На гребені «Нової хвилі»

Ukrainske_Kino_male

Катерина Яременко, LB.ua про «нову хвилю» українського кіно.

В разные времена молодых кинорежиссеров в Украине хватало – университет имени Карпенко-Карого исправно выдавал людям дипломы режиссеров, чьи работы можно было лицезреть в конкурсе “Украинская панорама” на кинофестивале “Молодость”, а с недавних пор – и в национальном конкурсе ОМКФ.

Для зрителей период кинофестивалей становится почти единственным способом увидеть работы начинающих кинорежиссеров так называемой “новой волны” (о “новой волне”, как таковой, говорить еще рано, но сборники короткометражек уже так называются). В широкий прокат альманахи украинского кино выходят нечасто, отчего у зрителей складывается ощущение, что в украинском кино ничего не происходит.

Это не так. LB.ua составил список многообещающих молодых украинских режиссеров, сверив показания с ведущими кинематографистами. Все они сходятся в одном: у украинского кино есть будущее, несмотря на все бюрократические и финансовые преграды.

Генеральный директор кинофестиваля “Молодость” Андрей Халпахчи, например, считает, что сегодня можно говорить о возрождении украинского молодого кино. “Особенно это заметно именно в коротком метре, – отмечает Андрей Яковлевич. – За последние два-три года появилось большое количество начинающих кинематографистов, в своих фильмах использующих новую форму и имеющих явную гражданскую позицию”.

Дарья Бассэль, координатор кинофестиваля Docudays UA, делится еще более оптимистичным прогнозом: “Мне кажется, что мы стоим на пороге рождения настоящей украинской новой волны. У нас есть очень талантливые режиссеры, они все это время копили опыт (совершенно разный – от опыта чувственного до опыта поиска финансирования). Сейчас они в стадии “я хочу и я могу”, и я думаю, нам всем будет очень интересно увидеть, что же они могут, как они понимают наш мир”

В связи с этим стоит вспомнить о сборниках короткометражных фильмов “Украинская новая волна” и “Украинская волна. Romantique”, выпущенных Национальным центром Александра Довженко при поддержке Госкино в широкий прокат в мае и декабре 2013.

В первый сборник, который показали в кинотеатрах в конце 2012 года, вошел фильм 31-летнего режиссера Дмитрия Сухолиткого-Собчука “Борода”. Дмитрий стал любимчиком кинокритиков благодаря полнометражному документальному фильму “Красна Маланка” о праздновании Маланки в украино-румынском селе Красна (Красноильск). Картина лишена фольклорного излишества и чрезмерной романтизации традиций, вместо этого зритель погружается в длительный процесс подготовки к языческому карнавалу и его проведению. Впервые фильм показали на фестивале Гогольfest в сопровождении музыкально-театрального перформанса.

Кинокритик Игорь Грабович считает, что Сухолиткий-Собчук уже успел проявить себя и является очень перспективным режиссером. Причина – “его умение увидеть в локальных историях определенный универсальный и вместе с этим актуальный смысл”.

Дмитрий также является автором короткометражных фильмов “Отрочество”, “Ноша”, “Свидание” и “Нитка”. Во время Майдана, как и многие его коллеги, был участником проекта #ВABYLON’13.

Одним из самых долгожданных кинофестивальных фильмов в этом году стал полнометражный фильм Юрия Речинского “Больныесукалюди”, продолжение одноименной короткометражки. Фильм состоит из трёх частей. Его герои – бездомные дети, подросток, ищущий свою мать, и беременная наркоманка, желающая сохранить ребенка. История о безысходности и попытках жизни в условиях, когда эта жизнь, казалось бы, невозможна, собрала огромное количество людей – на кинофестивале Docudays UA не все желающие смогли попасть в кинозал. Фильм объездил фестивальные площадки от Торонто до Мексики, получил награды в Вене, Сараево, Лондоне, был куплен для проката на Балканах.

Уже больше двух лет Юрий работает над игровым фильмом с рабочим названием “Ugly”, который снимается совместными усилиями Украины и Австрии. Оператором картины станет Вольфганг Талер, работавший с Ульрихом Зайдлем над трилогией “Рай” и знаменитым фильмом “Импорт/Экспорт” и с Михаэлем Главоггером – на фильмах “Слава блудницы” и “Смерть рабочего”.

В сборник “Украинская новая волна” также вошла работа Руслана Батицкого “Уроки украинского”. События фильма происходят в шахтерском городе на востоке Украины. Несмотря на прямолинейность сюжета и противопоставление хорошего героя злой толпе, фильм до последнего момента держит в напряжении.

Иван Козленко, заместитель генерального директора Национального центра Александра Довженко, считает, что Батицкий творчески переосмысливает традицию украинского поэтического кино. “Он использует его выразительные средства, выбирает социально-острые сюжеты и предлагает их философское решение, – говорит Иван. – Батицкий раскрывает украинское бароковое мироощущение как универсальное”.

Руслан также автор короткометражек “Судный день. Предчувствие”, “Летаргия”, “Икар”, принимал участие в проекте “Україно, goodbye!” с фильмом “Очерет”, за который получил премию Арсения и Андрея Тарковских.

Александр Ратий – еще один молодой режиссер, который снимает восток Украины. В прошлом году его документальный короткометражный фильм “Возвращение”, своеобразный лирический монолог о памяти и привязанности к определенному месту, получил главный приз в Национальном конкурсе на кинофестивале “Молодость”.

