Тенденції світового ринку кінопрокату в 2013-му та у період 2009–2013 років

Kinoreel

Антон Пугач, голова наглядової ради ПАТ «Мультиплекс-Холдинг» про тенденції світового ринку кінопрокату в 2013-му та у період 2009–2013 років.

1. МИРОВЫЕ.

1.1. Мировым лидером по росту посещаемости кинотеатров остаётся Китай. За 5 лет (2009–2013) в этой стране количество продаваемых билетов выросло в три раза с 200 млн. шт. до 600 млн. шт. Сегодня это третий рынок мира по количеству проданных билетов (2,6 млрд. билетов продают в Индии и 1,3 млрд. в США и Канаде). За указанные пять лет ощутимый рост посещаемости наблюдался в таких странах (из ТОП-10 крупнейших рынков мира):

  • Мексика +8,6%;
  • Южная Корея +8,0%;
  • Россия +7,6%;
  • Бразилия  +7,4%.

В Японии, Великобритании, Франции и США/Канаде в эти годы посещаемость упала на 1-2%.

1.2. Объём доходов рынка США/Канады составил в 2013 г. 10,9 млрд. долл., что больше, чем 5 лет назад на 3,1%.  В первую десятку сегодня уверенно входит РФ с 1,34 млрд. долл. (9-е место). В Германии в 2013 г. доход составил 1,36 млрд. долл, Южной Корее 1,42 млрд. долл. Япония занимает 3-е место с 1,99 млрд. долл., Великобритания 4-е с 1,69 млрд. долл., а Франция  5-е с 1,66 млрд. долл.

Таким образом, за последние пять лет Россия и Южная Корея, продемонстрировав рост доходов на 100 и более процентов, вытеснили из ТОП-10 Италию и Испанию. Наибольший рост доходов в 2009–2013 гг. имел место в Китае, где с 910 млн. долл. (2009 г.) рынок вырос до 3,5 млрд. долл. в 2013 г. (2-е место в мире).

1.3. На данный момент в США насчитывается 39 тыс. экранов, в Китае 18 тыс. шт., а  в Индии 11 тыс. шт. На других крупнейших рынках количество экранов равно 3–5,5тыс.экранов (в РФ это 3,4 тыс. шт., из которых 1,3 тыс. шт. появились за последние пять лет; лучшие и динамика и количество только в Китае, там за 5 лет открыли 13,4 тыс. экранов).

1.4. Количество 3D залов за обозримое пятилетие выросло в 6 раз, сегодня в мире таких залов 53 тыс. шт., а всего цифровых = 111 тыс. шт. (в т.ч. 3D). Всего киноэкранов во всём мире = 134 тыс. шт.

1.5. Всего в мире производят 6 307 фильмов в год, из которых 1600 шт. делают в Индии, 638 шт. в Китае, 591 шт. в Японии, 455 шт. в США и по 200-270 шт. во Франции, Великобритании, Южной Корее, Германии и Испании.

2. ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИЕ.

2.1. Среднеевропейская (по странам ЕС) посещаемость составляет 1,8 посещений на 1-го человека.

Лучшая посещаемость в Исландии = 4,3 и Франции = 2,9. Худшая – в восточноевропейских странах: от  0,9 (Польша) до 0,5 (Румыния).

Средняя стоимость билета в ЕС = 9,2 долл. США.

В ЕС сегодня работает 29,9 тыс. экранов, из них 3D экранов 13, 1 тыс. шт.

2.2. 69% кассы в ЕС собирают фильмы США, 27% – фильмы ЕС, и более 3,6% фильмы других стран.

2.3. В целом по ЕС посещаемость за 5 лет упала с 982 млн. шт. в год до 907 млн. шт. (минус 8%). Наибольшее, из крупных стран, падение посещаемости наблюдалось в Испании (29%), Австрии (16%) и Германии (11%). В Польше в 2013 г. на 7,4% куплено  билетов меньше, чем в 2009 г.

