоединились уже на этапе постпродакшена и маркетингового продвижения картины – узнав об этом фильме, мы решили, что это прецедент в украинском кино. И в принципе он таким и был. Первый фильм на украинском языке, выпущенный в украинский прокат, одна из первых попыток сделать жанровое кино. Для меня этот был момент украинской «Ведьмы из Блэр»: авторы рисовали такой образ и, в общем, с ним шли до конца. Когда ты занимаешься распространением кино, его продвижением на разных платформах, всегда хочется быть на этап раньше, принимать участие в создании фильмов, поэтому мы и решились тогда на эту авантюру. Думаю, что все, принимавшие участие в процессе, сейчас, скорее всего, скажут, что это проект сомнительных художественных качеств. Тем не менее, это важный проект, потому что все ребята – и продюсер Алексей Хорошко, и режиссер Любомир Кобыльчук (сейчас Левицкий) – люди очень увлеченные, и с ними было невероятно интересно работать. Когда ты что-то делаешь впервые, обязательно будет много ошибок, сложностей, но эти сложности классическим образом помогла преодолеть потрясающая команда, которая тогда собралась.

После «Штольни» мы долго думали, что сделать следующим, потому что кино, которое вышло, очевидно, не совсем отвечало нашему внутреннему цензору. Цензор сказал, что нужно заниматься чем-то другим, и когда пришел Владимир Тихий с концепцией короткометражек, которые могут дать высказаться поколению, и при этом могут быть сняты почти безбюджетно, нам это очень понравилось. В проекте «Мудаки. Арабески» мы были сопродюсерами – помогали реализоваться тому, что по сути дела превратилось в несколько альманахов и мощный талант-скаутинг. В двух проектах – «Мудаки. Арабески» и «Україно, goodbye!» – сняли около 40 короткометражек. Там были и Мирослав Слабошпицкий с фильмами «Ядерные отходы» и «Глухота», и Юрий Ковалев с двумя проектами, который потом снял первое украинское фэнтези «Сторожевая застава», и Дмитрий Сухолиткий-Собчук, который потом снял «Штангиста» и сейчас готовится к первому полному метру, и еще очень много талантливых людей. Стало понятно, кто зашел в кино, чтобы потом зарабатывать, снимая рекламу и телепроекты, а кто действительно пришел в профессию со своими взглядами, с какой-то романтикой, чтобы действительно делать кино.

«Артхаус Трафик» занималась фестивальным продвижением проекта, альманахи были показаны во многих странах, и это сыграло свою роль: глава world sales-компании Alpha Violet, которая потом была соавтором успеха «Племени» на международных рынках, на одном из фестивалей посмотрела эту подборку, после чего связалась с нами и сказала, что хочет быть в курсе, что снимают такие-то режиссеры – мол, когда у них будут первые полные метры, обязательно обратитесь ко мне.

Эти короткометражки вышли в украинский прокат, выпускались на DVD – то есть были сделаны какие-то вещи, чтобы проект не был маргинальным, а помог вывести своих авторов в украинский мейнстрим. В принципе, так и получилось: проросло целое поколение режиссеров, которые сейчас снимают разные фильмы».

В разные годы компания была сопродюсером фильмов «Зеленая кофта» Владимира Тихого, «Племя» Мирослава Слабошпицкого, «Уровень черного» Валентина Васяновича и «Донбасс» Сергея Лозницы, два из которых подавались от Украины на «Оскар», а еще один собрал более 40 международных наград и стал важным этапом в развитии украинского кино как искусства:

– Фильм «Племя» не шел в определенном тренде, не повторял сделанного ранее. В нем режиссер занимался развитием языка кино, а этим могут заниматься только действительно большие авторы, для них важно не только «что» рассказывать, но и «как». По сути Мирослав сделал один из немногих за последнее время фильмов, развивающих сам язык кино. И несмотря на то, что история снята в Украине, на украинском материале, там есть вещи, понятные зрителям в Колумбии, Японии, в самых разных частях земли. Этот фильм мог бы быть снят в любой из стран мира и выглядеть точно так же. Он действительно получился универсальным.

– Два года назад вы говорили, что Мирослав Слабошпицкий и Сергей Лозница олицетворяют для вас украинское арт-кино. С тех пор вышло много фильмов – новых имен не добавилось?

– Если говорить об общепризнанных классиках, то нет. Но в прошлом году произошло много действительно мощных дебютов: Марина Степанская, Роман Бондарчук, Тоня Ноябрева, Аркадий Непиталюк и другие, выпускавшие свои полнометражные фильмы в прокат. У всех, мне кажется, состоялись классные дебюты. Скоро выйдут фильмы Наримана Алиева, Антонио Лукича. Это новое поколение, у этих режиссеров будет еще много мощных фильмов, которых я лично очень жду.

