Андрій Дяченко: «У нас половина українських релізів не дотягують до рівня кінотеатрального прокату»

Presszvanie2019

Подаємо інтерв’ю Олесі Анастасьєвої, Yabl із співвласником і керівником дистриб’юторської компанії Ukrainian Film Distribution Андрієм Дяченком. Матеріал було висунуто у номінації «Театр і кіно» премії PRESSZVANIE–2019.

Андрей Дяченко: «У нас половина украинских релизов не дотягивает до уровня кинотеатрального проката»

В этом году украинское кино установит новый рекорд по количеству отечественных фильмов, вышедших в широкий и ограниченный, а также повторный прокат. Общее количество до конца года перевалит за 40. Но не все релизы оправдали ожидания, некоторые провалились в прокате. Почему так произошло, Yabl спросил у генерального директора компании Ukrainian Film Distribution (UFD) Андрея Дяченко. Эта дистрибьюторская компания сейчас является лидером по количеству украинских релизов. Что пошло не так, а также будет ли UFD прокатывать фильмы FOX – в эксклюзивном интервью.

Вы были членом питчинговой комиссии Госкино – расскажите про этот опыт. Второй раз пойдете в экспертные комиссии?

Нет, не пойду. Не потому что не хочу. Дело в том, что если этим серьезно заниматься, то это отбирает очень много времени. Когда я первый раз оценивал проекты, поданные на конкурс Госкино, мы в декабре получили материалы, и я все новогодние праздники провел за чтением сценариев. И когда дочитывал последние из них, то уже не понимал, что читаю – очень большой объем информации. Мою кандидатуру выдвигали в комиссию, оценивающую в этом году первый конкурс, который проводило Министерство культуры, но я отказался.

Что касается самого питчинга, то скажу честно: мне понравилось. Все было демократично, глава Госкино Филипп Ильенко только приходил и спрашивал: «Что вы решили?» Я не испытывал никакого давления.

В самой комиссии было два фланга: один тяготел к авторскому кино, второй пытался продвигать больше коммерческое кино. Я был во втором (улыбается). Мы часто проигрывали, потому что были в меньшинстве. Да, некоторые проекты, которые я поддержал, не прошли, а есть те, что прошли, но которые я не поддерживал. Самое главное – результат. Я скажу честно, фильмы, которые вышли – меня не устраивают. Потому что сценарии были интересные по некоторым проектам, они получали высокие баллы, а потом появились фильмы, и они разочаровали.

А можете назвать ваше самое большое разочарование? Вот вы прочли сценарий, он вам понравился, а потом вышел фильм, и он разочаровал?

«Позывной Бандерас».

И после этого вы взяли его прокатывать? 

Я не хотел его прокатывать. Этот фильм должна была прокатывать компания MMD, но они отказались. И я очень долго вел переговоры с Сергеем Барановым (продюсер фильма – ред). Посмотрел фильм, и он мне не понравился, сценарий был значительно интереснее. Фильм получился с провисаниями. Когда мы в компании посмотрели его, то большинство сотрудников сказали: «Не надо его брать, это сериальщина». Но я уже дал согласие на прокат. Знаю, что и руководство Госкино рекомендовало сделать изменения в фильме. Я разговаривал с режиссером о сокращении хронометража. То есть мы занимались тем, чем не свойственно заниматься дистрибьюторам.

Когда к вам приходит продюсер и предлагает свой фильм, вы ему сразу говорите, какие будут потенциальные кассовые сборы?

Как работают зарубежные сложившиеся компании? На этапе переговоров о покупке нами фильма они сразу говорят: «Это кино Х мы сравниваем вот с такими лентами». И мы сразу смотрим, сколько те фильмы заработали у нас в прокате. И приблизительно понимаем, сколько они хотят заработать на фильме Х, считаем: можем ли мы заработать на нем? А наши продюсеры ставят в пример обычно американские фильмы, которые заработали 2 млн. долларов, или с трудом представляют, что мы от них хотим. Наши производители находятся в сыром состоянии, и механизм подготовки релиза у нас практически отсутствует. Film.UA, «Квартал 95» – они достаточно продвинутые в этом вопросе, но это исключение из правил.

