Любов і ненависть в Росії

Matilda

Анна Павленко, «Новое время» про скандал навколо російського фільму «Матільда». Статтю було висунуто у номінації «Кіно» премії PRESSZVANIE–2018.

Фильм Матильда о любви царя и хорошенькой балерины стал причиной настоящей войны, которую развернули в России против ленты верующие патриоты. Накануне премьеры, назначенной на 26 октября, горят кинотеатры, а 13% россиян требуют фильм запретить.

Матильда, костюмированная драма о юности российского императора Николая II и его романе с балериной Матильдой Кшесинской, выйдет в прокат 26 октября, но уже сейчас страсти вокруг фильма накалены до предела.

Войну Матильде огласили сразу несколько христианских организаций России. По их мнению, показанная в ленте внебрачная связь причисленного к лику святых Николая II оскорбляет чувства верующих, а сама картина является «антироссийской и антирелигиозной провокацией».

Лидером движения против ленты выступила Наталья Поклонская, экс-прокурор аннексированного Крыма, а теперь депутат Государственной думы от партии Единая Россия, — именно к ней год назад обратились возмущенные фильмом участники российской общественной организации Царский крест.

С тех пор Поклонская, посчитавшая своим долгом защитить честь застреленного коммунистами государя и вместе с ним религиозных царебожников, несколько раз обращалась в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить фильм, требовала не выдавать ему прокатную лицензию и даже обвиняла режиссера картины Алексея Учителя в финансовых махинациях со средствами, выданными на съемку Матильды государством.

Старания Поклонской обернулись праведным гневом многих российских верующих, а некоторые из них перешли от слов к действиям. Участники движения Христианское государство – Святая Русь разослали кинопрокатчикам письма с угрозами: «Если выйдет фильм, кинотеатры будут гореть, может, даже пострадают люди». Ближе к премьере по российским городам и вправду прокатилась серия поджогов.

Напуганные волной православного экстремизма, российские власти и сама Поклонская сделали заявления о недопустимости насилия. Тогда как крупнейшая сеть кинотеатров России и ряд государственных прокатчиков не стали испытывать судьбу и отказались демонстрировать фильм.

«Это какое-то возбуждение на совершенно пустом месте; профессиональный невроз, который превратился в общественный», – говорит НВ Антон Долин, российский кинокритик и главный редактор журнала Искусство кино.

В том же ключе комментирует происходящее Андрей Колесников, руководитель программы Российская внутренняя политика и политические институты московского Центра Карнеги. «В последние годы волна мракобесия, национализма, апелляции к истории и духовным скрепам в России беспрецедентна и напоминает цунами, особенно после аннексии Крыма в 2014 году», – говорит он.

В истории с Матильдой одной из персонифицированных духовных скреп стал Николай II.

Поклонская vs. Кшесинская

Российская балерина польского происхождения Матильда Кшесинская дебютировала на сцене Императорского театра в 1890 году, за несколько месяцев до своего 18-летия. Во время представления миловидную танцовщицу заметил старший ее на четыре года цесаревич Николай. Молодые люди познакомились, и спустя год между ними завязался роман.

По утверждению историков, отношения будущего императора с балериной длились до его помолвки в 1894-м с немецкой принцессой и внучкой британской королевы Виктории – Алисой Гессен-Дармштадтской, принявшей православие с именем Александра Федоровна.

При этом записи в дневнике Николая II свидетельствуют: к моменту знакомства с Кшесинской он уже несколько лет был влюблен в Алису. «Весьма странное явление, которое я в себе замечаю: я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместимы в душе», – писал последний император России в апреле 1891 года.

Опираясь на исторические факты и приправив их долей художественного вымысла, историю любви будущего государя и балерины решил воплотить на экране режиссер Алексей Учитель. И в 2014-м стартовали съемки исторического фильма с бюджетом в $25 млн. Пятую часть расходов взяло на себя государство.

«Авторы задумывали развлекательного плана картину без претензий на соблюдение исторической правды – и для кино это абсолютно нормально», – рассуждает в беседе с НВ Колесников. Пока что он видел только трейлер, однако намерен посмотреть и сам фильм. «По работе нужно», – улыбается эксперт.

А вот кинокритик Долин видел Матильду целиком и называет ее хорошей картиной в своем жанровом сегменте. «Это очень профессиональная работа, эффектная, а в смысле постановочного масштаба – вообще беспрецедентная для нового российского кино», – считает он.

Историческую достоверность ленты критик анализировать не готов — в отличие от депутата Поклонской. Весной 2017-го она заявила: проведенная по ее просьбе комплексная экспертиза трейлеров и текста сценария подтвердила, что созданный в Матильде образ Николая II не соответствует образу канонизированного церковью императора. К августу ей удалось собрать 400 тыс. подписей против показа картины.

Причем предложение режиссера посмотреть картину прежде, чем ее критиковать, Поклонская отвергла: «Посмотрев фильм, люди невольно уже становятся сопричастными к осквернению православной веры», – ответила она.

Война Поклонской с создателями фильма об императоре, начавшаяся с запроса в генпрокуратуру в ноябре 2016-го, длится по сей день. «Используя свое служебное положение, она идет напролом, не сдается», – описывает действия чиновницы Колесников. При этом эксперт не видит корысти в ее мотивах.

