Іван Букрєєв про плани телеканалу «НЛО TV» в аудіовізуальному виробництві

Ivan.Bukreev

Подаємо інтерв’ю видання «Медіаняня» із Іваном Букрєєвим, директором телеканалу «НЛО TV», про плани телеканалу в аудіовізуальному виробництві.

Сиквел «Інфоголіка», сериал о супергероях, наш ответ «Шерлоку» – и все на украинском. Наполеоновские планы Ивана Букреева для «НЛО TV»

Если вы следили за Десятым конкурсом проектов Госкино (мало кто, конечно, следил так же внимательно, как я, но все же), то наверняка обратили внимание, что все у нас на рынке наоборот. В системе координат «мейджоры» и «инди» единственным «мейджором» у нас по сути выступает Госкино, а независимое кино чаще всего синонимично коммерческому. И снимают его обычно телеканалы – маленький, но гордый НЛО TV, авторы «Инфоголика», и еще меньше, но тоже гордый телеканал «Солнце», снимающий проекты Любомира Левицкого и Дзидзьо. И если Сергей Лавренюк поддался соблазну и тоже участвовал в Девятом и Десятом конкурсных отборах, то Иван Букреев продолжает идти своим, иным путем.

Почему, что это за путь, что именно происходит на кухне вещателя, куда внезапно пропало их утреннее шоу «Пробуддись», как телеканал планирует выполнять языковые квоты и что именно кашеварят сценаристы «Мамахохотала», я решила выяснить у директора телеканала Ивана Букреева. Получилось емко и по сути.

– Три недели назад НЛО TV объявил, что закрывает утреннее шоу «Пробуддись». Можно ли считать это началом глобальных изменений в эфире?

– Нет, никаких глобальных изменений пока не предвидится. У канала нет огромной номенклатуры продуктов: в часах наша библиотека уже достаточно большая, но наименований в ней пока не так много, так что говорить о структурных преобразованиях в сетке рано. Скорее, о корректировке приоритетов в собственном производстве.

– А чем вызвано закрытие проекта?

– Мы все свое внимание и ресурсы фокусируем сейчас на прайме, в первую очередь, на сериалах собственного производства.

– И какой размер библиотеки в часах?

– Более 400 получасовок собственного производства.

– Расскажите о новом продукте.

– «Оттак-Мастак» Сержио Куницына – второй сезон. Это познавательное шоу на украинском. Наша днепропетровская команда Славы Котляра заканчивает работу над вторым и третьим сезонами тревел-шоу «Американский чекин» – это «Латиноамериканский» и «Азиатский» чекины, соответственно, они выйдут в эфир осенью 2017-го и весной 2018-го.

– И, насколько я слышала, меняете формат «Мамахохотала»?

– С осени 2017 года будут двухчасовые выпуски и уже исключительно на украинском языке.

– Правильно ли я понимаю, что все эти и многие другие изменения обусловлены принятием Закона Украины, вводящего квоты на 75% украинского языка в эфире телеканалов?

– Частично. Мы давно ждали закон, для нас его принятие не стало неожиданностью, но сроки, естественно, подстегнули работать быстрее. Мы начали переформатироваться еще в прошлом августе: «Мамахохотала» перевели, например, 60-80% материала на украинский еще тогда. Многие наши шоу уже на украинском языке, остальные готовятся к переходу.

– НЛО TV активно разрабатывает собственные сериалы. Они уже снимаются или скоро зайдут в съемочный процесс? На каком они будут языке?

– Собственно, все на украинском. В связи с квотами нам нужно компенсировать потерю как неукраинской библиотеки, так и значительной части собственного продукта. До конца 2017 года мы планируем снять порядка 160 получасовок. Львиная часть из них, правда, пойдет в эфир уже весной 2018 года – мы физически не успеем «собрать» серии до конца года.

Речь, в первую очередь, о 60 сериях «Суперкопов», они уже в производстве, Слава Котляр и его команда снимают стебный супергеройский ситком на 40 эпизодов (2 сезона). Еще будет студенческая история в исполнении студии «Мамахохотала» и продюсера Паши Позднякова. Осенью также запускаем в производство спин-офф «СышышьШоу» под названием «Деффективы».

– Почему закрыли «СышышьШоу»?