Дистрибьютор обычно работает с готовым материалом: фильм, маркетинг- материалы, трейлер, постер. У нас процесс с украинскими продюсерами начинается с долгих переговоров, потом они долго делают трейлер. Приносят его, мы говорим: «Он не будет работать». Они не понимают, почему он не будет работать. Потом начинаются долгие дискуссии по поводу постера, видео для интернета. Поэтому вопрос эстимейта всегда очень дискуссионный.

Проблема нашего кино – нет роста качества контента. Вот, например, были в прошлом году украинские фильмы, которые заработали по 20 млн. гривен. И всех накрыла эмоциональная волна, все захотели тоже собрать по 20 млн. Нишевое кино – зашло, а другое – нет, потому что уровень контента остался прошлогодним или позапрошлогодним, а желания продюсеров выросли. Зритель сравнивает наши фильмы с американским кино, хотим мы этого или нет, нравится это нам или не нравится. Без роста качества фильмов роста бокс-офиса не будет. Это то, чего, к сожалению, наши кинопрозводители в большинстве своем не понимают.

Есть объективные причины происходящего: режиссерская школа у нас осталась постсоветской, а школы маркетинга кино в Украине вообще нет. По большому счету, в стране есть несколько человек, которые могут делать трейлеры хорошего качества

Миллион в промо «Бобота» вложила UFD?

Да, мы в убытке от этого фильма. У нас минус 400 тыс. гривен. Мы вложили деньги, потому что идея, тема нам нравилась. Релиз был назначен на 31 августа, а нам показали фильм 22 августа. Я был разочарован, когда его увидел, потому что стало понятно, что фильма нет.

Но в промо других фильмов вы вкладываете другие суммы. Как определяете: сколько вложить?

Это процент от сумм, которые мы планируем заработать.

То есть, вы ошиблись в прогнозах того, сколько может заработать «Бобот»?

Да, потому что идея была хорошая, с реализацией не вышло. Я не нашел ни одного хорошего отзыва о фильме. К сожалению.

У меня был хороший отзыв (улыбается).

Улыбается.

Сценаристы «Позывного Бандераса» в постах в Фейсбуке писали, что на их фильм не было никакой рекламы. 

Это неправда. Вопрос в том, есть ли реакция людей. Если зрителю нравится ролик, они его начинают постить, если он не работает, то они посмотрели, забыли и пошли дальше. Например, мы запустили трейлер «Простой услуги» («Проста послуга»), и нам писали: «Вы уже замучали своей рекламой». Потому что все его репостили. А тут вышел трейлер «Позывного Бандераса» и он «не зацепил». Мы предлагали продюсеру фильма Сергею Баранову обратиться к профессионалам и сделать хороший рекламный ролик, но они решили делать его самостоятельно. Понимаете, люди воспринимают информацию эмоционально, трейлер не должен оставлять потенциального зрителя равнодушным, а просто хороший видеоряд – это еще не трейлер.

У нас была достаточная рекламная компания, чтобы охватить предполагаемую аудиторию фильма, но отсутствие качественных маркетинговых материалов не позволило это сделать.

У вас больше минус по «Боботу» или по «Позывному Бандерасу»?

По «Боботу»… На «Позывной Бандерас» я не возлагал больших надежд, потому что это больше сериал, чем прокатное кино. У нас половина украинских релизов не дотягивает до уровня кинотеатрального проката. В мире такие фильмы не выходят в прокат, они уходят на ТВ, он-лайн платформы. У нас же появляются в кинотеатрах и тем самым делают хуже, потому что зритель уходит с показа разочарованным.

Мне кажется, у части наших фильмов существует проблема: они снимают сразу много, рассчитывая и на кинотеатральный прокат, и склепать еще с этого четырехсерийку для ТВ.