Однако в ряде стран в это пятилетие посещаемость существенно выросла. Так, в Румынии имел место рост на 69%,  в Болгарии  на 50%, Эстонии на 44%, в Латвии на 26%, в Литве на 17%, в Хорватии и  Финляндии на 14%, в Нидерландах на 12,8%.

2.4. Лучший европейский фильм 2013 г. («Отверженные») в ЕС собрал кассу, которая обеспечивает ему лишь 18-е место в списке общих сборов (8,9 млн. билетов). На первом месте в ЕС американский фильм «Despicable Me 2» = 25 млн. билетов в странах ЕС.

2.5. В ТОП–25 фильмов (по сборам в ЕС)  европейского производства есть фильмы всего пяти стран: Великобритании, Франции, Германии, Испании и Италии. В этом списке обращают на себя внимание фильмы Германии (3 шт. только немецкого производства и 3 шт. в копродукции), что существенно отличается от картины, которая была ещё 10 лет назад, когда немецкие фильмы лишь изредка попадали в лидеры европейского проката.

2.6. Испанский фильм о Цунами 2004 г. «Невозможное» собрал 2,2 млн. зрителей в США (19 млн. долл.), что является выдающимся результатом для испаноязычного фильма в США. Общемировая касса этого фильма составила 198 млн. долл. (в РФ 1,7 млн. долл.).

2.7. В Австрии, Франции, Болгарии, Ирландии, Дании, Бельгии, Люксембурге, Финляндии, Нидерландах и Великобритании 98–100%  залов оборудованы цифровой проекцией. Как и в Украине, менее 60% залов  имеют такое оборудование в Литве (55%), Латвии (55%), Чехии (51%, 430 шт.), Словении (45%), Эстонии(44%) и Греции (27%).

Обращает на себя внимание рост посещаемости в странах Прибалтики (см. п. 2.3.) на фоне низкой цифровизации кинотеатров в этих же странах.

В Польше количество цифровых залов составляет 77% (972 шт.), в Румынии 85% (226 шт.), в Венгрии 91% (288 шт.).

3. Франция.

Кассовые сборы составили 1,66 млрд. долл., что почти совпадает с итогом 2009 г., но при этом билетов в 2013 г. было продано рекордно мало за последние пять лет – 193,6 млн. шт. (ещё в 2011 г. было продано 216,6 млн. шт.).

Средняя стоимость билета во Франции такая же, как, например, в Испании, и равна 8,6 долл. США. Это дешевле, чем в большинстве западноевропейских стран ЕС, кроме Италии ($8,0) и Португалии ($6,9).

Посещаемость = 2,9 на человека.

Количество экранов = 5 587 шт., из которых  5 565шт. цифровые (в 2009 г. цифровых экранов было 904 шт., т.е. за последних четыре года открылось 84% цифровых залов).

Количество производимых фильмов выросло с 203 шт. в 2006 г. до 270шт. в 2013 г.(+33%), однако доля сборов французских фильмов в прокате = 33,8%, что нисколько не лучше показателей прошлых  лет  (в ТОП–20 только 3 французских фильма, в то время, как в 2010 г. 7 французских фильмов вошли в ТОП–20).

Из 270 фильмов, только 154 шт. сняты на исключительно французские деньги. Остальные 116 шт. – копродукция. Доля фильмов, снимаемых в  копродукции, выросла за 8 лет на 50% и более.

Общий бюджет инвестиций в кино во Франции составил 1,34 млрд. евро. Средний бюджет фильма = 4,88 млн. евро, однако 22% фильмов имеют бюджет 2,5–3,2 млн. евро, что является самым низким показателем за последние 11 лет.

4. Германия.

Кассовые сборы составили 1,36 млрд. долл., что больше  итога 2007 г. на 35%. Однако в 2007 г. было продано  125,4 млн. билетов, что почти равно продажам 2013 г. (129,7 млн. шт., т.е. прогресс = 3,4%), т.е.  рост доходов существенным образом связан с ростом стоимости билетов (с 6 евро в 2008 г. до 7,9 евро в 2013 г., т.е.имел место рост на уровне +31,6% за пять лет).