– Именно из-за языкового закона. Безболезненно перевести проект на украинский оказалось сложно, если не невозможно, поэтому мы решили переделать формат, оставить пару молодых ребят из актерского состава и дать им новую историю – открыть детективное агентство. Это будет «наш ответ «Шерлоку» и «Элементарно» (смеется).

– Параллельно вы продолжаете работать над собственными кинопроектами…

– Продолжаем – не совсем правильное слово, скорее, возвращаемся. После выхода «Инфоголика» мы ставили себе невыполнимые цели – снять следующий фильм уже на осень, в крайнем случае – на зиму. Но, как оказалось, нам нужно было выдохнуть после мартовского релиза. Сейчас на разной стадии девелопмента у нас находятся три проекта: одна полицейская история, одна история копродукционная и сиквел «Инфоголика».

– Про копродукцию давайте подробнее.

– Не могу, там пока все на стадии переговоров. Если пойдет хорошо, больше информации по всем трем проектам мы представим на Летнем кинорынке ОМКФ в пакете «Кинокомпании ММД».

– Всем этим производством занимаются разные продакшены. Нет ли мысли создать свой продакшен in-house?

– Нет. Изначально канал НЛО TV задумывался с минимальным штатом, максимальным использованием аутсорса в производстве и общего с «Украиной» бэк-офиса, что экономически более чем целесообразно в нашем случае. Содержать собственный продакшен у нас просто нет потребности.

– Но разве это не витает в воздухе? Спрос на команды на рынке киносериального производства растет, специалисты нарасхват.

– Есть такой нюанс. И, кстати, во многом это тоже связано с переходом на украинский. Вначале мы думали, что самой большой проблемой будут сценарии на украинском – отчасти, так и есть. Но значительно большая сложность – актеры, которых и в принципе не очень много, а тех, у кого украинский живой и беглый, и того меньше. Спрос на них растет – в том числе на тех, кого открыли наши партнерские продакшны. С другой стороны, многие оказались не готовы перейти на украинский с ходу.

Например, еще второй сезон «Суперкопов» мы планировали снимать на украинском. Но когда дело дошло до написания сценария и трактов на украинском – выяснилось, что далеко не все готовы. А вы сами понимаете: раз это второй сезон, актеров на переправе не поменяешь, да и как заменить героев одного из самых любимых проектов не только наших зрителей, но и сотрудников. Команда все это время упорно над собой работала, так что новый сезон снимаем уже на украинском. Получается неплохо.

– С чем связана такая ситуация на рынке, что спроса много, а предложения мало?

– Рынок в принципе небольшой, это раз. Частично ситуация усугубляется и тем, что на рынок выводится огромное количество государственных денег. Ведь продакшены у нас, по большому счету, снимают и кино, и сериалы – мало кто специализируется на чем-то одном. Плюс, актеров ограниченное количество.

В этом году объемы госфинансирования увеличились вдвое по сравнению с прошлым, в следующем – еще увеличатся. Это способствует перегреву индустрии производства. На нас это пока не сильно сказалось, но в следующем году это почувствуют уже все игроки рынка.

– Почувствуют финансово?

– Конечно. Если после кризиса цены стабилизировались, и мы как снимали свои относительно бюджетные проекты, так и продолжили их снимать, то в следующем году все каналы прочувствуют и дефицит актеров, и дефицит команд – от режиссеров и сценаристов до технических специалистов, и взвинчивание цен.

В то время, как каналы очень плотно экономят и стараются выйти если не в плюс, то хотя бы в ноль, кино и большие деньги в нем снова тянут каналы к убыточности и перегреву рынка.

– Grace-период по закону о языковых квотах – до октября 2018 года. Какую часть библиотеки сможете переозвучить?

– Никакую, русскоязычная часть собственного контента будет идти в 25% доле. Дело в том, что если бы мы были каналом с драмами или детективами, перевод и переозвучка продукта были бы сложным, но решением. А переозвучить комедию – это, по сути, заново ее переписать. Получается, наш единственный выход – поспешить и набить библиотеку собственным контентом на украинском языке.

Наша цель – 80 часов ситкомов до конца 2017 года, в следующем году – минимум тот же объем, а желательно – 100+ часов. Непросто, конечно, но мы будем стараться.

– Кстати, о собственных сериалах. Как закончился эксперимент с грузинской копродукцией? Не планируете ли снова попробовать снять что-то вроде «ПарадоХ» – по жанру и в смысле совместного производства?