Совершенно верно. Поэтому лучше сделать меньше. Возможно, сделать масштабнее. Вот допустим по «Позывному Бандерасу» там есть кадр, даже в ролике, когда идет колонна украинских военных. Я говорю: «Поднимите камеру, чтобы этой колонне конца не было». А они отвечают: «Не можем, у нас там впереди одна машина ехала». То есть вы правы, они делали с расчетом на 4-серийную версию для ТВ, а если бы они делали 120 минут художественного фильма, то и бюджет бы по-другому распределялся.

Виталий Докаленко остался доволен прокатом «Благородных бродяг» («Шляхетних волоцюг»)?

Нет, конечно. Мы тоже остались не довольны. Они тоже делали все самостоятельно.

Я считаю, что нужно поднимать планку и делать жестче условия отбора для фильмов, которые снимаются при господдержке. Пусть будет меньше работ, пусть их будет 10 в год, но им выделят больше денег. Необходимо контролировать использование этих средств. Думаю, результаты будут лучше.

Надо давать финансирование тем компаниям и режиссерам, которые показали хорошие бокс-офисы, если мы говорим про массовое кино?

Да, в первую очередь надо давать им.

Было ли так, что вы прочитали сценарий, и он вам настолько понравился, что были готовы дать ему широкую роспись?

Мне очень понравился сценарий мультфильма «Возвращение Гулливера» от студии «Квартал 95». Там огромный коммерческий потенциал, хороший юмор и он может побить бокс-офис «Украденной принцессы».

Если мы заговорили мультиках, то какая судьба «Клары»? 

Отличная судьба. Он готов. Фильмом заинтересовались мировые дистрибьюторы, они ведут переговоры, поэтому релиз отложен. В 2019 году мы его точно увидим в кинотеатрах. Я думаю, что с этим проектом все будет хорошо, там уже написаны вторая и третья части.

На Новый год у нас в кинотеатрах будет заруба?

Надеюсь, нет. Я думаю, что Филипп Ильенко проведет совещание по поводу росписи на Новый год с кинотеатрами, дистрибьюторами и правообладателями. Потому что все отечественные новогодние релизы – достойные. Грех не выпускать украинское кино на этот праздник, когда люди идут в кинотеатры. Все три релиза («Секс и ничего личного», «Я, Ты, Он, Она», «11 детей из Моршина») – развлекательное кино, выходят с разницей в неделю. Я вспоминаю, когда раньше у нас прокатывалось массово российское кино, и выходили одновременно «Ёлки», проект от «Квартет И», проект от «Квартала 95» и анимация от студии «Мельница», плюс американское кино. И все помещались. А сейчас у нас экранов стало больше. Думаю, на этот Новый год в кинотеатрах надо отдать прерогативу украинскому продукту.

Вы сказали, что у нас больше экранов стало. А сколько сейчас в Украине кинотеатров и сколько экранов?

174 кинотеатра и 513 экранов. А в 2013 году было 360-370 экранов. У нас колоссальный рост произошел за этот период. И, по моей информации, на этот Новый год откроется кинотеатр на Политехе в Киеве, планируется на Харьковском массиве у сети «Планета кино» огромный кинотеатр, в Днепре после реконструкции в «МОСТ-сити» 6-зальник открывается, в Черновцах открывается 4-зальник.

А много в Украине осталось однозальных кинотеатров?

Очень много. У нас есть города, где на весь город – один двухзальный кинотеатр, например, в Кропивницком, где больше 300 тыс. население. В Ровно один двухзальник. В Ивано-Франковске двухзальник и однозальник. В Ужгороде два однозальника. В Запорожье с 800 тыс. населением – на массиве трехзальник и в городе 3 однозальника. Поэтому у нас ресурс для роста количества кинотеатров – колоссальный.

