Юлія Сінькевич: «Українське кіно може бути прибутковим»

Sinkevich

Подаємо інтерв’ю видання Maincream із генеральним продюсером Одеського МКФ Юлією Сінькевич.

Юлия Синькевич, генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля и член Наблюдательного Совета Украинской Киноакадемии, рассказала нам о качестве украинского кино, о перспективе отечественных актеров и о том, чем удивит ОМКФ в этом году.

Сегодня к украинскому кино приковано большое внимание. Что изменилось за последние годы?

На самом деле отсчет истории нового украинского кино и его рассвет начался с 2010 года, когда была возобновлена государственная система поддержки кинематографии. Работа над фильмом – это процесс ни одного года, а потому заметными результаты стали последнее время.

Думаю, что самое главное – появление разнообразия фильмов – есть артхаусные, фестивальные, сильные документальные картины, есть комедии и молодежные фильмы, военные драмы, а потому зритель может выбрать то, что ему по душе. Также, конечно, возрождение национальной культуры, ценности и темы нашей жизни привлекают зрителей. В 2017 году в прокат вышло более 30 фильмов украинского производства – это очень внушительная цифра.

Причем в широком прокате такие фильмы как «Киборги», «DZIDZIO Контрабас», «Сторожевая застава» – показали, что зрителю интересны украинские фильмы. Картины «Межа», «Изи», «Стримголов», «Брама» – стали хитами международных кинофестивалей класса «А». К сожалению, все еще доверие зрителя к национальным фильмам вернуть не так просто – нам всем понадобится на это время и силы, чтобы это доверие завоевать.

Как вы бы лично оценили качество фильмов, созданных за последние годы?

На Одесском кинофестивале я отсматриваю множество национальных кинолент каждый год. Я вижу, что качество фильмов за последние несколько лет очень выросло, пройден определенный отрезок важного пути становления. Некоторые фильмы, такие как «Племя» Мирослава Слабошпицкого, потрясли мировое киносообщество. И этот фильм точно вошел в историю кинематографа.

В то же время, думаю, что будет преувеличением говорить о том, что у нас все на самом высоком уровне. У нас впереди длинный путь. Да, есть профессионалы, которые уникальны в своем деле, есть талантливые люди и создатели фильмов, но есть недостаток кинообразования, не созданы нужные условия для развития новых талантов. Я думаю, что причина в том, что много лет мы находились вне контекста мировой культуры и теперь нужно много работать над тем, чтоб догнать упущенное и найти свое.

Вы часто бываете на международных кинофестивалях. Какое отношение в мире к украинскому кино?

Если лет 6-7 назад никто не интересовался Украиной и тем, какие фильмы у нас снимаются, то последние несколько лет интерес очень вырос. Почти на каждом крупном международном кинофестивале можно видеть в программе украинские фильмы – короткометражные или полнометражные.

Настоящий бум переживает украинская документалистика. Тема событий в Украине привлекла огромное внимание со стороны иностранной публики, а украинские документалисты не могли не отреагировать на то, сколько сложных, трагических, исторических событий происходит вокруг. Однако, тут важно не стать «страной одной темы», от которой ждут фильмов только на военную тематику.

Как удается заманить зарубежных звезд на Одесский кинофестиваль?

Вопрос приглашения звезд – это почти лотерея. Можете представить, какое количество приглашений получают знаменитости, если в мире существует около 2000 кинофестивалей разных направлений и масштабов. Одесса – очень привлекательное направление. Во-первых, для кинематографиста посетить Потемкинскую лестницу, где снимались сцены фильма «Броненосец Потемкин», очень заманчиво.

Во-вторых, Одесса – город, который известен во всем мире и провести несколько дней у моря в прекрасном городе – тоже несомненно, плюс. Кроме того, к нам приезжает много иностранных гостей и это уже своеобразное место встречи для многих киношников. В этом плане на нас очень работает «сарафанное радио». Например, глава жюри Кристофер Хэмптон появился в Одессе по рекомендации своего друга Стивена Фрирза, который побывал у нас несколькими годами ранее. Конечно, мы коммуницируем со многими звездами, получаем согласия и отказы. Но самое важное, что с нами общаются, наши предложения рассматривают. Мы можем издать книгу «отказов» от мировых звезд, но можем также и рассказать множество success stories.

Где украинские звезды кино? Будет ли у нас своя Кейт Бланшетт?

Я верю, что у нас будет и своя Кейт Бланшетт, и своя Мерил Стрип, и свой Колин Ферт вместе с Джудом Лоу. Важно понимать – более 25 лет у нас было доминирование российской культуры, российского шоу-бизнеса. Самыми большими звездами в Украине еще не так давно считались именно звезды российского кино и телевидения. Кстати и в музыкальной сфере, и в театральной тоже самое. Я не раз слышала от украинских актеров, как во время сьемок в Украине вместе с российскими коллегами, их задвигали на второй и третий планы и элементарно показывали разницу в их статусе и оплате их работы.