– Пока что не планируем. Копродукция пока у нас будет только в полном метре – там все же легче и с точки зрения языка съемки, и с точки зрения логистики, и, в любом случае, на полном метре мы делаем разведенную дорожку и дубляж. Сериалы же мы будем снимать сугубо на украинском, и тут привлекать партнеров из Грузии или любой другой страны для НЛО TV – бессмысленно. Это не тот случай, когда снимают на русском и дублируют на украинском – на канале слишком высокая ротация собственного продукта, за год мы показываем каждую серию порядка 100 – 200 раз, и зрителю будет очень заметно, если актер будет говорить на русском, а звучать на украинском. Опять же, речь идет о юморе.

– На место закрытого утреннего шоу тоже придут повторы сериалов?

– Скорее, познавательных и развлекательных шоу. Пока что. Сезон 2017-2018 мы полностью посвящаем киносериальному производству. К теме утреннего шоу вернемся, когда будет насыщена праймовая библиотека.

– Прямоэфирные проекты не запускаете?

– У нас остается «Люмпеншоу», планируем также развлекательное шоу на воскресенье, но оно будет идти в записи.

– Кстати, о продакшене Владимира Петрова, Он снимал для НЛО TV проект с O.Torvald…

– Да, уже идет в эфире понемногу. Ну а на осень мы с Вовой делаем «Люмпены» и воскресное развлекательное шоу.

– Поговорим о рейтингах. Когда МГУ презентовала проект DigitalScreens, не было понятно, пользуется ли какой-то из каналов группы этими измерениями. Вы вот конкретно их используете?

– Нет, пока что нет. Конечно же, за какое-то время до официальной презентации рынку у нас была внутренняя презентация в холдинге, я посмотрел все эти данные. Не могу сказать, кто из коллег уже пользуется этими измерениями, НЛО TV пока их не использует. Лето у нас посвящено подготовке сезона, нет времени вникать во что-то еще. Ориентируемся пока на сокращенную в прошлом году панель Nielsen, а осенью уже выдохнем и будем анализировать цифры, которые предоставляют коллеги. Проект интересный.

– И о Nielsen тоже вовремя заговорили. По развлекательным шоу, познавательным, ситкомам я приблизительно ядро аудитории понимаю. А кто к вам приходит на канал смотреть футбол и серьезное кино в проекте Дениса Иванова? Это те же зрители или другая аудитория?

– Хм (смеется). Вопрос сложный. Естественно, на большие матчи аудитория расширяется – на Лигу Чемпионов приходят, например, даже те, кто не смотрит НЛО TV ежедневно и не наши лоялы (ядро аудитории, постоянные зрители, – МН). Что касается серьезного артхаусного кино – то очень по-разному. У Дениса Иванова топовые рейтинги вообще берут очень нестандартные истории. Лучшие показатели за всю историю шоу были, например, у японского слэшера Такаси Миикэ «Страшная воля богов», он прямо порвал наши соцсети – зрители спрашивали «что это?», «как называется?», «когда повтор?» и будет ли онлайн. Именно на такие проекты в «ПроКиноНаНЛО» приходят очень разные зрители, и лоялы, и случайные, в зависимости от собственно фильма.

– То есть футбол и проект Дениса остаются в программной сетке на ближайшее время?

– Да, осенью мы продолжим, конечно. И кинопоказы мы планируем очень разноплановые.

– Например?

– Ну, например, независимо от проекта Иванова мы купили недавно всего Миядзаки и планируем показывать. Что-то надо доозвучить, что-то додублировать по возможности, но думаю, уже к осени можно будет делать ретроспективу.

– Миядзаки гораздо ближе целевой аудитории, чем, допустим, социальный артхаус.

– Летом у нас менее молодежные истории, в сезон – ближе к ЦА, но в целом тема артхаусных кинопоказов у нас будет продолжаться. Соблюдая интересы целевой аудитории, мы все равно стараемся дать зрителю разные знаковые киносериальные проекты. Например, премьеры «Черного зеркала» и «Записок юного врача» в Украине состоялись именно на НЛО TV. Два с лишним года пытались купить норвежских «Оккупированных», но замучились с правообладателем.

– А как вы измеряете «сезон» для себя, на канале НЛО TV?

– На самом деле он у нас такой же, как у всех – мы так же, как и все, завязаны на высокий и низкий сезон рекламы. Летом у нас премьер нет, вот единственное ключевое отличие от сезона. Но летом же мы подрастаем по доле, потому что теряют большие каналы.