В Законе «Про государственную поддержку кинематографии в Украине» предусмотрена возможность финансовой поддержки государством строительства или реконструкции кинотеатров в населенных пунктах, где проживает до 250 тыс. жителей, путем возмещения процентов по кредитам, которые на эти цели будут брать предприниматели. Но не возникнет ли такой ситуации, что те, кто получат такую помощь, не захотят брать украинское кино в прокат, потому что оно не даст им возможности быстро вернуть кредит?

Вопрос только в качестве украинского кино.

То есть государство не может никак стимулировать финансово кинотеатры? Например, выделяя такую поддержку, обязать их хотя бы неделю, но крутить все украинское кино?

Можно вспомнить российский пример, там есть программа для маленьких городов, где государство 100% финансирует открытие кинотеатров при условии, что те половину своего репертуара отдают под национальное кино. Возможно, это очень жестко для нас, но, думаю, что 25% украинских фильмов от общего репертуара для такого проекта было бы нормально (если хватит фильмов).

А что делать с авторским кино? Во многих кинотеатрах, особенно в регионах, есть условие: показ начинается, если на него продано не меньше 3-5 билетов. Но даже в Киеве я сама становилась единственным зрителем на сеансе украинского авторского фильма. Что с этим делать?

Это проблема однозальных кинотеатров, им надо платить за аренду, за коммунальные услуги, зарплату своим сотрудникам. Если у кинотеатра будет 6-8 залов, то он сможет показать фильм и одному зрителю, потому что для многозальника один сеанс погоды не делает.

Мы с вами затронем вопрос 80 копий. Вы не были членом экспертной комиссии по «патриотическому кино» при Минкульте, но я уверена, что к вам, как к дистрибьютору, обращались с просьбой: подписать предварительный договор, который гарантировал бы прокат в первую неделю на не меньше, чем 80 экранах. Вы с кем-то заключали такие договора?

Приходят люди и просят. Я не могу отказать, потому что мне хочется, чтобы процесс двигался. Мы даем такие документы, хотя понимаем, что эта норма достаточно странная. Ведь этого фильма вообще может не быть.

А вы можете договориться с кинотеатрами, что роспись будет не меньше 80 экранов?

Мы можем кого-то попросить, с кем-то договориться. Но количество экранов должно соответствовать потенциалу фильма, а не бюрократическим требованиям.

Мне в Фейсбуке приходится сталкиваться с такими постами: «Третья неделя проката украинского фильма, и я не смог на него пойти, потому что у него или не осталось совсем сеансов, или остался один в неудобное время или в неудобном кинотеатре». Иногда я пишу под такими постами: «Поймите, самая лучшая роспись у фильма – на первой неделе. Если зритель на этой первой неделе не пошел на него, то кинотеатр существенно сократит количество сеансов на следующие 7 дней или вообще не будет его показывать». Но я понимаю, что бывают такие ситуации, когда пропустил фильм не по своей вине, и все – ленту две недели показали в кинотеатрах и сняли. Что делать в такой ситуации?

В конце 80-х – начале 90-х годов были кинотеатры «второго экрана». Я думаю, мы к этому вернемся. Появятся залы, в которых будут показывать фильмы после окончания их основного проката, там будут дешевле билеты. Но это рынок сам должен сформировать. У нас сейчас сложилась ситуация, что количество фильмов возросло, количество экранов также увеличилось, но конкуренция остается высокая. Естественно, что фильмы, которые не выдерживают конкуренции, уходят с экранов. В других странах, где больше экранов, фильмы работают по 8-12 недель. У нас такой возможности нет.

Недавно Филипп Ильенко сказал, что сложившаяся в этом году ситуация, когда возросло количество и частота выхода украинских релизов, показала, что некоторым фильмам это пошло не на пользу. То есть, фактически, украинские фильмы стали соревноваться за зрителя между собой. Вы с его утверждением согласны или не совсем?

Я не совсем согласен. Потому, что мы наблюдали по большому количеству украинских релизов большое падение после первой недели проката. То есть это то, что я говорил: лучше меньше, да лучше. Пускай это будет не 15 релизов осенью, а 5, но они будут лучше работать. Нужно от количества перейти к качеству. И тогда все станет на свои места. Если будем дальше гнаться за количеством, то у нас ничего не будет.

