Антон Пугач про перспективи Національної кіностудії імені О. Довженка

Anton.Pugach

Голова наглядової ради компанії «Мультиплекс-Холдинг» Антон Пугач висловився щодо перспектив модернізації Національної кіностудії художніх фільмів імені О.Довженка.

Подаємо, з невеликими редакційними правками, допис Антона Пугача, опублікований у Фейсбуці.

Приватизировать киностудию имени А.Довженко полностью – сегодня это уже не актуально и не очень корректно.

Продать часть земли, которая, по факту, никак не используется и киностудии не нужна (речь о тыловых гектарах) – это реальный шаг получить деньги на реконструкцию, в которую могли бы войти создание / перемещение кинофотоархива, музей, библиотека, выставочный комплекс и ещё много чего.

Нужен проект.

Если такой проект О.Янчук и Ко сделают, то кинематографисты, полагаю, поддержат, а правительство приостановит приватизационную волну (презентация проекта должна быть публичной, многоходовой, чтобы какие-то предложения, которые найдут поддержку у большинства кинематографистов, вносились в новую редакцию проекта, финальная версия которого и может быть, с изложением истории его обсуждения и принятия, предложена Кабинету Министров и Верховной Раде).

Одними высказываниями дело не исправить, даже совокупными. Нужна прагматическая альтернативная картина по этому объекту. При её наличии можно рассчитывать на специальный «Закон о модернизации киностудии имени А.Довженко».

В противном случае, скорее всего, будут какие-то очень простые и малосимпатичные решения.

И ещё одно: при всей важности данного вопроса, кинематографисты, выдвигающие идеи потратить на модернизацию киностудии 150 млн. долл. или какие-то другие впечатляющие суммы, только раздражают финансовые кабинеты государства: всем очевидно, что такие затраты мало чем оправданы, как с рыночной, так и с культурной точек зрения.

Мне кажется, что адекватно можно вести речь о сумме, полученной с реализации участка неиспользуемой земли и ещё какой-то из госбюджета, но не в один год, а за два-три года.

Сколько нужно денег на модернизацию, не знаю. Но, думаю, что надо делать проект, изначально ориентированный на возможности бюджета страны и стоимости ненужной земли, а также в связи с тем, что реально нужно на студии переделать или сделать новое, чтобы это был полноценный комплекс услуг и культурных точек, без «залёта» в плоскости подражания каким-то американским или ещё каким образцам, реализованным в другую эпоху и в других контекстах, как правило, более благополучных.

Гипотезу, что 17 гектаров, на которых размещена студия, стоят сегодня 200 млн. долл., никому не рекомендую более повторять, чтобы не расписываться в собственной рыночной некомпетентности. Стоимость земли в Киеве сегодня вполне условна, так как рынок недвижимости переживает кризис. Но даже если этот кризис прекратится, реальная цена этих 17 гектаров будет в десятки раз меньше названной.

Таким образом, проект, если он будет создан, получит, как мне кажется, общую поддержку всех сторон, если речь будет идти о максимум 150 млн. грн., выделяемых за 2-3 года. Более крупные суммы – и чем они крупнее, тем более, – видятся мне не совсем адекватными.

Также при студии должен быть свой кинотеатр на 2-3 небольших зала, где могли бы показывать как старые, оцифрованные фильмы, в том числе зарубежную классику, так и те фильмы, которые не попали в прокат, находящийся во всём мире, так или иначе, в тисках диктатуры вкусов среднего человека (и чем рынок меньше, тем это диктат сильнее, а наша страна – в числе аутсайдеров 60-ти наблюдаемых рынков кино).

Нужны места, свободные от этого давления. Европейский опыт показывает, что и у этих мест, где они талантливо сделаны, есть успех.

Антон Пугач, 15 листопада 2017 року