– Вернемся к Лознице. Как думаете, почему «Донбасс» не попал в шорт-лист оскаровской номинации «Лучший фильм на иностранном языке»?

– Когда мы говорим о главной кинопремии этой планеты, нужно понимать, что от разных стран подались, если не ошибаюсь, 88 фильмов, среди которых есть очень достойные работы, и конкуренция, конечно, сумасшедшая. Среди них есть явные фавориты, и есть следующее звено – фильмы, которые все время обсуждаются, о которых пишет пресса, и «Донбасс» был одной из этих 15-ти картин, но в фаворитах премии, которым все прочили попадание в номинацию, его не было. С другой стороны, в этом процессе всегда есть определенная нелогичность: некоторые фильмы, которые по своим художественным качествам объективно находятся гораздо ниже «Донбасса», в шорт-листе оказались, и в то же время бельгийский фильм «Девушка», один из фаворитов, в девятку не попал, фильм «Граница», который у нас выходил под названием «На границе миров», – тоже не попал, хотя получил главный приз в секции Каннского кинофестиваля «Особый взгляд», где Сергей Лозница получил приз за режиссуру. И так далее. У нас всегда есть этот элемент «зрады» – мол, вот, украинский фильм не попал…

– Но шансы-то у нас были?

– Шансы были. И мы со своей стороны постарались их увеличить максимально: у фильма действительно были все необходимые карты, чтобы всерьез участвовать в этой кампании. Как мы шутим, снаряды ложатся все ближе (улыбается), но это не дело одного года. В этот раз фактически впервые за всю украинскую историю оскаровского движения кампания была дофинансирована, работал профессиональный публицист, были сделаны все необходимые приседания для того, чтобы это произошло. И, кстати, «Донбасс» бы так не обсуждали, если бы не было этой оскаровской кампании.

– Но, получается, одного обсуждения недостаточно.

– Если посмотреть, как выглядит этот процесс в целом, то вы увидите, что люди, которые занимаются отбором в категорию «Лучший фильм на иностранном языке», работают на волонтерских началах. Они должны посмотреть под 90 фильмов как волонтеры. И такое количество времени могут потратить люди, которые уже не работают активно в киноиндустрии, то есть условно находятся на пенсии. Соответственно, вкусы у этих людей довольно специфические. А у нас не фильм хорошего настроения, не классический во всех смыслах – не такой, как, скажем, «Холодная война» Павликовского. Да, Сергей Лозница – классик, но его фильмы в Америке никогда не выходили в широкий прокат.

Шесть фильмов отбираются вот этими киноакадемиками, еще три фильма добавляет исполнительный комитет премии – это сделано для того, чтобы не пропустить какие-то важные работы, которые киноакадемики могли не заметить по какой-то причине. И мы, честно говоря, очень рассчитывали, что нас рассмотрит именно этот комитет, потому что шансы войти в шестерку фильмов, отобранных киноакадемиками, мы сразу оценили, как очень небольшие. Это не фильм хорошего настроения, не фильм, понятный людям, которые живут в Лос-Анджелесе, на другом конце земли, где круглый год светит солнце и никогда не было войны.

Понятно, что когда организовывается оскаровская кампания, всем хочется получить номинацию, но это джек-пот. Поэтому цели кампании, с моей точки зрения, должны быть совершенно другими: во-первых, представление киноиндустрии страны – поверьте, в Лос-Анджелесе очень мало людей понимают, что в Украине вообще есть кино, режиссеры, индустрия. Во-вторых, культурная дипломатия, донесение каких-то месседжей. Главный показ, который мы устраивали для киноакадемиков, интервью Сергея Лозницы, сессии вопросов-ответов – все это общение позволило донести нашу точку зрения, в том числе на важные политические процессы. Даже просто работа по вычеркиванию во всяческих публикациях и пресс-релизах формулировки «гражданская война» на Донбассе.

– А там это видят именно так?

– Абсолютно! «Гражданская война» на Донбассе – это месседж российской пропаганды, и он настолько там въелся, что важен сам факт, что эта тема поднимается, и мы заняли однозначную позицию, что нет никакой гражданской войны, а есть агрессия со стороны России. Ну и, в-третьих, возвращаясь к целям кампании, это продвижение украинских талантов на североамериканском рынке. Это дело не одного года и не одной кампании.

– Расскажите, как кампания строилась.

– Во-первых, был найден публицист. Мы работали с компанией Divergent PR: их клиенты неоднократно получали «Оскар» – например, они промоутировали фильм «Ида» Павла Павликовского. Все публицисты занимаются несколькими картинами, и один из трех фильмов, с которыми работал наш публицист, оказался в этой девятке.