Вы часто отказываете украинским кинематографистам?

Очень редко. У меня плохо получается отказывать(улыбается).

А существует ли между дистрибьюторами конкуренция за украинские картины?

За фильмы «Квартала 95» существовала.

Вы еженедельно публикуете данные по бокс-офисам фильмов в украинском прокате. Скажите, может ли прокатчик запретить публиковать свои данные?

Нет, эта информация открыта во всем мире. Прокатчики или правообладатели могут просто не дать информацию, и она не будет опубликована.

На ваш взгляд, нужен ли нам «единый электронный билет»?

Да, это целесообразно. Даже хотя бы для того, чтобы уже он-лайн понимать, что происходит в кинотеатрах. Ведь далеко не во всех странах работает эта система. Но там, где «единый электронный билет» есть, это очень удобно: заходишь и смотришь, на какой фильм идут, а на какой – нет.

Я знаю, что есть рабочая группа, разрабатывающая подзаконные акты, которые были бы направленны на введение «единого электронного билета». Вы участвуете в ее работе?

В состав этой группы почему-то входят только кинотеатры. Насколько я знаю, достигли договоренности, что в бюджет 2019 года должны заложить деньги, чтобы Госкино объявило тендер. Компания-победитель тендера должна выполнить подрядные работы, чтобы с 2020 года это все внедрить.

В этом году украинский зритель стал больше ходить в кино или меньше?

Немножко меньше. В прошлом году был колоссальный рывок. Но и фильмы были очень сильные, в первую очередь, американские. Но все рынки просели, только американский и китайский удержались. Немецкий на 18% просел, у нас больше, чем на 20%. С начала октября стали догонять, но думаю, нам не удастся достичь результата прошлого года. Это не трагедия, а естественное поведение рынка. На 2019 год заявлены очень сильные релизы, так что все будет в порядке (улыбается).

Компания UFD будет в следующем году прокатывать фильмы студии FOX?

У нас подписан контракт. Мы продолжаем работать с релизами FOX. Что будет дальше, сейчас трудно сказать. Насколько я знаю, сейчас идет активное поглощение.

У UFD почти каждую неделю выходит какой-то новый релиз. Успевает ли компания с такой частотой поработать над рекламной стратегией фильмов? Есть ли какие-то отличия в рекламной стратегии или все ограничивается стандартным набором: постер, трейлер, интернет? 

Зависит от потенциала фильма. Понятно, что с «Богемной рапсодией» мы работали с лета. Если появляются какие-то небольшие независимые проекты, то естественно, это стандартный подход. Понимаете, компании нужны объемы, мы работаем за комиссию, у нас в коллективе более 20 человек, и всем необходимо платить зарплату. Поэтому, действительно, с августа у нас было много мелких фильмов.

Как распределяется бокс-офис? В промо «Бобота» вы вложили почти миллион. Потом фильм зарабатывает, условно, 100 гривен. 50 из них забирают кинотеатры. Как вы поделите с продюсером фильма оставшиеся 50 гривен? 

Мы работаем по стандартной схеме. С 50% от бокс-офиса мы получаем свою комиссию и плюс наши расходы.

А если ваши расходы были больше, чем половина бокс-офиса фильма?

Тогда это наш минус.

Бывает так, что вы вообще ничего не вкладываете в промо, а все вкладывает продюсер фильма?

Нет.

Если по результатам проката ваша компания в минусе, сколько получит продюсер фильма?

Нисколько. Это стандартный дистрибьюторский договор, это не наше изобретение.

Зачем компания UFD вместе с украинскими фильмами выпускает в прокат в одну дату зарубежные? Например, вместе с «Благородными бродягами» – «Клинику», вместе с «Боботом» – «Экзотическую свадьбу», вместе с «Позывным Бандерасом» – «Эль Рояль». Не кажется ли вам, что вы сами у себя крадете сеансы?