Средняя стоимость билета во Германии  равна 10,5долл. США. Это не самая высокая европейская цена, в Норвегии, Швеции и Швейцарии средняя стоимость билета = 15,2-16,8 долл. США.

Посещаемость = 1,6 на человека, это самый низкий показатель среди развитых западноевропейских стран.

Количество экранов = 4 610 шт., из которых  4 170 шт. цифровые (в 2009 г. цифровых экранов было 566 шт. т.е. за последних четыре года открылось 86% цифровых залов).

Количество производимых фильмов выросло с 174 шт. в 2006 г. до 236 шт. в 2013 г.(+36%). При этом ситуация с динамикой доли немецких фильмов в прокате кардинально отличается от французской: доля сборов немецких фильмов в прокате 2013 г. = 26,2%, в то время, как в 2010 г. этот показатель был равен 16,8% (что было временным спадом в связи с выходом на авансцену 3D релизов, почти полностью нивелированным итогами 2013 г., так в 2009 г., до начала цифровой революции, доля национальных фильмов немецком прокате была равна  27,4%, а в 2008 г. = 26,6%).

В ТОП–20 в 2013 г. вошло только 3 немецких фильма, однако они занимают первое (школьная комедия), девятое и десятое места.

Следует отметить, что ещё в 2008 г. в Германии насчитывалось  4 810 залов, а сегодня их 4 610 шт. Таким образом, за пять лет количество залов в этой одной из самых развитых киноиндустрий мира (8-е место) сократилось на 200 шт. (- 4,1%).

5. Италия.

Кассовые сборы составили 858 млн. долл. После всплеска зрительской активности в 2010–2011 гг., доходы вернулись на уровень 2006–2008 гг.  В 2013 г. было продано 106,7 млн. билетов.

Средняя стоимость билета равна 8,0 долл. США., что чуть ниже, чем, например, в 2010 г. (8,55 долл. США).

Посещаемость = 1,8 на человека (в 2010 г. = 2,05).

Количество экранов = 3 808 шт. (2012 г.), из которых  2 850 шт. цифровые (в 2009 г. цифровых экранов было 904 шт., т.е. за последние четыре года открылось 69% цифровых залов).

Количество производимых фильмов выросло со 117 шт. в 2006 г. до 167 шт. в 2013 г. (+43%).  Доля сборов итальянских фильмов в прокате = 31% (в 2008 г. = 29%). В ТОП–20 7 итальянских фильмов. На первом месте итальянский фильм “Солнце льёт, как из ведра” (комедия) с результатом в 8 млн. билетов (для сравнения: на  “Аватар” было продано 7,5 млн. шт.), а результат “Гадкий я 2”, расположившегося на 2-м месте, равен 2,4 млн. билетов. За пиратский показ фильма “Солнце льёт, как из ведра” в Италии по решению суда был заблокирован ресурс “ВКонтакте”.

Из 167 фильмов 138 шт. сняты  на исключительно итальянские деньги. Доля копродукции невелика, это всего 39 фильмов. Хотя, конечно, это тоже на треть больше, чем 5–8 лет назад.

6. Испания.

Кассовые сборы составили 669 млн. долл., это на 17% меньше, чем в прошлом году.  С 2006 г. количество продаваемых билетов упало со  121,7 млн. шт. до 78,2 млн. шт. (минус 36%). Таким образом, тенденция, что в кризисных ситуациях потребитель не снижает своей активности в посещении кинотеатров, в Испании не подтвердилась.

Средняя стоимость билета в  Испании осталась неизменной все эти годы и она равна 8,6 долл. США.

Посещаемость = 1,7 на человека (в 2008 г. = 2,33).

Количество экранов = 3 894 шт, из которых 2 720 шт. цифровые (за последние четыре года открылось 91% цифровых залов). В 2008 г. в Испании работало 4 140 залов, т.е. за пять лет в этой стране закрылось, несмотря на цифровизацию, 246 залов.

