«Даже врать желательно…» Коментар до звернення Олександра Рутковського від голови НСКУ Сергія Тримбача

Trymbach.1

Подаємо коментар до звернення Олександра Рутковського від голови НСКУ Сергія Тримбача.

Национальный союз кинематографистов Украины обратился к своим российским коллегам с призывом не поддаваться лживой пропаганде и не верить в то, что киевский Евромайдан есть «порождение дьявола» – от Бандеры и фашистов. Нам ответил Кино-союз (Союз кинематографистов и профессинальных кинематографических организаций и объединений России), полностью солидаризировавшись с нашей позицией. Нам ответил и Союз кинематографистов России, возглавляемый Никитой Михалковым, который не во всем с нами согласился. Сам Михалков в своей телепрограмме «Бесогон» выступил с довольно обтекаемым комментарием, в котором досталось, главным образом, его оппонентам из Кино-союза. Да много было всяких откликов – задело, стало быть.

Но никто не обвинял авторов обращения к россиянам во лжи, да еще преднамеренной. Сделал это наш украинский коллега Александр Рутковский. Он полагает, что мы исходили из «принципиально ложных тезисов» и тем самым «невольно ввели своего адресата в заблуждение и тем в известной мере исказили его ответную реакцию». Дальше больше – оказывается «нынешний «крымский кризис» – вовсе не всецело был прихотью президента Путина, а гораздо более того «явился естественным следствием 22-летнего угнетения русского языка и культуры в независимой Украине». И еще – «бандеровский и террористический» Майдан» «как бы подсказал российской власти, как можно оперативно, т.е. «хирургически», решать такую давно запущенную хворь нашей страны, как русофобия. Если не для всей Украины, то хотя бы для одной отдельной ее (крымской) части». Ну да, ведь именно в Крыму, стало быть, русских и русскоязычных в наибольшей степени угнетали… Если это не ложь, то что же тогда правда?

Для человека с нормальной психикой и нормальным зрением и слухом удивительно, согласитесь, услышать, что в Украине все последние годы только то и делали, что угнетали русский язык и культуру. И, стало быть, при Януковиче и Табачнике тоже. То, что Майдан исходил отнюдь не из каких-то русофобских мотивов (они есть, конечно, как и украинофобия в России, однако в дозах, которые мало влияют на общее содержание процесса), а боролся против криминальной, бандитской власти, которая четыре года воровала и блефовала, издевалась над моралью и законом – об этом у Рутковского ни слова. Русофобия – вот что, оказывается, есть главная хворь. И единственная, ему интересная. То есть он поступает как врач определенной специализации, у которого на все проблемы со здоровьем – один ответ. А наш герой считает себя специалистом в области борьбы с украинским национализмом. Русский национализм, столь ярко проявляющий себя в России и в Украине, он в упор не видит.

Мне уже приходилось отвечать Рутковскому на подобные обвинения (журнал «Кіnо-Коло», 2003, № 17), аргументация которых была, как правило, высосана из пальца. Прошло 11 лет – так и не ответил мне Рутковский, постеснялся, наверное. Хотя тогда я дал очень хороший, как мне кажется, совет ему: заняться киноведением, а не борьбой с ветряными мельницами украинского национализма.

Теперь снова – «бандеровцы», «фашисты», «националисты»… Получается, правильно сделал доктор Путин, засукав рукава и надев белый халат: мочить-лечить нас надо. А Рутковский, вослед российской пропаганде, поможет аплодисментами. Тоже дело.

Его, видите ли, не уведомили о том, что готовится наше обращение к российским коллегам. Ну да, не уведомили. Ибо позиция Рутковского слишком хорошо известна. Не забылось, как пять лет назад он оправдывал войну – когда российские войска вошли в Грузию. Тогда в совершенно чудовищном по своей аморальности интервью с выдающимся грузинским и французским режиссером Отаром Иоселиани он пытался убедить грузина (!) в том, что российские власти правильно сделали, введя войска на его Родину. Все равно, что в 1942 году убеждать Александра Довженко в правильности ввода гитлеровских войск в Украину, в Советский Союз. Ведь тоже объяснение было – наши народы спасали от еврейской большевистской власти. А что, чем хуже объяснения агрессии России в Грузии – грузины ведь «первыми начали».