Нет. Каждый фильм имеет определенный потенциал и свою аудиторию. Исходя из этого, и формируется количество экранов и сеансов. Когда выходил «Позывной Бандерас», мы понимали, что получим 3-4 сеанса. «Клиника» – это ужастик, который выходил в 12 часов ночи, и нашел своего зрителя.

То, что сняли это ограничение для ужастиков, и теперь их можно показывать в любое время, это отразится на рынке?

Ужастики в 10 утра будут показывать (улыбается). За последний год количество фильмов, которые получили ограничение по аудитории «18+» – штук десять, для рынка это не так много. Теперь проверка возраста зрителей такого кино – это ответственность кинотеатров.

Мне кажется, в украинском массовом кино наметилась новая тенденция, она раньше была у нас на ТВ: стали больше снимать адаптаций уже успешных зарубежных фильмов. Я понимаю, почему так происходит, продюсеры пытаются снизить риски. Как вам кажется, надолго ли эта мода задержится в нашем кино?

Нет. Один, два проекта, третий завалится – и все. Сделать успешную локализацию тоже надо уметь. По «Свингерам» звезды сошлись – Новый год освободился, в последний вагон впрыгнули, материалы сделали, вот оно все сработало.

А почему вы отказались прокатывать вторую часть этого фильма?

Я не верю в нее. Считаю, что первой части очень сильно повезло. Дважды в одну реку нельзя войти.

На ваш взгляд, через 5 лет в украинском кино какого кино будет больше?

У нас нет четкой тенденции, куда мы движемся. Поэтому сложный вопрос, но, думаю, что комедии будут доминировать. Потому что комедия – самый легкоотбиваемый жанр во всем мире и у нас тоже. Все будет зависеть от темпов роста рынка. И мы говорим в первую очередь о зрителе, о его готовности и возможности ходить четыре раза в месяц на украинское кино. Если мы будем очень быстро расти, то, конечно, будет появляться больше крупных проектов, экшенов. Но пока такой тенденции нет.

Меня очень удивляет, что самые успешные украинские фильмы приводят в кинотеатры полмиллиона людей. Мне кажется, потенциально в Украине есть 5 млн. людей, готовых платить за билет на украинское кино.

Мы считали, что как раз где-то 5 млн. украинцев ходит в кино.

Как затащить эти 5 млн. на украинское кино?

Я думаю, каждый из них на какой-то украинский фильм пойдет.

Сейчас мы наблюдаем региональность – «Dzidzio Контрабас» половину своего бокс-офиса собрал во Львове. Это огромная доля, потому что обычно Львов дает фильму 5% – 8% от общего бокс-офиса по стране.

«Благородные бродяги» тоже во Львове лучше пошли.

Да, немного со скандальчиком, но пошли. Так что украинские фильмы в центре и на западной Украине лучше смотрят, на юге и на востоке – хуже. Вот когда качество фильмов начнет расти, то и посещение в этих регионах начнет расти.

В ходе нашего разговора я поняла, что, на ваш взгляд, проблем со сценариями у нас нет.

Вопрос в реализации. Первый вопрос – режиссер, второй – подготовка маркетингового материала. Во всем мире на это выделяются огромные деньги.

Половину производственного бюджета надо вкладывать в маркетинг?

Ну, не 50%, но деньги нужно вкладывать. Когда мы выпускаем студийный проект, то получаем к нему маркетинговую стратегию, в которой расписано: позиционирование фильма, целевая аудитория. Так же студии на свои фильмы разрабатывают диджитал, промо, и пресс-стратегии. Все это делается параллельно с производством фильма. У нас о маркетинге многие студии начинают думать, когда вопрос касается проката фильма.

А с актерами у нас в украинском кино все ок? Мне кажется, нет, поэтому и берем из шоу-биза.

Да, и с актерами проблемы. Хотя я считаю, что кинозвезд надо создавать.

Олеся Анастасьєва, Yabl, 14 листопада 2018 року