«Это совершенно искренняя, но не вполне нормальная приверженность к Николаю II, пещерные представления о святости и духовности», – предполагает он.

Подобного мнения придерживается и режиссер фильма. «Она действительно фанат Николая II. Мне кажется, она влюблена в него», – допускает Учитель.

Однако Поклонская – не единственный воин на поле битвы с Матильдой. В августе глава Чечни Рамзан Кадыров попросил министерство культуры запретить показ картины на территории республики. По убеждению Кадырова, фильм «оскверняет святыни» и «историю народов России».

Тем временем массовую оппозицию Матильде составили православные российские царебожники. Верующие убеждены в священной роли царя Николая II, который «принял мученическую смерть и был канонизирован в лике страстотерпца».

В разных городах России, в том числе в Москве, тысячи граждан вышли на молитвенные стояния с иконами и транспарантами «Прости нас, государь», «Не дадим переписать нашу историю!» и «Учитель, руки прочь от русского царя».

«Весь скандал разгорелся из-за фантазий, которые возникли в отношении фильма вначале у депутата Поклонской, а потом – у людей, которых она своими протестами завела», – комментирует происходящее кинокритик Долин.

Со временем акции противников фильма радикализировались. 31 августа злоумышленники забросали бутылками с зажигательной смесью студию Учителя в Санкт-Петербурге. Затем в фойе екатеринбургского кинотеатра Космос, где планировался показ Матильды, въехал груженный газовыми баллонами и бензином грузовик – в здании начался пожар. А в день предпремьерного показа фильма во Владивостоке загорелись две машины возле офиса адвоката Учителя в Москве. Рядом были разбросаны листовки «За Матильду гореть».

Действия православных экстремистов произвели ожидаемый эффект. 12 сентября о своем решении не показывать фильм Учителя заявила крупнейшая объединенная сеть кинотеатров России Синема парк и Формула кино, которой принадлежат 75 кинотеатров в 28 городах России. Такой шаг представители сети пояснили полученными угрозами и стремлением «оградить посетителей киносети от рисков, которые влекут за собой публичные показы фильма».

Затем МВД России возбудило уголовное дело о давлении на кинотеатры, по которому в конце сентября был арестован лидер Христианского государства Александр Калинин.

Хотя церковь и выполняет роль одного из идеологических департаментов администрации президента, радикализм в идеологической работе не приветствуется, поясняет Колесников.

«Государство готово время от времени наказывать методами уголовной репрессии ультраправых полуфашиствующих персонажей», – констатирует он.

«Пропитано мракобесием»

«Общественно-политическая атмосфера в стране пропитана мракобесием, – рассуждает о причинах разгоревшегося вокруг Матильды скандала Вячеслав Шмыров, российский киновед и член Российской академии кинематографических искусств Ника. – Такое ощущение, что государство перестало контролировать подспудные идеологические процессы, которые всегда контролировало».

Массовая, прокатившаяся по всей России кампания против фильма Учителя и вправду не вызвала прямой реакции со стороны Кремля. Однако, когда в прессе появились слухи, что в связи со скандалом вокруг Матильды Поклонской предложили сдать мандат, пресс-служба президента их оперативно опровергла.

Тем временем защитнице чести Николая II так и не удалось найти понимания среди коллег. После спецпоказа, организованного для депутатов Госдумы в конце сентября, те остались довольны картиной. А некоторые даже отметили, что стали лучше относиться к последнему российскому императору.

«Многие депутаты пытались урезонить Поклонскую, но у них этого не получилось», – отмечает Колесников.

Ее оппонентами стали министр культуры РФ Владимир Мединский, обвинивший Поклонскую в разжигании экстремистских настроений, и даже официальная церковь. Хотя представители духовенства признали наличие в фильме исторической неправды, однако решили, что картина «не является сознательным искажением образа святого человека».

А в сентябре Российская православная церковь (РПЦ) запустила свой проект о царской личной жизни под названием Николай II и Александра Федоровна. Слова о любви, в рамках которого разместила в разных районах Москвы билборды с цитатами из дневника императрицы и ее писем к супругу.
Проект, по заявлению самой РПЦ, призван утвердить семейные ценности в российском обществе, а также «донести до людей правдивую информацию о жизни царской семьи».

«Зачем нужно в XXI веке объяснять это людям, непонятно, но мы сейчас семимильными шагами идем в Средневековье, поэтому это даже не удивляет», – говорит о проекте Колесников.

Что же касается Матильды, то, согласно исследованию фонда Общественное мнение, 13% россиян недовольны решением министерства культуры допустить прокат ленты. Однако любопытство берет свое: посмотреть Матильду собирается половина опрошенных.

«Скандал спровоцировал огромный интерес к фильму, безусловно, люди на него пойдут», – уверен Колесников.

Интерес киноманов к ленте Учителя уже успел себя проявить: билеты на международную премьеру фильма в рамках недели российского кино, которая пройдет в Лондоне в ноябре, были распроданы за 30 часов.

«Фильм выйдет на экраны, у него возникнут новые зрители, которым любопытно, из-за чего весь сыр-бор, – заглядывает в будущее кинокритик Долин. – Потом наступит время для других фильмов, и о скандале забудут».

Анна Павленко, «Новое время», №37, 13 жовтня 2017 року