Тщетно Иоселиани пытался объяснить, что «на границе Грузии со стороны Абхазии и Северной Осетии было сосредоточено неимоверное количество (российских) войск и техники. Для чего? Клюнул бы на этот «крючок» Саакашвили или не клюнул, агрессия произошла бы. Но так его подвели под это дело, что он клюнул. А если бы он не клюнул, было бы дело чистое. Была бы чистая агрессия русских!» (кстати сказать, тот же сценарий пытались реализовать нынче в Крыму, только украинские солдаты не стрельнули; а расчет был на это, и тогда уж в агрессорах точно оказалась бы Украина).

Что, вы думаете, отвечал Иоселиани Рутковский? «Я призываю вас посмотреть (…) на конфликт в целом с общегуманистической, общечеловеческой точки зрения (…) Я вас, художника, зову к гуманитарному взгляду на ситуацию. Мне казалось, что человеку искусства такой подход должен быть ближе всего…» Можно ли придумать что-то более изощренно циничное?? Убеждать человека отвлечься от того, что напали на его Родину – мол, ты художник, должен посмотреть как-то по особому, «гуманистически». Как вы думаете, что бы ответил «гуманисту» Рутковскому Константин Симонов, к примеру, в том же 1942-м. Ведь как «негуманно» поступил – в знаменитом стихотворении «Если дорог тебе твой дом» призывал советских людей: «Так убей фашиста, что б он, А не ты на земле лежал, Не в твоем дому чтобы стон, А в его по мертвым стоял». Ай-я-яй, а ведь художник – где же ваш гуманистический взгляд на действительность?

Иоселиани ответил так: «Все, закончим наш разговор на этом. Уходите! Вы ничего не понимаете. Вы отравлены российской пропагандой. Вы не понимаете, что это такое — Россия. Что это такое — вот такой маленький народ, и как ей его надо раздавить! Всего этого вы не понимаете!..» (А.Рутковский. До и после Иоселиани // 2000. – 24 октября).

С одним не соглашусь: что Рутковский не понимает и что он отравлен российской пропагандой. Да нет, он как раз и есть один из проводников этой пропаганды в Украине, то есть «отравитель». Под дымовой завесой борьбы с русофобией. Кстати, стенания по поводу закрытия газеты «2000» (якобы «оппозиционной»; и в чем же это выражается?) будто бы за то, что вещает на русском языке, лживы. Ведь в Украине абсолютное большинство газет издается на русском (правда похоже на «угнетение русского языка»?), и никто их не трогает. А редакции «2000», как свидетельствует она сама, выставили новый, завышенный тариф за оплату типографских услуг. Предположу, что, быть может, подтвердились давнишние слухи, что газета финансируется из России… Уж слишком промосковским, до тошноты, выглядит это издание, в котором многие годы исправно трудится Рутковский.

Что касается русофобии как якобы основной причины объявленной Украине войны и аннексии Крыма. «До последнего момента, – пишет крупнейший российский политолог Владимир Пастухов, – все усилия Москвы были направлены на разжигание в Украине гражданской войны, которая, несмотря на все расчеты и прогнозы кремлевских стратегов, никак сама по себе в нужном масштабе и ракурсе не разгоралась. В результате пришлось прибегнуть к прямому военному вмешательству в интересах одной из сторон конфликта». Вот, и так называемая «русофобия» является всего лишь элементом пропаганды с целью разжечь, а затем и оправдать военные действия.

И еще про русофобию, «бандер» и «фашистов». Гнусность нынешней госпропаганды в России имеет давние корни. Довженко в своем дневнике (4 мая 1942 года) писал: «Если вся доблесть сыновей Украины в Отечественной войне, все жертвы и страдания народа и вся победная сила после войны хитроумными руками и перьями соответствующих молодцев оформится в единый Победный советский  котел, а на счет украинцев этими же руками выкормленная, искусственно образованная гитлеровская петлюровщина и антисемитизм со всеми последствиями мясорубок – лучше бы мне умереть и не знать больше человеческой подлости, и бездонной ненависти, и бездонной вечной лжи, которой опутаны мы».