– Весной 2017 года у вас тоже не было сериальных премьер, только несколько шоу.

– Да, это правда. Это был вопрос денег – прошлый год мы работали с урезанным бюджетом, сейчас пытаемся наверстать упущенное по производству, чтобы весна-2018 была ударной.

– Пару лет назад мы обсуждали, что весь маркетинг НЛО TV – ну, или большая его часть – сознательно уходит в диджитал, в соцсети. Насколько это эффективная политика?

– Это вынужденная история, с 2014 года мы сильно сократили бюджет маркетинга, в этом году он тоже минимальный. Поэтому тот же фильм «Инфоголик» для нас – отчасти большая национальная маркетинг-кампания с наружкой и рекламой в кинотеатрах по всей стране.

В остальном стратегия не меняется – есть небольшой бюджет на сувениры для розыгрышей в соцсетях, основной упор – на YouTube и наши онлайн-ресурсы. Впрочем, есть еще бартер с радиостанциями, фестивали и BTL – все ивенты, на которые ездит наша целевая аудитория.

Что касается замеров эффективности – какая-то аналитика у нас есть, мы замеры делаем, но отследить количество контактов аудитории в диджитал и какой именно сработал, достаточно сложно. С полнометражным фильмом намного проще.

– Как выбираете, какие фестивали поддерживать, и как оцениваете эффективность?

– Есть проверенные партнеры. С новыми – сверяем целевую. Но большинство концертов и фестивалей – это 14-25, наша ЦА, так что далеко ходить не надо. Разве что, если концерт рассчитан на женщин 50+, там мы вряд ли будем сотрудничать.

– Это вы на Олега Винника намекаете?

– Нет, зачем, я очень уважаю каждого артиста, который может 2 или 3 раза подряд собрать дворец «Украина». А уж продавцы цветов его, наверное, просто обожают! Но это не наша аудитория. Привлечь его в качестве камео в фильм или сериал – вот это было бы интересно.

– В связи с ориентацией на диджитал, нет ли мысли развивать какой-то сугубо веб-проект? Там, где как раз целевая – например, на YouTube?

– Нет. То есть, конечно, мы периодически это обсуждаем с нашим диджитал-юнитом, но сейчас, особенно с учетом языка, это очень маленькая аудитория, и, соответственно, очень маленькие деньги. Завести своего блогера? Тоже нет, они независимые, их смотрят на их собственных каналах. Мы работаем с некоторыми онлайн-платформами, но с точки зрения эфирного контента и его размещения, а не создания эксклюзивного контента.

Пока там с деньгами все не очень хорошо – даже наш VOD-релиз «Инфоголика» не сопоставим с показателями проката. При этом, если наше подразделение новых медиа найдет интересное решение для оригинального контента по деньгам-качеству – мы его поддержим.

– Вот кстати. Сколько людей посмотрели «Инфоголика» на MEGOGO?

– Я не помню точную статистику по транзакциям, но порядка 2-3 тыс. скачиваний. В прокате было 75 тыс. проданных билетов, что намного лучше, чем мы ожидали. Правда, у пиратов было порядка 100 тыс. скачиваний.

Сейчас работаем над международными продажами «Инфоголика».

– А как? Вы перевели «Инфоголика» на английский? Комедия же не очень поддается переводу.

– Мы сделали полную адаптацию на русский с видеорядом и дублированием, английские субтитры для международной дистрибуции и даже фестивалей. Дублировать на английский не рискнули. Пока ждем, к осени, думаю, сможем сообщить о результатах переговоров и о том, куда продали «Инфоголика».

– А можно о фестивалях подробнее. Потому что у меня много мыслей об «Инфоголике», но ни одна из них не вяжется с фестивальным кино.

– Да, фестиваль из Азии нашел нас сам, на BoxOfficeMojo. Мол, вот вы украинский фильм, который собрал хорошую кассу у себя на рынке, пришлите, пожалуйста, видео, хотим оценить. Ровно такое письмо мы получили. Как выяснилось, на BoxOfficeMojo многие иностранные коллеги мониторят и Украину.

– Когда вы начинали работу над «Инфоголиком», был разговор о том, что к вам не хотел идти продакт плейсмент. А когда увидели трейлер, заходить в проект было уже поздно. Сейчас в разработке сиквел и еще два полных метра – продакт-плейсмент уже вас не боится?

