Генеральний продюсер Одеського міжнародного кінофестивалю Юлія Сінькевич про підсумки Каннського МКФ, українську присутність на кіноринку та вплив монополії російських дистриб’юторів на формування програм ОМКФ.
Юлія Сінькевич, LB.ua
22 мая 2016 года состоялось закрытие 69-го Каннского кинофестиваля – одного из самых ожидаемых кинематографических событий года. По традиции, мы с командой Одесского международного кинофестиваля отправились на Лазурное побережье, чтобы отсмотреть фильмы и привезти лучшие из них в Одессу. Ежедневно нам удавалось посмотреть около 10-15 кинолент, представленных во всех секциях Каннского кинофестиваля. Для нас Канны – финальная точка отбора фильмов, после которой мы финализируем программу Одесского МКФ и приступаем к переговорам с продюсерами и формированию программы Одесского кинофестиваля.
Пока победители отмечают свой триумф, а кинокритики ломают копья, обсуждая неожиданный выбор жюри, я расскажу об основных изменениях, которыми встретили нас Канны, а также о том, как проходил один из самых ожидаемых киносмотров мира.
Изменения Каннского фестиваля: военные корабли и босая Джулия Робертс
В этом году из-за наводнения в Каннах во время телерынка, организаторы Каннского кинофестиваля сократили количество локаций Кинорынка на один кинотеатр. Не забыли и про усиление мер безопасности в связи с недавними терактами в Париже: еще перед открытием власти Франции объявили, что гостей киносмотра будут охранять более 400 агентов безопасности, сотни полицейских, а также специальные военно-морские подразделения. В течение всего фестиваля в море среди яхт стояли военные корабли – их отлично было видно с набережной Круазетт.
Среди нововведений этого года особенно хотелось бы отметить улучшение системы допуска на показы. Это было одной из главных проблем Каннского кинофестиваля: люди заказывали билеты на представление фильмов основного конкурса, по несколько часов стояли в длинных очередях на показы, а в итоге – не попадали на премьеру. Over-booking всегда был одним из главных «бичей» Каннского кинофестиваля – ведь забронировать билеты на показ мог человек с любым уровнем аккредитации. Чтобы избежать повторения прошлых ошибок, в этом году администрация Канн ограничила виды аккредитаций, владельцы которых могли заказывать билеты на премьеры, а также ввела дополнительные показы.
В Каннах учли и опыт прошлогоднего инцидента с продюсером Валерией Рихтер, которой охрана сделала замечание по поводу обуви на плоской подошве. Носить обувь «на шпильке» Валерия не могла по медицинским причинам – у нее ампутирована часть ступни – и, конечно, нетолерантные замечания охраны относительно дресс-кода красной дорожки Каннского киносмотра немало ее задели, – об этом Валерия Рихтер рассказала в интервью BBC 5 live. После этого в прессе разразился настоящий скандал, который вызвал целую бурю возмущения строгими требованиями к red carpet look. В этом году Каннский кинофестиваль хоть и не делал никаких официальных заявлений по поводу изменения дресс-кода красной дорожки, однако, чувствовалось, что организаторы значительно смягчили требования. В обуви на плоской подошве по дорожке к Дворцу Фестивалей прошла актриса Кристен Стюарт («Personal Shopper»), а следом за ней – Виктория Бекхем. Присоединилась к протесту против жесткого дресс-кода и Джулия Робертс, правда, сделала это более открыто – и преодолела ступеньки ко входу в Дворец Фестивалей и вовсе – босиком.
Каннский кинорынок: профессиональные события и украинское кино
Традиционно, Каннский кинофестиваль богат не только громкими премьерами и звездными именами, но и профессиональными событиями. Каннский Кинорынок является самым крупным из существующих в Европе. Конечно же, он конкурирует с Кинорынком Берлинского кинофестиваля, но американские кинокомпании до сих пор отдают предпочтение именно Каннам. В этом году украинские фильмы не принимали участие в основных программах кинофестиваля, но как раз на Кинорынке можно было увидеть около 40 украинских короткометражных фильмов, в частности, 12 фильмов, которые в секции Short Film Corner представляли молодые режиссеры-украинцы из творческого объединения «СУК» («Современное Украинское Кино»).
Одесский кинофестиваль также не остался в стороне от профессиональных событий на Лазурном побережье. Помимо нескольких десятков деловых встреч и переговоров, мы провели коктейльный прием-презентацию 7-го Одесского кинофестиваля в Украинском павильоне, где рассказали о планах на текущий год, презентовали новый имиджевый ролик Одесского МКФ. Несмотря на плохую погоду (с самого утра в Каннах шел дождь) и плотное расписание, к нам пришли более 200 гостей – коллеги, которые организовывают друге фестивали, продюсеры, представители европейских кинофондов и другие кино-профессионалы.
Итоги Каннского кинофестиваля: неожиданный выбор жюри
Итак победители одного из главных киносмотров мира объявлены. Жюри не смогли найти компромисс в вопросе, кому отдать приз за лучшую режиссуру, потому вручили приз сразу двум картинам: румынскому «Bacalaureat» Кристиана Мунджиу и французскому «Personal Shopper» Оливье Ассайяса.