По мнению Ивана Козленко, Александр порывает с украинской кинематографической традицией ХХ века, поскольку, в отличие от Батицкого, исследует острые социальные темы минимальными визуальными средствами. В будущем Ратий планирует снимать игровое кино.

Марина Степанская дебютировала на “Молодости” в прошлом году с короткометражным фильмом “Каникулы”. Её фильм вместе с работой Катерины Горностай “Между нами” назвали примером новой откровенности в кино. Тематика фильмов выпадает из общего потока, где преобладают герои-маргиналы или чем-либо примечательные люди. Герои Кати и Марины интересны тем, что они абсолютно обыкновенные, такие же, как и сотни лиц по другую сторону фестивального экрана. В то время как Катя превращает в фильм свою личную жизнь, снимая на камеру себя, своего мужа и любовника, Марина снимает актеров, давая им пространство для импровизации.

“Не знаю, бывает ли “новая” откровенность, – делится с LB.ua Марина Степанская. – Просто мой единственный критерий в кино – это вопрос, отображает ли оно какой-нибудь подлинный человеческий опыт?”

Сейчас Марина монтирует отснятый материал о 90-летнем мужчине. Она надеется, что фильм будет готов к концу лета.

Внимательным режиссером с проникновенным видением называют Ирину Цилык за её короткометражную работу “Помин”, вошедшую в “Укранскую волну. Romantique”. На кинофестивале “Молодость” фильм получил специальный приз Национального конкурса “За сохранность традиций украинского кинематографа”. В тот же сборник вошла короткометражная картина Юлии Гонтарук “Алкоголичка”, отмеченная на фестивалях в Ереване и Нью-Дели. Юлия, являющаяся активной участницей “Вавилон-13”, сняла короткометражки “Неосторожность”, “Днепр возле порога”, “Не сойти с пути” и “Калейдоскоп”.

Среди многообещающих премьер этого года – полнометражный игровой фильм молодого режиссера Виктории Трофименко “Братья. Последняя исповедь”, экранизация романа “Шмелиный мед” Торгни Линдгрена. Фильм уже показали на фестивалях в Пекине и Индии, сейчас “Братья” участвуют в основном конкурсе ММКФ. Украинская премьера состоится в рамках фестиваля “Молодость”. До этого Виктория работала на телевидении, фильм о непростых взаимоотношениях двух братьев станет её дебютом.

В начале следующего года планируется премьера долгожданного фильма Марины Вроды “Улитки”, продолжение короткометражного фильма “Кросс”, три года назад получившего “Золотую пальмовую ветвь” в Каннах. Сейчас картина на завершающем этапе – идет работа над цветокоррекцией и звуком. До “Кросса” Марина сняла короткометражки “Прости”, “Семейный портрет”, “Клятва” и “Дождь”, а под псевдонимом Маргариты Красавиной сняла телефильм “Улыбнись, когда плачут звёзды”.

По словам продюсера Игоря Савиченко, кроме “Улиток”, Марина также работает над документальным фильмом – он находится на стадии монтажа. О нем пока мало известно: единственное, что знаем наверняка, так это то, что фильм не связан с политикой. В планах Марины – съемки полнометражного фильма “Степное”, работа над которым отложилась до следующего года из-за изменения стратегии финансирования Госкино (фильм выиграл один из государственных питчингов).

Важным для молодых кинорежиссеров остается вопрос финансирования. Особенно в нынешних условиях, когда долгое время отсутствовал глава Госкино Украины. Как известно, после ухода Екатерины Копыловой новая кандидатура повисла в воздухе, как и вопросы финансирования фильмов. Режиссеры обратились к Министру культуры с требованием о назначении нового главы Госкино и преобразовании в системе получения грантов – введении процедуры открытых питчингов с балльной системой оценки, что должно сделать процесс более открытым и снизить уровень коррупции. Как известно, на собрании в Доме кино кинематографисты не смогли выдвинуть кандидатуру, которую рекомендовали бы к назначению на пост главы Госкино, поэтому вопрос перенесли на рассмотрение украинского правительства. В результате – новым главой Госагентства по вопросам кино с большой долей вероятности станет “свободовец”, продюсер и член известного кинематографического семейства Филипп Ильенко.

Среди тех, кто успел получить государственное финансирование (в данном случае – президентский грант) – Олеся Моргунец-Исаенко, режиссер документального короткометражного фильма “Мольфар” о карпатском целителе и короткометражного художественного фильма “Виолончель”, съемки которого происходили в Крыму. Олеся получила президентский грант на разработку сценария полнометражного документального фильма о Данииле Демуцком, кинооператоре знаменитого фильма Александра Довженко “Земля”. Фильм будет называться “Музыка монокля” и сейчас находится на стадии написания сценария.

В то время как кинокритики говорят, что в Украине напрочь отсутствует киноиндустрия, а съемки часто являются одноразовым актом, украинское кино не стоит на месте: появляются молодые режиссеры, которые не боятся снимать фильмы, как про себя, так и про тех, кого мы привыкли не замечать в повседневной жизни. Молодые режиссеры снимают картины с катастрофически маленьким бюджетом, но и эти фильмы собирают большие залы в период кинофестивалей, что говорит о готовности украинского зрителя смотреть молодое украинское кино. Остается надеяться, что это кино со временем попадет к широкому зрителю.

Катерина Яременко, LB.ua, 23 червня 2014 року