На ОМКФ «Не хочу помирати»: А неважливо!

Ne.hochu.umirat

Подаємо репортаж інформаційного агентства «Репортер» про фільм Аліси Павловської «Не хочу помирати», представлений на Одеському МКФ.

Одесса, сегодняшние дни. Город, полный творческих замыслов, разнокастовых тусовок, делящихся по материальному, социальному и псевдоинтеллектуальному принципам. Человек, существовавший в другую эпоху, не может найти себя сегодня. А общество безразлично к его проблемам – все происходит в мечущейся душе.

Предыстория «байопика»

За «Золотой Дюк» в Украинской национальной программе ОМКФ борется лента «Не хочу умирать» – документальная фантазия о жизни одесского андеграунда. Единственный показ – в грядущее воскресенье. Единственный показ в Одессе состоялся в синем зале кинотеатра «Родина» 14-го июля 2013 г. в 19.30. Украинская премьера состоялась в рамках Четвертого Одесского международного кинофестиваля. Фильм является совместным производством Украины и России. С нашей стороны продюсировал картину одесский режиссер и продюсер Максим Фирсенко.

Мировая премьера фильма состоялась в рамках 35 Московского международного кинофестиваля, где на всех сеансах мест не было даже в проходе и на ступеньках. «В рамках 35 Московского международного кинофестиваля состоится мировая премьера фильма «Не хочу умирать». Это украино-российская фэнтезийная драмедия о жизни одесского андеграунда Алисы Павловской. Сюрреалистическую галлюцинацию, в которой снялись звезды одесского не попсового (альтернативного) творческого движения», – писал о грядущих показах М. Фирсенко.

Главные роли в этом сюрреалистическом байопике исполнили одесские музыканты – Стас Подлипский, Сэм Росовский, MC JhaMaikl, художники Сергей Ануфриев, Геннадий Подвойский, Дмитрий Дульфан, Евгения Барскова, критик Ута Кильтер и многие другие.

Одесские превращения

Участие в международном кинофестивале одесского фильма очень лестный и добрый знак. Закрытый показ ленты прошел в апреле в Одессе. Вот что написал в соцсетях блоггер Всеволод Непогодин, исполнивший одну из эпизодиеских ролей в ленте: «Сходил давеча на закрытый показ полнометражного фильма «Не хочу умирать», который сняла Vilko Petrovich. Интрига была в том, что я сыграл эпизодическую роль. Спойлерить не буду, но скажу, что в кино я вышел очень аутентичен, и произносил те же реплики, что и в обычной жизни. Ни для кого не секрет что в главной роли снялся Стас Подлипский – он на экране смотрится колоритно. Но главная бомба это Дульфан – прирожденный комик! Фильм вышел отличный как для дебютантки и очень ровный – нет ни попсовой слащавости, ни артхаусной нудятины. В первую очередь молодец оператор Filip Drożdż, мастерски снявший Одессу и окрестности. Как итог фильм минимум не хуже тех лент, что показывают на одесском фестивале под маркой «европейское авторское кино» и артхаус ля рюс вроде Мизгирева».

На портале Cineast появился диаметрально противоположный отзыв о ленте: «Про Стаса Подлипского мне довелось узнать только после просмотра — все же стоит вводить людей в контекст рассказанных историй — тогда картина происходящего на экране станет интересней зрителю. История строится по принципу: «Стас погуляй, может, знакомых встретишь!». Какие-то случайные пьянки, знакомые и попытки поумничать. Можно было бы порассуждать о сюрреалистичной составляющей. Только не вижу смысла. Она совершенно вторична и повторяет многих творцов постсоветского пространства. Придали бы явного значения символическим элементам, и можно было начинать философский разговор. Но мы снова получили пустые разговоры и псевдофилософию.

Еще больше раздражает качество. Можно много рассказывать о проблеме техники, нехватки денег. Это обман зрителя. Просто у каждого пятого-шестого человека в кармане есть устройство способное выдать картинку лучше. Будьте смелее и нивелируйте плохую технику постобработкой. Американские режиссеры не боятся. Вспомним хотя бы «Фрэнсис Ха». Черно-белая картинка там точно определена не художественным замыслом. Можно было бы поиграть с восприятием зрителя, например.

Музыка (у нас же главный герой поэт и музыкант) играет большую роль в фильме. Здесь тоже не справились. Живые исполнения хороши, но плохо сняты. Студийную запись нам дали послушать только в конце, только тогда я хоть как-то смог оценить музыкальное дарование героя».

Сюрреализм нашей жизни

Подытожим: лента, безусловно, об Одессе. Причем о той Одессе, которую так прославляют, – Одессе творческой. Творческой до мозга костей, мыслящей «не курицами, а космосом, снимками телескопа «Хаббл». Среде, которую называют андеграундом. Там можно все: пить, курить, закидываться, встречаться на одну ночь и говорить о Кастанеде. Там каждый музыкант, художник и поэт. Там – бесконечный праздник, ненасытная шлюха творчества обслуживает вас в полумраке круглосуточно. Круглосуточно, потому что прячется в мансардах нужных квартир, подвалах арт-кафе и подворотнях одесских дворов. Ты свободен от всего… от себя и общества. Но и общество от тебя свободно.

Фильм получился очень нужный и важный. Если вы хотите увидеть здесь пасторальную Одессу с Оперным и Дюком, вы ее не увидите. Вы увидите настоящую Одессу, грязную, неумытую, с обваливающимися потолками, заставленную кислотно-синими «альтфатерами». Если вы хотите увидеть одну из икон панк-шансон движения 90-х, человека, которого отмечал гуру русского рока Артемий Троицкий – его вы тоже не увидите. Перед нами человек, оказавшийся не просто над пропастью во ржи, а оказавшийся на самом ее дне. Стареющий музыкант в путине алкоголя, подорванного здоровья и отсутствия смысла жизни.

«Не хочу умирать» – ни биография, ни сказка, ни трагедия, ни фантазия. Это слепок жизни Одессы 2013-го года. Сюрреализм в картине присутствует – это некое собственное чистилище Стаса Подлипского, в котором нет явных символов или огненных преград. Лишь маски вместо лиц, пустые разговоры, Данте, Кабуки (привет Сэму Росовскому), седовласый пророк и закрытые окна. Но это изнанка души, которая откроется каждому, только спустись поглубже в ее закрома. Творец, которому ни творить, ни любить уже не в моготу. Тараканы на стенах, картошка со сковородки у соседей и вспышки агрессии, если на тебя не хватило коньяка. Ты ждешь помощи? А ее нет. Есть разговоры о том, что все плохо, денег нет, надо держаться, прорываться. А помощь? А помощи нет и не будет. Ни для кого и ни от кого. Ты сам должен захотеть себе помочь. Ведь у всех вокруг такие же точно проблемы. Если же тебе комфортнее плыть по течению и отчаянно кричать, что ты не хочешь умирать, тебя встретят гопники. «И ты станешь суперзвездой».

«Репортер», 21 липня 2013 року