Сразу два приза Канн – за лучший сценарий и лучшую мужскую роль – завоевал французский фильм «Salesman» иранского режиссера Асгара Фархади.
Ну, а главная интрига вечера была раскрыта в самом конце: обладателем «Золотой пальмовой ветви» стал английский режиссер Кен Лоуч с фильмом «I, Daniel Blake». Это уже вторая главная награда Канн в активе режиссера: первую он получил в 2006 году за фильм «Ветер, который качает вереск», а всего киноленты Лоуча завоевали 12 различных наград в рамках фестиваля на Лазурном побережье.
Выбор жюри для многих стал большой неожиданностью. До оглашения результатов кинокритики прочили победу одному из двух фильмов конкурсной программы – «Патерсону» Джима Джармуша или «Тони Эрдманну» Марлен Аде. Однако, мнение жюри уже второй год подряд пошло в разрез с рейтингами кинокритиков, что вызвало немало ожесточенных споров в прессе, а главу жюри и вовсе многие обвинили в непрофессионализме и отсутствии вкуса и чувства юмора.
Фильм «Paterson» Джима Джармуша вошел и в мой личный ТОП-3 лучших фильмов Каннского конкурса. Это лирическая и светлая история о водителе автобуса по фамилии Патерсон (Адам Драйвер), который живет в городе Патерсон в штате Нью-Джерси. Каждый его день проходит одинаково: он едет по своему обычному маршруту, наблюдает за городом через лобовое стекло автобуса и подслушивает фрагменты разговоров вокруг. Он записывает собственные стихи в блокнот, гуляет с собакой, останавливается в баре, где берет неизменную кружку пива, а еще поддерживает свою жену Лору (Голшифте Фарахани), каждый день мечтающую о новом: то открыть кулинарную лавку, то стать звездой. К сожалению, единственная награда, которую Джармуш увез из Канн – это так называемая «Собачья Пальма» (Palm Dog), которую специальное жюри вручает лучшей собаке из фильмов Каннского смотра. Награда предназначалась для английского бульдога Нелли, который сыграл собаку главных героев. Но, к сожалению, Нелли так и не смог дожить до премьеры фильма на Лазурном побережье, потому награду забирал лично Джармуш.
Также в тройку моих фаворитов Каннского киносмотра вошла кинолента «Julietta» испанского режиссера Педро Альмадовара, которая получила свое название в честь главной героини фильма и представляет два периода из ее жизни: первый происходит в наши дни, когда Джульетта находится в нестабильном психологическом состоянии; второй возвращает нас в события 30-летней давности, когда героиня была абсолютно счастлива и наслаждалась жизнью. Действие картины ведет зрителя к ответу на главный вопрос – что же случилось в этот промежуток времени, полностью сломав судьбу Джульетты.
Нельзя не отметить и работу трехкратного обладателя наград Каннского кинофестиваля в различных секциях, французского режиссера Брюно Дюмона, который в этом году представил свою картину «Ma Loute» в основной конкурсной программе Канн. Одну из главных ролей в фильме исполнила оскароносная французская актриса Жюльет Бинош. Действие фильма переносит зрителей в 1910 год: полиция расследует загадочное исчезновение отдыхающих, которых, на самом деле, убивают и съедают местные ловцы мидий. Да-да, не стоит удивляться! Ведь «Ma Loute» это новый и прекрасный сатирический фарс от французского режиссера, который заявлен как «деревенская комедия». Режиссеру удалось сделать повествование легким, ярким и привнести в фильм хорошую долю юмора.
Так что же дальше?
Сейчас мы подводим итоги и обсуждаем картины, увиденные в Каннах и активно ведем переговоры о показах лучших кинолент на 7-ом Одесском кинофестивале, который пройдет уже с 15 по 23 июля. В связи с этим, нас часто спрашивают, покажем ли мы тот или иной каннский фильм, например, привезем ли в Одессу Джима Джармуша или фильм Педро Альмадовара?
К сожалению, это не всегда зависит от наших возможностей или привлекательности Одесского международного кинофестиваля, как одного из самых значимых кинособытий в Восточной Европе.
Главная проблема сотрудничества по ключевым фильмам не только из Канн, но и в целом – монополия российских дистрибуторов, которые закупают права на фильмы на территорию стран СНГ.
Как результат они получают контроль над тем, увидит ли украинский зритель картину в принципе или же в достаточно скором времени, а возможность показа киноленты на территории нашей страны до премьеры картины в России становится минимальной. Но это тема уже совсем другой профессиональной дискуссии, которую необходимо инициировать нашим дистрибьюторам, стремясь к тому, чтобы их выбор лайн-апа был независим. Об этом мы сможем поговорить в следующий раз. А пока мы активно ведем переговоры и, надеюсь, уже в скором времени порадуем тех, кто планирует ехать на фестиваль, отличными новостями. Следите за нашими обновлениями!
Юлія Сінькевич, LB.ua, 24 травня 2016 року