Вот! А уж Довженко знал, о чем пишет, он был вхож в верха. Только петлюровщину заменили на бандеровщину – посвежей будет. Многие годы втюхивается мысль, что украинцы – это бандеровцы, особенно если на мове глаголят. Живучая, стало быть, технология. Стабильно подлая, бездонно лживая. Ею Рутковский и орудует. Режим Януковича тоже ведь все боролся с «фашизмом», партия регионов, партия ворюг и вышибал вся сплошь состояла из «антифашистов». Теперь они поутихли – надолго ли? Ибо по-прежнему все, кто пытается говорить в контексте украинских национальных интересов, немедленно объявляются фашистами и бандеровцами. Так было после войны, когда украинцев объявили изменниками. Так было совсем недавно, когда Путин заявил, что войну выиграли бы и без украинцев. Чтобы все помнили, «как надо», нещадно прессовали украинских историков. Про это тоже пишет Довженко в дневниках: в 30-годы едва ли не все украинские историки были уничтожены. Да и потом их не жаловали, истории как таковой, как науки в Украине не существовало. Память “мочили” нещадно. В России меньше, но все же чудовищный сталинский режим теперь в России в почете, Сталин – герой, а Степан Бандера (весьма неоднозначная, противоречивая фигура, лично мне он несимпатичен), сидевший в гитлеровском концлагере – фашист. И уже нельзя задать простой вопрос: а кто же это помогал Гитлеру в конце 30-х – всем, чем мог? Не Сталин ли, не его ли режим? Но подобные вопросы задавать не следует, тебя сразу объявят «бандерой».

Рутковский стенает, и даже фотографическое доказательство представляет: «Майдановцы, ведущие на одной веревке цепочку запуганных и облитых публично зеленкой пленных (!) соотечественников, захваченных за один только «не тот» внешний вид или место проживания — это такие «революционеры», поборники «прогресса и демократии»? Дудки!» И что такое страшное мы увидели? Ведут так называемых «титушек» (криминальный сброд, который бросали на Киев), построенных в ряд. К чему тут исторические параллели? А ни к чему… Здесь ведь война, о чем, опять-таки, Рутковскому говорить не хочется. На Майдан вышли люди отнюдь не по причине «русофобии» (уж глупее и выдумать нельзя), а из-за совсем другой нелюбви – к правящему классу коррупционеров. Воры, оседлавшие высокие державные кресла и душившие бизнес, мелкий и средний, бандиты, везде понатыкавшие своих «керовников» и «смотрящих». Анекдотический случай, когда после смерти директора кладбища в Симферополе, замену нашли только в Макеевке – ближе никак не сыскалось. Вся Украина превращена в некое подобие буровой вышки, на которой вахтенным методом ударно трудились (и продолжают трудиться, разве что под другими фамилиями; потому и Майдан не расходится) власть имущие, выкачивая денежки. Украина для них – не страна, не Родина. Деньги, любовницы, виллы, яхты и прочее – все у них давно за кордоном, а здесь только жуткий беспросветный мрак, устроенный для народа. Вот потому он и восстал, народ, а не потому, что не любит русский язык и культуру. Рутковский, неужели не чувствуете и не понимаете лживость мотивировки, которую столь упорно навязываете? Или все это так долго талдычил, что сам поверил в реальность словесных кружев?

И про то, что «Свобода», «Тризуб» и «Правый сектор» — главные двигатели майдана — ультранационалисты». Да, они там были, и есть, но все, кто бывал на Майдане, слишком хорошо знают: Майдан к политикам и политиканам относится с нескрываемым презрением. «Свобода» – та уже почти на вылете, после стольких маразматических, или просто провокационных действий, вызывающих подозрение относительно истинных мотивов таких деяний… «Правый сектор» тоже двинул в политику и тут же, по моим наблюдениям, доверие к ним начало падать.

Люди вышли на Майдан и протест их был поначалу совершенно мирный. Но когда стало понятным, что мирным путем ничего не добиться, и тогда смерть – начались военные действия. Из отчаяния. Тем более, помнили, чем закончился Помаранчевый майдан… Простой пример. Хорошо знакомая мне семья, занимающаяся бизнесом и которую постоянно обдирали, как липку, совершенно средневековыми средствами. Они все были на Майдане. Да, 23-летний хлопец (вполне русскоязычный, кстати) метал бутылки с коктейлем Молотова. Он объяснил мне просто: «За мною семья, отступать было некуда. Дальше так жить – лучше не жить». Но по Рутковскому это русофобия, и больше ничего. Ну, такие, видать, темники российской пропаганды. Туповатые, однако.

