Екскурсія на київську кіностудію «Укранімафільм»

UAnimafilm

Наталя Кушнір, ABCnews про екскурсію на київську кіностудію «Укранімафільм». Статтю було висунуто у номінації «Кіно» премії PRESSZVANIE–2018.

ABCnews посмотрел, как выглядит легендарная студия, где рисовали знаменитых “Казаков” и “Остров сокровищ”.

В рамках совместного спецпроекта с сайтом МедиаНяня ABCnews посетил одну из немногих оставшихся государственных киностудий “Укранимафильм” и пообщался с ее руководителем – и.о. генпродюсера-директора Дмитрием Лисенбартом, который провел для нас экскурсию по своему небольшому анимационному владению.

Здание киностудии (его площадь составляет около 20 тыс. кв. м) было построено в середине 1960-х годов для потребностей киностудии “Укрнаучфильм”. Уже тогда в ее составе был цех художественной мультипликации, вскоре переросший в самостоятельное творческое объединение. В начале 1990-х ТО превратилось в “Укранимафильм”, а “Укрнаучфильм” – в Национальную кинотеку Украины (НКУ). Все это время обе киностудии находились в одном здании.

Студия расположена на левом берегу Киева в нескольких минутах ходьбы от станции метро “Лесная”. Официальный адрес – ул.Киото, 27.

Территория, на которой расположились НКУ и “Укранимафильм”, занимает, судя по карте, около 4-5 га. Точнее сказать сложно, поскольку официальных данных о том, сколько местной кинематографичной земли принадлежит государству, нет.

Все помещения, расположенные по этому адресу, находятся в госсобственности и принадлежат Министерству культуры. Но, кажется, со времен постройки киностудии никто не делал здесь капитального ремонта. По крайней мере сейчас основная часть помещений находится в удручающем состоянии, в воздухе и на стенах царствуют грибки.

Отремонтирована только часть павильонов, где проходят кастинги.

На сегодняшний день обе студии – это госпредприятия. НКУ уже больше года находится на стадии санации, проводимой в рамках процедуры банкротства. “Укранимафильм” – действующее предприятие, хотя анимационную продукцию производит уже не так активно, как в советские времена. При этом долгов у студии нет.

“Государство не бюджетирует студию, она находится на хозрасчете, зарабатывая деньги самостоятельно за счет сдачи в аренду помещений (через ФГИ) и получения отчислений за прокат мультфильмов и самостоятельно же оплачивая коммунальные платежи”, – объясняет Дмитрий Лисенбарт.

На сегодняшний день на балансе “Укранимафильма” находится только второй этаж западного крыла здания НКУ общей площадью около 1 тыс. кв. м. На этаже, согласно плану эвакуации 12-летней давности, насчитывается 20 кабинетов (помещений), включая санузел.

В одной из комнат расположен киноархив, в котором хранятся пленки с мультфильмами. Правда, в помещении нет специального температурного режима, поэтому состояние пленок, скорее всего, неудовлетворительное. “Из уважения к этому наследию я даже не захожу в эту комнату, боясь еще больше повлиять на среду в помещении”, – объяснил Дмитрий Лисенбарт.

Ранее студии принадлежали также первый и третий этажи этого крыла, но где-то в 90-х годах они загадочным образом вышли из подчинения “Укранимафильму”.

На третьем этаже, рассказывает Дмитрий Лисенбарт, располагался отдел технической анимации. “Там делались анимационные ролики о том, например, как работают двигатели, прокатные станки и т.д.”, – объясняет он.

На втором этаже располагались цеха фазовки, контуровки, прорисовки, заливки и комнаты аниматоров.

На первом этаже были съемочные комнаты со станками и павильонами.

Сейчас из всего богатства осталась только уникальная столовая с панорамными окнами. Ее стены разрисованы персонажами из мультфильмов, которые создавались на этой киностудии. Автор мурала – художник Марк Драйцун, участвовавший в создании таких мультфильмов как знаменитый сериал о казаках, “Котигорошко”, “Приключения капитана Врунгеля” и других.

Правда, рассмотреть столовую можно только с улицы, изнутри вход в нее заложен обломками мебели и прочим мусором.

Штат “Укранимафильма” состоит из одного человека – директора. Появятся ли новые сотрудники, будет зависеть от стратегии, которой далее последует студия. Среди возможных вариантов – ликвидация, реорганизация или санация. Решение, по словам Дмитрия Лисенбарта, будет принимать Минкульт как управляющий орган. Для того, чтобы можно было принять какое-либо решение, еще необходимо будет провести инвентаризацию и аудит.

Сейчас на студии работает Счетная палата, проверяет бюджетный отчет и работу предыдущего руководства. По прогнозам Дмитрия Лисенбарта, проверка не займет много времени. “Бухгалтерия велась очень четко и правильно”, – объясняет он.

Но стратегия развития студии у Дмитрия Лисенбарта есть. “Однозначно есть план создать центр анимации. Или, как сейчас модно говорить, хаб, который будет состоять из 7-9 подразделов. Первый элемент хаба – это однозначно музей анимации, где будет собрана история киностудии за все годы ее существования и украинской анимации как таковой, ведь в этом году – ее 90-летний юбилей. Для такого проекта нужно большое пространство и массовая посещаемость”, – сообщил Дмитрий Лисенбарт.

“Второй элемент хаба – школа анимации, из которой потом будут рождаться инкубаторы в виде творческих групп, которые будут производить продукт фестивального и прокатного уровней. Это именно элементы, а не шаги, поскольку каждый из них – это самостоятельная бизнес-структура, которая может сама себя обеспечивать финансово, но работать в тесной синергии с остальными элементами системы”, – рассказывает Дмитрий Лисенбарт.

Где все это будет располагаться? Вряд ли в помещении на ул.Киото, 27. “Здесь невозможно создать конкурентоспособную студию, поместить музей, обустроить школу. В нашем помещении даже невозможно провести нормальный ремонт: крыша течет, отопление отсутствует. Да-да, здесь трубы отопительной системы вырезаны и проданы на металлолом. Люди здесь три года работали в шубах”, – рассказывает Дмитрий Лисенбарт. Что касается дальнейшего использования помещения, находящегося на балансе студии, то по этому вопросу, признался директор, у него пока нет четкого понимания.

Описания задач и потребностей “Укранимафильма” во многом соответствуют новой стратегии развития ВДНГ. И действительно, как сообщил Дмитрий Лисенбарт, он ездил на встречу с руководством экспоцентра, общался на предмет возможного создания там музея анимации. Например, в этот музей Дмитрий Лисенбарт хотел бы перенести анимационную стену из столовой с первого этажа, которую он считает настоящим шедевром. Туда же он хочет перевезти уникальный винтажный анимационный стол.

Врио директора ВДНГ Евгений Мушкин подтвердил ABCnews информацию о встрече, но отметил, что о планах говорить пока рано. “Мы обсудили идею, и она мне нравится. Но чтобы говорить о музее анимации более предметно, нужна концепция. Надеюсь, нам ее покажут через пару недель”, – сообщил он.

Откуда деньги на все эти проекты? Точно не из госбюджета, уверяет Дмитрий Лисенбарт. “Каждый из запланированных проектов – это самостоятельная единица, идеология каждого из них будет подсказывать, где искать на него деньги: либо это будут заграничные инвестиции, либо внутренние, либо фондовые вливания”, – объясняет он. В любом случае, уверен руководитель, на развитие качественных проектов деньги найдутся.

Наталя Кушнір, ABCnews, 10 серпня 2017 року