Количество производимых фильмов выросло со 150 шт. в 2006 г. до 230 шт. в 2013 г. (+53%).

Доля сборов испанских фильмов в прокате 2013 г. = 13,9%, что близко к показателям предыдущих лет, однако существенно (на 26%) ниже, чем в период до цифровизации.

Лучшие испанские фильмы собирают от 0,3 до 1,4 млн. зрителей, в то время, как американские лидеры проката собирают от 1,4 до 2,1 млн. зрителей.

7. Великобритания.

Кассовые сборы составили 1,69 млрд. долл. США. Это несколько хуже прошлогодних результатов, но в целом – на той достаточно высокой отметке, которую Великобритания достигла в итоге позитивного и поступательного  движения вверх за последние 8–10 лет.

Однако, в 2013 г. было продано 163 млн. билетов, а в 2006 г. 156,6 млн. шт. (+4% за 7лет, при росте доходов за этот же период  почти на треть). Таким образом, мы видим, что рост кассовых соборов прежде всего связан с ростом  стоимости билетов. Так, в 2010 г. средняя стоимость была равна 9,03 долл. США., а в прошлом году 10,2 долл. США (+13% за два года).

Посещаемость = 2,6 на человека (в 2010 г. = 2,7), одна из самых высоких в Европе.

Количество экранов = 3 867 шт., из которых 3860 шт. цифровые (за последних четыре года открылось 83% цифровых залов). Характерно, что и общее количество экранов за последние 5 лет увеличилось в Великобритании на 257 шт. (в 2008 г.их было 3 610 шт.), в то время как в Германии количество залов в этот же период уменьшилось на 200 шт.

Падает  доля сборов британских  фильмов в прокате: в 2013 г. = 21,5%, а в 2008 г. = 31%, однако это происходит на фоне ощутимого снижения произодства национальных фильмов. Но всё же Великобритания и сегодня остаётся одним из самых мощных инвесторов в кино: до 2 млрд. долл. в год.

8. Россия.

 Кассовые сборы составили 1,34 млрд. долл. (годовой рост = +11%). Сегодня это 9-я касса в мире (пять лет назад Россия занимала 13-ю строчку).

В 2013 г. было продано 177 млн. билетов, это на 12,9% лучше прошлогоднего результата. Этот результат даёт России 7-е место в мире по количеству проданных билетов.

Средняя стоимость равна 7,5 долл. США. Рост цен на билеты, имевший место в прошлые года, почти приостановился. В 2014 г.  в РФ удерживаются цены 2013 г.

Посещаемость = 1,2 на человека (в 2008 г. = 0,88, рост за 5 лет = +36%).

В настоящий момент в России одна из самых высоких посещаемостей среди постсоветских и восточноевропейских стран. Только в Эстонии посещаемость лучше,  в этом году = 1,9. Такой же результат, как в России, только в Латвии, а близкий к нему, на уровне 1,1 – в Чехии, Литве и Словении.

Количество экранов = 3 479 шт. (1 378 шт. построены за последние 5 лет), из которых  2967 шт. цифровые (за последние четыре года открылось 88% цифровых залов).

Количество производимых национальных фильмов не меняется  последние 5 лет: в этом году их было 73 шт., в прошлые года 66–78шт.

Доля фильмов РФ в прокате = 18,4% (по  данным “Кинопоиска” = 16%). Этот относительно невысокий показатель некогда был существенно выше, до 30–35%, но и сегодня он не выглядит аутсайдерским. С таким же итогом работают национальные кинематографии в прокате Польши, Бразилии, Нидерландов и  Тайваня.  В странах большой десятки (ТОП–10) по  количеству проданных билетов доля национального продукта выглядит так:

Страна Кол-во
билетов,
млн. шт.,
2013 г.
Доля
нац-ных
фильмов,
%
1 Индия  2 697 91,5
2 США/Канада 1 340 94,6
3 Китай 612 58,7
4 Мексика 248 12,1
5 Южная Корея 213 59,9
6 Франция 194 33,8
7 Россия 177 18,4
8 Великобритания 166 21,5
9 Япония 156 60,6
10 Бразилия 150 18,6

Лучшим фильмом года в России по итогам кассовых сборов был фильм “Сталинград” (6,2 млн. билетов). Второе место у фильма “Гадкий я 2” (5,4 млн. билетов). Ещё три фильма РФ вошли в ТОП–20: “Легенда №17” (4,2 млн. билетов, 7-е место), “Горько!” (3,7 млн. билетов, 8-е место) и мультфильм “Три богатыря…” (3,2 млн. билетов, 13-е место).