– Вы провели все пять показов, запланированных в Лос-Анджелесе?

– Да, и все они рекламировались в профессиональных изданиях. У них есть отдельные выпуски, посвященные «Оскару» за лучший иностранный фильм, и мы там дали рекламу, потому что многие киноакадемики именно так получают информацию – листают журнал, смотрят, где какой показ. Делаются профессиональные email-рассылки для академиков, проводятся интервью (например, Сергей Лозница дал большое интервью в журнале The Wrap). И, конечно же, большую роль играет личное общение публициста с людьми, которые принимают решение. Все эти приседания были сделаны.

– Насколько все это отличалось от кампании фильма «Уровень черного», который подавался от Украины в прошлом году, и в котором вы также были сопродюсерами?

– Подаваясь с фильмом Валентина Васяновича «Уровень черного» на отбор украинского оскаровского комитета, мы не думали, что победим – это было сделано, скорее, для очистки совести. Мы думали, что будет другой фаворит.

– Кто же?

– Мы думали, что это будет фильм Марины Степанской «Стремглав», потому что у него на тот момент была премьера на фестивале класса А (в Карловых Варах, – МН), уже была какая-то пресса, а у «Уровня черного» международной премьеры еще не было. Решение комитета для нас было неожиданностью, и мы начали собирать бюджет кампании по копейке. Пока собирали, познакомились со всей этой структурой, публицистами – многих отсеяли, а другие уже набрали себе фильмов, и к моменту, когда у нас появилась минимальная сумма, с которой можно сделать хоть что-то, уже не могли взять нас. Но это же ответственность – тебя отбирают от страны, и ты не можешь просто ничего не сделать. Одна из публицистов, которая не смогла взять «Уровень черного», так как было поздно, дала нам очень дельные советы, и мы фактически организовали кампанию напрямую: дали рекламу во всех профессиональных изданиях, организовали показ, привезли на него режиссера, было интересное общение.

– То есть вы получили необходимый опыт.

– Да, и был опыт предыдущих кандидатов. Мы встретились с Романом Бондарчуком, который с «Украинскими шерифами» сделал кампанию – он поделился информацией, а мы собираемся поделиться с будущими кандидатами от Украины и опытом, и всеми контактами. Также помогала Ольга Журженко, представитель украинской диаспоры, которая живет в Лос-Анджелесе: ее компания «Укркино» выиграла грант Украинского культурного фонда по организации оскаровской кампании. И уже несколько лет подряд кампанию оскаровского кандидата от Украины, напомню, поддерживает Госкино.

– «Артхаус Трафик» также сопродюсировал фильм «Полина», который должен был выйти в прокат в 2016-м. Почему все отложилось до 2019-го?

– Все проекты разные, режиссеры у проектов разные. У «Полины» так сложилась судьба, возникло много сложностей. Я находился в начале процесса и сейчас не являюсь его движущей силой, но этот фильм будет закончен однозначно – он движется вперед.

– Над чем сейчас работает компания в плане продюсирования?

– У нас намечено несколько съемочных блоков словацко-чешско-украинской копродукции под названием «Цензорка». Проект победил в секции Work in Progress фестиваля в Карловых Варах, в индустриальной секции ОМКФ, выиграл поддержку Министерства культуры в конкурсе патриотических фильмов. Сейчас готовится зимний съемочный блок, потом – весенний, мы будем заниматься продвижением и реализацией этого проекта еще, думаю, год с хвостиком. И параллельно начинаем несколько проектов, очень интересных, но я пока не могу о них рассказывать, потому что они находятся на очень ранних стадиях девелопмента.

– За эти 15 лет команда «Артхаус Трафик» сделала очень много всего. Что, по-вашему, было самым важным?

– Я бы что-то одно не выделял. Честно говоря, многими вещами горжусь, и потом, невозможно сравнить Одесский кинофестиваль с фильмом «Донбасс», или с «Чилдрен кинофестом», или с киноклубами – это все, я считаю, определенные достижения. Тем более, когда речь идет о проектах, которые мы по-прежнему развиваем, или когда не всем еще очевидно, что они из себя представляют. Мы живем уже в будущем, и нам это кажется суперкрутым.

И кто же все это делает?