– Есть предварительный интерес нескольких брендов. Да и в целом говорить стало проще – и с рекламодателями, и с кинотеатрами, и со всеми на рынке.

Работая над «Инфоголиком», мы ничего не могли предъявить, кроме собственных идей. Сейчас есть полный кейс: есть картинка, есть готовый фильм, есть его выход на экраны и его кассовые сборы. Конечно, это в переговорах помогает.

– То, что в кинопроизводстве вы будете работать своими силами и не планируете обращаться к государственной поддержке, я уже слышала. А что по поводу сериалов? Со следующего года Госкино, вероятно, начнет проводить питчинги сериальной продукции. НЛО TV или другие каналы «Медиа Группы Украина» не планируют участвовать?

– По поводу других каналов группы я ничего не знаю, не слышал об их планах, что же касается НЛО TV, то мы точно не планируем. Более того, я вообще не понимаю, почему государство должно поддерживать производство сериалов. Если в случае с полнометражным кино теоретически государство может претендовать на прокатный доход, то с сериалом у меня нет ответа на вопрос, зачем это нужно государству. Разве что продвижение национальной идеи, но тут мы уж как-то сами, тем более, работем мы в юморе.

– Вы планируете копродукцию. На ребейты будете претендовать, если они заработают?

– Затрудняюсь ответить, пока не станет понятно, как они будут работать. Если ребейты будут выдавать в автоматическом режиме – скорее, да, если в «ручном» – наверное, все же нет. Мы стараемся работать с государственными органами по минимуму – в рамках обязательных по закону процедур.

– Это лицензия и квоты?

– И прокатные удостоверения, да.

Мы всегда готовы поддерживать прокат украинского кино, как независимого, так и снятого при поддержке Госкино – конечно, желательно в рамках нашей целевой. Я с уважением отношусь к работе Филиппа Ильенко, Госкино и высоко оцениваю то, что украинское кино начинает набирать обороты, но мы как кинопроизводители «пойдем другим путем».

– Как кинопроизводители вы на себе прочувствовали емкость украинского рынка проката. Как оцениваете ситуацию?

– Основной момент (про него, правда, уже все успели высказаться) – экранов не хватает. Меньше пяти сотен на 40-миллионную страну – это очень мало.

– Какой была заполняемость залов на показах «Инфоголика»?

– Хорошей. Были прецеденты, когда нас сняли через неделю из-за захода мейджоровского проекта (параллельно с «Инфоголиком» в прокате шли «Кинг Конг» (Warner Bros.) и «Логан» (20th Century Fox) – МН), а заполняемость при этом была 95-100%, солдауты на сеансы, Это потому, что кинотеатры были одно- и двухзальниками, и для нас просто не оставалось места, кинотеатр был обязан выполнить свои контракты с дистрибуторами западных студий.

Но я не сетую на кинотеатры, они делают большую работу. И постулат о том, что кинотеатры не любят украинское кино – это неправда. Если фильм имеет хоть какой-то коммерческий потенциал, кинотеатры его поддержат. Другое дело, что они себе не враги, и если фильм «не зашел», то они его снимут. Плюс, существуют обязательства по контрактам с мейджорами, с которыми они просто ничего не сделают. Если сетям тут проще, то на однозальники с криками «ай-ай-ай» я бы не наезжал: когда в прокате 4-5 фильмов мейджоров, украинскому фильму очень сложно вписаться. У них тут выбора нет – либо ставить мейджорский фильм, либо потом не получить ничего и остаться без контента.

Глобально рынку проката в Украине не хватает просто здоровой индустрии, чтобы в прокат выходило 6-7 больших зрительских релизов [украинских] в год и еще десяток-полтора качественных проектов попроще. Понимаете, когда на украинском фильме пустой зал – это полбеды, когда пришло 10 человек, а на выходе они плюются – вот настоящая беда. После такого релиза следующему украинскому фильму будет в разы сложнее завоевать доверие и кинотеатров, и зрителей. Поэтому я с содроганием жду осени, когда наши фильмы будут выходить практически каждую неделю. Я искренне желаю каждому из них достойную кассу – чтобы пришли 30, 50, 100 тыс. зрителей. Только таким образом мы построим стабильную отечественную киноиндустрию.

От себя мне и добавить нечего. Кроме того, что я тоже болею за здоровую и стабильную индустрию, как кино, так и телевидения.

Світлина Кирила Авраменка

«Медіаняня», 4 липня 2017 року