9. Польша.

Кассовые сборы составили 210 млн. долл. Ещё в 2009 г. доход был равен 225 млн. долл., и это был прорыв на фоне 2008 г. (165 млн. долл.). Но все последующие года ситуация ухудшалась, а именно: с 2010 г. рынок вырос на 3,2% (233 млн. долл.), а посещаемость упала на 4,3% (до 37,5 млн. билетов). В последующие года начал падать и доход. Считается, что высокие цены на билеты, наряду с ростом пиратского рынка и внутренней экономической ситуацией, повлияли на эти процессы.

В 2013 г. средняя стоимость билета была равна 5,8 долл. США., а три года назад (2010 г.) билет стоил 6,21 долл. США. Таким образом, есть  основания предполагать, что рынок в 2013 г. вернулся к цене 2008 г. (5,73 долл. США), “не справившись” с повышением цены, имевшим место после 2010 г.

Посещаемость = 0,9 на человека (в 2010 г. = 0,98, в 2009 г. = 1,03, в 2008 г. = 0,89).

Количество экранов = 1 259 шт. (в 2008 г. их было 587 шт.), из которых  972 шт. цифровые. (в 2010 г. их было 200 шт.).

Количество производимых фильмов = 31 шт. (в 2008 г. их было 41 шт.).

Доля сборов польских фильмов в прокате = 20,4% (в 2008 г.= 12,86%, в 2010 г.= 14,4%).

Три польских фильма входит в ТОП–10, из которых один – фильм Вайды о Валенсе, а 7 шт. американских – в основном детские или подростковые.

10. Турция.

Кассовые сборы составили 265 млн. долл. (рост за пять лет = + 29%).

Посещаемость = 0,7 на человека (в 2008 г. = 0,55, рост за пять лет = + 27%).

Количество экранов = 2 243 шт. (треть из них открыта за последние пять лет), из которых 1 073 шт. цифровые (в 2009 г. их было 62 шт.). Таким образом, в Турции меньше 50% экранов оцифрованы, что является низким и крайне редко встречающимся сегодня показателем.

Количество производимых фильмов выросло:  до 95 шт. в год (2013 г.) при 16 шт. ещё в 2000 г.

Доля сборов турецких фильмов в прокате поступательно и  неуклонно растёт: в 2013 г. = 58%, в 2010 г. = 52,9%.

В ТОП–10 2013 г. девять первых фильмов из десяти – турецкие (на десятом месте “Форсаж 6”). Лучший фильм посмотрело 4 млн. зрителей, 2-й фильм в ТОП–10 имеет показатель 3,8 млн. билетов (столько же или чуть больше собирают лучшие фильмы в ТОП–10 на ведущих европейских рынках – во Франции и Германии, хотя общая касса в этих странах больше турецкой в 6–7 раз).

11. Другие страны Западной Европы. Данные за 2013 г.

Страна Пос-ть, на 1-го чел. Доля нац-ных
фильмов, %
Кол-во экранов Цена билета Касса, млн.
долл.
1 Нидерланды 1,8 20,5 830 10,8 331,3
2 Швейцария 1,7 6,2 533 16,8 229,7
3 Бельгия 1,9 12,9 497 10,3 216,0
4 Австрия 1,8 4,2 548 10,9 165,5
5 Ирландия 3,2 0,9 463 9,3 136,5
6 Португалия 1,2 3,4 545 6,9 87,0

В этой группе стран лишь Нидерланды сохраняют тенденции роста посещаемости в последние пять лет. В остальных странах в 2009–2013 гг. посещаемость снизилась на 10–20%.