«Сергею Трымбачу и его соавторам пришлось изрядно покривить душой», – ничтоже сумняшеся пишет наш оппонент. И поучает, наставительно: «Все надо делать хорошо. Даже врать желательно правдоподобно. И лучше без улик и свидетелей. А вот наши кинематографисты-«патриоты», со времен СССР так мало сделавшие по профессии, нынче в угоду майданной конъюнктуре даже покривить душой более-менее креативно не смогли». Вот именно, Рутковский, – правдоподобно врать у Вас не получается. Когда на все вопросы один ответ, так даже ощущение какой-то интеллектуальной ущербности появляется.

И потом – это кто же кривит душой? Кира Муратова? Роман Балаян? Сергей Маслобойщиков? Вячеслав Криштофович? Сергей Лисецкий? Кто? В отличие от Вас они никогда не политиканствовали. И не замечены во лжи или двоедушии. Скажем, Кира Муратова – человек совершенно неподкупный, исключительной порядочности. И по профессии у нее все замечательно – в отличие от Вас, Рутковский; Вы ведь свой талант киноведа-аналитика разменяли на жалкую участь сомнительного борца с идеологическими привидениями. Тоже кино, конечно, только убогое, жалкое. Неужели деньги платят приличные? Надеюсь, что Вы все же исключительно из «идейных соображений».

Я бы еще понял, если бы кинематографистов, подписавших письмо, квалифицировали как людей заблудших, не ведающих, под чем подписываются. Но нет, мы «покривили душой», и то «не креативно». Вот Рутковский уж как «покривит», так креативненько.

«…мало кто, – еще одна цитата, – лучше председателя НСКУ Трымбача знает те факты «преследования русских людей» и сопротивления этому, которые происходили рядом с ним за все годы независимости. Например, отказ от преподавательских услуг в КГИТИ им. Карпенко-Карого отличного киноведа вгиковской школы Галины Савченко. Причина — не захотела подписать «языковую графу».

Вот не знаю таких фактов «преследования» рядом со мной, Рутковский. В том числе и в эпизоде с замечательным киноведом Савченко – никто ее не преследовал. Она ушла из кафедры киноведения по причине конфликта с руководством кафедры – но вовсе не из-за языка. Ушла на другую кафедру и еще несколько лет благополучно преподавала. На русском, разумеется. И кстати, многие преподаватели как преподавали, так и преподают на русском, и никто их за это не то что не преследует, а даже не стыдит и не усовещает. Так кто из нас лжет, Рутковский, кто душой кривит, пусть даже «творчески»?

И – патетика: «Попутно прямо скажу: я стыжусь соприсутствия на «одном гектаре» НСКУ с теми, кто свальный грех нашего Майдана подают как светлое деяние демократии». Впрочем наш борец за права «угнетенных» согласен все же терпеть нас и дальше: «Что поделаешь, как говорил вождь, других кинематографистов для меня на Украине нет».

А вот я, Рутковский, терпеть не хочу. И потому оставляю Вас на вашем благословенном гектаре. Выращивайте там и дальше цветы Вашего словоблудия, подыгрывайте и дальше пропаганде, в основе которой уже нескрываемая задачка вернуть Украину в лоно «великой империи». Не сомневаюсь в Ваших способностях обслужить любую имперскую идею, попутно присаживая несогласных на скамью с надписью «бандеро-фашисты». Надежд на то, что когда-нибудь Вы очнетесь, придете в себя, у меня не осталось. Ваша болезнь, увы, неизлечима.

Прощайте.

Сергій Тримбач

P.S. Вот что написал мне  председатель  Крымского отделения НСКУ Валерий Павлотос  в письме, в чем-то  прощальном: «Поверьте, единственное, о чем я сейчас сожалею, так это о возможном выходе из нашего  славного Союза кинематографистов (если так сложатся обстоятельства?). За все годы пребывания  в НСКУ я никогда не ощущал никакой дискриминации, никто не называл меня «москалем» или каким-то другим обидным словом, да и общее отношение к Крымскому отделению всегда было благожелательным. У меня большое число друзей в нашем Союзе и мне не хотелось бы их терять».

А зачем терять, дорогой Валерий Павлович? Не будем прощаться! Новые границы никогда не пройдут через наши сердца. Люди культуры не слепнут от идеологических и пропагандистских огней, остаемся вместе!

Сергій Тримбач, НСКУ, 22 березня 2014 року