Сердце и душа любой компании – ее коллектив, а потому рассказ об имениннике был бы неполным без знакомства с людьми, из года в год делающими многочисленные проекты «Артхаус Трафик». Как я уже упоминала, компания начиналась с четырех человек, и увеличить команду, состоящую из профессионалов-«многостаночников», до сегодняшних размеров было не так-то просто:

«Первые несколько лет все люди, приходившие в компанию, приходили на должность маркетинг-директора, – с улыбкой вспоминает Марина Шух, – но потом быстро «сползали» в свои основные таланты. Мы все время искали людей на маркетинг, все время искали букера. Наш суперстарожил Олекса тоже изначально приходил на маркетинг, потом был юристом, а теперь – финансовый директор. И, кстати, это он нашел бухгалтера Юлю, работающую с нами по сей день. Вначале мы пользовались бухгалтерией папы Дениса, которая находилась в другом городе. Бухгалтер – женщина возраста наших родителей – считала, что ребенок (то есть Денис) играется, и периодически мы сами на себя насылали проверки – с ее стороны, чтобы она сказала, все ли у нас ужасно. А она лишь говорила: «Все хорошо». Собственно, с появлением Олексы и Юли запустился процесс регистрации компании, мы начали вести собственную бухгалтерию и стали совсем «взрослыми».

Отдельные легенды в компании рассказывают о должности логиста. Раньше логист ничем не отличался от курьера, потому что машины не было (какое-то время для рабочих нужд использовалась машина Дениса, – МН). Но когда компания купила машину, оказалось, что у логиста нет прав. Что ж, компания оплатила ему курсы вождения, и как только он получил права, пришлось срочно что-то куда-то везти. Он уехал с трясущимися руками, а буквально через 10 минут звонит и плачет: «Я ехал, он въехал…» – в общем, случилась авария. «Зачем вы меня послали?..» Ну, мы это пережили, машину отремонтировали, логист научился уверенно ездить, и все наладилось».

Естественно, в периоды, когда «Артхаус Трафик» делала ОМКФ, штат сильно увеличивался – до 400 человек во время самого фестиваля. Компании даже пришлось сменить привычный офис – все попросту не умещались. Сегодня команда «Артхаус Трафик» состоит из 20 человек, и со многими из них я вас прямо сейчас познакомлю:

Дарья Ивашкевич – менеджер отдела кинопроката, человек, который занимается отчетами, документами, рекламой и многим другим. Как говорит Денис Иванов, каждый в компании делает «много очень важной работы, и происходит магия».

Денис Ивашкевич, брат Дарьи – технический директор и человек, который следит за всей логистикой – рекламными материалами, фильмокопиями, подготовкой материалов. «Совершенно уникальный специалист, разбирающийся во всех вопросах», – резюмирует Иванов, с улыбкой отмечая, что Денис очень тихий, и в этом его большое преимущество.

Иван Губенко – дизайнер, отвечающий за стиль всех визуальных материалов, веб-сайтов и, все, что связано с графическим дизайном. Кроме того, Иван – художник, и все картины, украшающие офис «Артхаус Трафик», – его работа.

Лилия Алексеева – букер, еще один ключевой человек, отвечающий за попадание фильмов в кинотеатры. Лилю компания нашла удивительным образом: «Однажды мы попали в лагерь расширения сознания, – рассказывает Денис. – И в какой-то момент обратили внимание на то, что пока люди пребывали в состоянии поиска себя, все кем-то организовывалось. Мы задали вопрос, кто же этот человек – и так нашли букера».

Катя Василевская – менеджерка (в «Артхаус Трафик» очень уважительно относятся к феминитивам) digital-коммуникаций, отвечающая за контент на всех digital-платформах компании, и сценарист передачи «Про кино на НЛО», которую Денис ведет на телеканале «НЛО TV».

Татьяна Малая – PR-директор, отвечающий, как вы понимаете, за все коммуникации и связи с общественностью.

Арлен Чавес – маркетинг-директор. На ней – все, что касается коммерческих коммуникаций, партнеров, рекламы и организации премьер.

Вера Маркина – программный координатор и фактически исполнительный директор «Недели критики», а также менеджерка фестиваля «Чилдрен кинофест».

Настя Новаковская – «человек и пароход»: ассистентка продюсера, менеджерка «Чилдрен кинофеста», координатор «Недели критики».

Эрлан Штендерг – помощник логиста.

Ольга Шляхтыч – контент-менеджерка сайта компании.

Илья Дядык – еще один ключевой человек в компании: программный директор всех кинофестивалей, которые проводит «Артхаус Трафик», и руководитель фестивальных проектов национального кино.

Татьяна Осипович – руководитель отдела по продажам ТВ и new media (фильмы, дистрибутируемые компанией, выходят не только в кинотеатрах, но и на разных интернет-платформах). Кроме того, Татьяна ведет работу с киноклубами.

Олекса Новосад – исполнительный и финансовый директор «Артхаус Трафик». Олексу Денис Иванов ласково называет «землей» компании: «Все, что касается планирования, юридических моментов, финансовых вопросов – это Олекса, скелет, на котором все держится. Именно по этой причине его мы прячем в офисе и никому не показываем».

«Медіаняня», 29 грудня 2018 року