Ігор Савиченко про підсумки 10-го конкурсного відбору кінопроектів Держкіно

Savychenko

Продюсер Ігор Савиченко про підсумки 10-го конкурсного відбору кінопроектів Державного агентства України з питань кіно.

Возвращаясь к 10-му конкурсу Госкино – три из наших фильмов, не прошедших “отбор”, так или иначе касались современной ситуации в Украине, но принципиально мы их не подавали в спецзагончик для спецтем.

Сценарий хорошего фильма создается с опережением конъюнктуры сегодняшнего потока новостей минимум на 2 года (собственно срок, когда фильм будет произведен, смонтирован и через фестивали и промо таки дойдет до широкого экрана).

Поток сознания тех, кто регулирует политику государства в ВР, АП и КМ – отстает от новостей еще на пару лет и во многом является симметрией нашего северо-восточного соседа.

Но конечно же легко снимать про то, что уже произошло, еще легче сделать фильм доступным широкому зрителю, приученному к патриотике на российских сериалах про ВОВ и прочем совке и его пост фактов.

Куда сложнее уловить настроение зрителя через 2 года, даже не так – создать фильм, который будет все еще актуальным через 2 года, понять к чему идет общество, какие реакции могут быть у зрителя, рассмотреть многовариантность развития событий и представить себе возможные реакции…

В кино “здесь и сейчас” – по сути значит “хер знает где и позавчера”.

Голливуд снимает про освоение космоса и взаимодействие искусственного интелекта с людьми, мы снимаем про войну и мелодрамы, опираясь на опыт сериалов.

Пытаясь делать конъюнктурное кино по цензуре – мы превращаемся в пассажиров паровоза из Ромашково – опаздываем на целую жизнь, на жизни тысяч погибших и сотни тысяч умерших естественным путем.

Славу украинскому кино на международном уровне сделали фильмы, задумывавшиеся вне цензуры, даже против цензуры – это были просто талантливые сценарии, видения, поддержанные первыми составами комиссии Госкино, где было полно энтузиастов.

Фильмы сняты трудно, с финансовыми потерями, но они пробили дорогу… как оказалось спецсекциям, телевизионному продукту на большом экране и беспрецедентному количеству ко-продукционных проектов, в сумме почти на треть от всего бюджета.

Немного о наших 3-х фильмах:

“С завязанными глазами” – фильм Тараса Дроня, о девушке, у которой год тому пропал без вести молодой человек и она живет в атмосфере жалости общества к ее горю до тех пор, пока не пытается помирится с потерей и строить свою жизнь наново.

К сожалению таких девушек у нас уже тысячи, десятки тысяч разрушенных семей и не похоже, что тренд нисходящий. А общество, накачанное ура-патриотикой и бравурными новостями, пока еще не прощает им попыток вырваться из зоны жалости и нелюбви к себе. Безвиз – хорошо, простить девушку, которая хочет продолжать жить – плохо.

“Блиндаж” – фильм Романа Любого о солдатах, плотно застрявших на передке и постепенно теряющихся в понимании, где реальность, а где бред войны. Сценарий написан Валерием Пузиком, прошедшим самые горячие точки АТО, в тексте нет пафосной героики, а все так, как оно есть – местами юмор, чтобы задавить нервозность, временами боль утраты. Персонажи фильма не герои войны – они просто герои, без медалей и лоска, именно те ребята, кто сидит в блиндажах на передней линии, в грязи, холоде и сырости зимой и при изнуряющей жаре летом.

“В Поисках Друзей” Петра Тшаскальского – уникальная в своем роде история о сепаре, который подобрал на месте крушения MH17 мобильный телефон и едет отдать его девушке погибшего владельца. Это фильм о раскаянии. Чтобы понять его целиком – нужно быть знакомым с творчеством Петра, которого многие называют самым важным режиссером Польши в 2000-х годах. В Польше этому проекту ставят палки в колеса, боясь испортить отношения с Россией, у нас либо то же самое, либо до темы покаяния и прощения нам еще ой как далеко…

Среди прошедших фильмов есть много достойных, за которые искренне рад, но также очень жаль многие непрошедшие фильмы. Как нашей студии “Дикие Кони” Владимира Тихого, “Это Не Мое” Илья Макаренко, “Кто Только Не Ходит По Улице” Олега Мартиросяна, “Перекотиполе” Наталки Гордий, “Без Остановки” Ральфа Бридле, так и Виктории Трофименко, Натальи Ворожбит, Аркадия Непиталюка, Александры Бровченко, Марии Кондаковой.

И возможно я просто плохо следил за питчингами и пропустил кого, уж простите.

Да прибудет с нами сила, будущее за нами, мы в нем живем.

Ігор Савиченко, 5 липня 2017 року