Ігри Бога: рецензія на фільм Даррена Аронофскі «мама!»

mother

Микола Мілінієвський, «Вести» про фільм «мама!». Статтю було висунуто у номінації «Кіно» премії PRESSZVANIE–2018.

В четверг, 14 сентября, в прокат выходит фильм Даррена Аронофски «мама!» (режиссер настаивает на написании названия с маленькой буквы), жанр которого обозначен как – ужасы и триллер. И этот маркетинговый ход продюсеров приводит к разочарованию публики, которая идет ради того, чтобы увидеть Хавьера Бардема в очередной яркой роли злодея, а получает по меньшей мере непонятную драму.

Если получается досидеть до самого конца фильма, то только в последние минут двадцать начинаешь понимать, что и к чему. Хотя первые кадры настраивают зрителя на то, что он увидит какой-то ужастик – на экране появляется обожженное лицо Дженнифер Лоуренс, потом пылающий дом и режиссер быстро все откручивает к началу, когда дом еще только ремонтировался.

Бардем здесь играет писателя, переживающего творческий кризис – сколько бы он не гулял и не просиживал в своем кабинете, у него не получается выдавить из себя даже строчки. Жена, которую играет Лоуренс, весь быт взяла на себя – делает ремонт в квартире и всячески обхаживает любимого, только бы создать ему комфортные условия. Но ему все по фиг, он просто самовлюбленный эгоист для которого главное в жизни только он сам. Хотя есть вещи, которые его увлекают. Например, на пороге не понятно откуда появляется старик и хозяин дома с радостью предлагает ему остаться и жить у него столько, сколько он хочет. А потом с удовольствием бросает работу над книгой и ходит с ним гулять или болтает за рюмкой пока жена возится на кухне.

Зритель все время ждет, когда же начнется что-то ужасное – семью возьмут в заложники или из какой-то дыры начнет лезть всякая нечисть, с которой семье придется бороться. Но ничего этого не происходит. Разве что жена обнаруживает на полу пятно крови, которое непонятно откуда взялось. Все закручивается, как только странный гость переступил порог.

Таким образом Аронофски интригует большую часть фильма и на сплошные вопросы, которые у тебя возникают не получаешь ни одного ответа. Чтобы не пересказывать фильм целиком и объяснить его суть придется все-таки проспойлерить, иначе фильм может показаться зрителям смертной скукой. Герой Бардема никакой не писатель, а сам Творец. И все что происходит в фильме это вольная и я бы сказал стебная интерпретация библейского сюжета. Странное убийство одного из появившихся в доме парней своим же братом, это Каин и Авель. Блюющий в унитаз старик с большим шрамом на боку это Адам и т.д.

Стеб же заключается в том, что режиссер показывает Творца скучающим неудачником, которого заводит всеобщее внимание, популярность и поклонение себе. Его просто прет от того, как завалившая к нему толпа непонятных людей растаскивает его вещи, разламывает все вокруг, только бы иметь у себя хоть что-то из его вещей. Ради этого он отдает на растерзание толпе своего младенца. Вот вам и аллюзия на Иисуса. Понимая эту аллюзию совсем не страшно, а именно забавно смотреть, как на алтаре лежит тельце растерзанного младенца, а людишки с тупыми лицами жуют его плоть и пьют кровь. Чем вам на причащение?

Ради чего Аронофски все это затеял? Чтобы показать, что население планеты само себя уничтожит и все это с подачи и попустительства Творца. Мы для него просто очередная книга или эксперимент – не первая цивилизация и не последняя. В начале фильма жена героя говорит, что этот дом уже сгорал дотла и она его восстанавливает. Конечно, исходя из Библии никакой жены у Творца нет и не было. Но режиссер предлагает вариант, что это женское начало и любовь без которой зарождение новой жизни невозможно.

Микола Мілінієвський, «Вести», 14 вересня 2017 року