По части производства Швейцария резко выделяется на фоне остальных  – 104 фильма, но доля своего продукта в прокате  Швейцарии в три раза меньше, чем в Нидерландах, где производят 65–75 фильмов в год.

В ТОП–10 Нидерландов два местных фильма на 3-м и 4-м местах.

Показательно, что рекордный лидер немецкого проката (немецкоязычный фильм “Fack Gohte”) в ТОП–10 Австрии занял лишь 7-е место.

Один португальский фильм оказался в местном ТОП–10 Португалии (а всего национальных фильмов произведено за этот год в этой стране лишь 13 шт.), и нет ни одного своего фильма в ТОП–10 в Швейцарии, Австрии и  Ирландии, хотя произведено  в каждой из этих стран 30–40 шт. фильмов, а в Швейцарии – 104 шт. (очевидно, что в Швейцарии широкая копродукция с крупными европейскими странами  не даёт ожидаемого местного резонанса).

12. Северные страны Европы. Данные за 2013 г.

Страна Пос-ть, на 1-го чел. Доля нац-ных
фильмов, %
Кол-во экранов Цена билета Касса, млн.
долл.
1 Швеция 1,7 24,8 774 15,2 252,2
2 Дания 2,4 30,0 406 13,8 187,2
3 Норвегия 2,3 22,8 422 15,8 186,3
4 Финляндия 1,4 23,0 282 12,9 100,9
5 Исландия 4,3 3,1 41 8,8 12,3

В северных странах Европы в 2009–2013 гг. также падала посещаемость, кроме Финляндии: там последние пять лет наблюдался рост на уровне +14%. При этом в Финляндии за 7 лет в два раза выросло количество производимых фильмов (с 19 шт. в 2008 г. до 43 шт. в 2013 г.).

Свыше 60 шт. фильмов производят Швеция и Дания, удерживая очень высокий показатель национального продукта (датские 30% – это третий показатель в Европе после Франции (33,8%) и Италии (31%)).

В ТОП–10 Дании 5 шт. датских фильмов, в т.ч. 1-е и 2-е места. Артхаусный фильм “Охота” Томаса Винтенберга занял второе место  с результатом 673 тыс. билетов, а у “Хоббита” 3-й результат в ТОП–10 равен  478 тыс. билетов. Показатели фильма “Охота” не являются сенсацией, они лишь зримо подчёркивают совершенно иной, чем вообще в мире, характер проката артхаусных фильмов в странах из анализируемой группы.

В Норвегии и Финляндии национальные фильмы также возглавляют ТОП–10 с 854 тыс. и 403 тыс. билетов соответственно.

За три года в Швеции закрылось 56 залов, что достаточно много, 6,7% от общего числа в 2010 г. В других странах залы также закрывались, но нигде, кроме Австрии и Германии, этот показатель не был столь высоким.

Обращает на себя внимание более высокая цена на билеты в странах северной Европы (кроме Исландии), но при этом и посещаемость в этой группе, в среднем, выше, чем странах из п.11.

13. Балтика и Центральная Европа. Данные за 2013 г.

Страна Пос-ть, на 1-го чел. Доля нац-ных
фильмов, %
Кол-во экранов Цена билета Касса, млн.
долл.
1 Чехия 1,1 24,2 684 6,6 72,8
2 Венгрия 1,0 1,5 345 6,0 60,7
3 Словакия 0,7 4,4 168 6,8 25,2
4 Литва 1,1 16,5 84 5,3 17,4
5 Эстония 1,9 5,9 74 6,1 15,7
6 Словения 1,1 10,9 112 6,3 14,7
7 Латвия 1,2 4,6 66 5,7 13,7

В этой группе стран  наилучшая посещаемость в Эстонии. Только за последние три года этот показатель вырос с 1,6 до 1,9 (+19%). Бросается в глаза тот факт, что количество экранов за этот период в Эстонии не изменилось, а вот ВВП на душу населения поднялся на 26%. В Литве за эти же три года посещаемость выросла на 38% (при росте ВВП на 45% за этот же период), а в Латвии  на 33% (при росте ВВП на 44%).