Сегодня мы понимаем, насколько важно возрождать и строить свое национальное культурное наследие. Мы в переходном периоде и от каждого из нас зависит, как долго он продлится. Именно с целью формировать «институт звезд» и знакомить украинцев с талантливыми актерами, актрисами, режиссерами и другими кинематографистами. Для этого мы и создали Украинскую Киноакадемию и Национальную кинопремию «Золота Дзига». Нужно уметь гордиться своими успехами, любить и уважать своих коллег.

Кого из украинских кинематографистов – актеров, режиссеров, вы могли бы назвать, как людей с большим потенциалом, за которыми через пару десятилетий мы будем наблюдать, как за голливудскими звездами?

Мне сложно выделить всего лишь нескольких людей – на ОМКФ мы общаемся с огромным количеством талантливых кинематографистов. Мне очень нравятся ребята из СУК (Сучасне Українське Кіно – объединение молодых украинских режиссеров), думаю, что очень большие перспективы у Кати Горностай, у Антонио Лукича, Паши Острикова. Марина Степанская в этом году создала очень интересный фильм «Стримголов».

Я уверена, что событием станет выход полнометражного фильма Марыси Никитюк «Когда падают деревья». Она очень яркая личность и безусловно имеет свое особое уникальное творческое видение. Если говорить об актерах, то, конечно, Катя Молчанова («Моя бабушка Фанни Каплан», «Уровень Черного», «Моя русалка, моя Лореляй») и многие другие.

Украинское кино может быть прибыльным? Что для этого нужно?

Украинское кино может быть прибыльным в нескольких случаях – либо если оно малобюджетно, либо если снято в ко-продукции.

К сожалению, объём украинского кинорынка все еще мал – у нас всего лишь чуть больше 400 экранов. Есть много городов и областных центров, где просто нет кинотеатров и соответственно возможности проката ограничены. Телевидение, к сожалению, в отличие от других стран с развитыми кинематографиями, не инвестирует в кинопроизводство, не покупает украинские фильмы, интернет также не приносит доходов.

Потому нужно рассчитывать так, чтобы вложить столько, сколько может окупить прокат. Второй вариант ко-продукции расширяет возможности, так как задействует другие рынки, также идет разделение расходной части. Почти во всех странах лидерами проката национальных фильмов являются комедии и детские фильмы и анимация. Даже в 2017 году есть успешные примеры: «DZIDZIO Контрабас» окупился в прокате, собрав около 22 млн. грн. Украинская кинолента «Киборги» уже собрала около 15 млн. грн. и имеет все шансы окупиться.

Любой фильм, который вышел в прокат – практически сразу попадает на торренты. Пиратство – бич Украины. Как с этим можно бороться?

Пиратство действительно огромная проблема и это воровство чужого труда и чужих доходов. Технически победить пиратство возможно, но в Украине не совершенная законодательная база, которая регулирует эти вопросы, она не соответствует реалиям, кроме того отсутствует понятный механизм штрафования и контроля. Этот вопрос, по моему мнению, должен быть одним из самых приоритетных для решения нашим государством и думаю должен решаться достаточно радикально.

Вы сами решили заняться съемками фильма. Расскажите, почему?

Занимаясь организацией кинофестиваля, находясь в центре кинопроцесса, накопился определенный опыт, интересно расширять возможности и пробовать себя в разных амплуа. Но кроме того создавать кино – это желание рассказать историю, а в мире их так много – увлекательных и необычных.

Пока в моей фильмографии только один фильм в качестве продюсера («Родные» реж. Виталия Манского) и это небольшой, но очень важный для меня опыт. Фильм рассказывает историю семьи Виталия, его родственники разбросаны по разным уголкам Украины и очень по-разному переживают ту ситуацию, в которой оказалась наша страна. Я просто знала, что хочу, чтоб этот фильм состоялся и хотела быть его частью.

Проект, над которым я работаю сейчас – игровой биографический фильм об украинской поэтессе Лесе Украинке – пришел ко мне скорее случайно, хотя, когда ищешь тему, то случайностей бывает. Это очень сложная и увлекательная работа, требующая анализа и изучения множества литературы и исторических фактов. Я открыла для себя Лесю Украинку совсем с другой стороны, без навязанных шаблонов со школьных времен, а современной, прогрессивной, талантливой женщиной и именно такой мы хотим показать ее в фильме.

Maincream, 7 лютого 2018 року