В Словении в 2013 г. ВВП был на 1,2% хуже, чем в 2010 г., а посещаемость на 27% хуже, чем в 2010 г.

В Словакии ВВП за три обозреваемых года вырос на 13%, но посещаемость осталась неизменной и равной 0,7 (правда, имел место рост цен на билеты на 11%).

Последние 6 лет посещаемость в Венгрии колеблется между 1,0 и 1,1, однако цена на билет выросла за эти же годы на 15%.

Чешский прокат упал в 2013 г. до посещаемости 1,1, хотя несколько лет подряд показывал  результат до 1,3 при поступательно растущей цене на билеты (+14% за три года).

Следует обратить внимание, что количество залов на 100 тыс. чел в Чехии = 6,8, а в Венгрии 3,9, т.е. чешский зритель на 74% лучше обеспечен залами, чем венгерский, при этом,  как доход, так и посеащемость в Чехии падают: если в 2010 г. в этой стране купили 13,5 млн. билетов, то в 2013 г. этот показатель был равен уже 11,1 млн. шт.

В прокате Венгрии за эти три года было “потеряно” куда меньше зрителей: 2013 г. упал на отметку 10,1 млн. шт.  с 11 млн. шт в 2010 г. ВВП этих стран  в 2010–2013 гг. существенно не менялось, а количество залов в Венгрии уменьшилось на 13% (закрылся 51 зал, в то время, как в Чехии закрылось всего 4 зала за этот же период).

В ряду важных отличий между этими двумя странами, близкими по количеству граждан (10,5 млн. чел. в  Чехии и 9,9 млн. чел. в Венгрии), доля национальных фильмов в прокате. В Чехии этот показатель иногда равен 35–40%,  однако в последние годы наметился спад: в 2013 г. доля национальных фильмов = 24,2%.  В Венгрии 6–7 лет назад доля “своих” фильмов была равна 9%, однако теперь это не больше 1,5% (ни одного венгерского фильма нет в ТОП–10, в то время, как в ТОП–10 Чехии чешских фильмов 5 шт., включая первый, 652 тыс. зрит. (331 тыс. зрителей у лучшего фильма в Венгрии)).

В Чехии  производят больше фильмов, чем в Венгрии: в 2013г. чехи сняли 47 фильмов, а венгры 32 шт. Таким образом, анализируя прошлые периоды, можно сказать, что чехи снимают всё больше и больше, а венгры – наоборот. Возможно, одна из причин провала чешского рынка – сформировавшийся спрос на “своё” кино, которому не отвечают релизы последних лет.

Таким образом, страны Балтики показывают рост посещаемости (на фоне в т.ч. стремительного роста ВВП, вполне соотносимого с ростом посещаемости), а страны Центральной Европы – падение. При этом, заметно, что посещаемость в Словакии осталась неизменной на фоне роста ВВП на 13% за последние три года, а посещаемость в Словении упала на 27% на фоне падения ВВП  всего на   1,2%.

14. Юго-Восточная Европа. Данные за 2013 г.

Страна Пос-ть, на 1-го чел. Доля нац-ных
фильмов, %
Кол-во экранов Цена билета Касса, млн.
долл.
1 Греция 0,8 7,2 482 8,6 78,8
2 Румыния 0,5 2,8 264 5,3 48,2
3 Болгария 0,7 0,6 165 5,6 27,0
4 Хорватия 0,9 11,1 153 5,3 21,2
5 Кипр 0,7 0,1 35 10,2 6,5
6 Босния и Герцеговина 0,2 1 25 3,5 3,3
7 Черногория 0,4 0,0 Н.д. 4,6 1,0
8 Македония Н.д. Н.д. 23 2,1 0,2

Греческая касса упала на 67% за три года (2010–2013 гг.) на фоне падения ВВП на 26%. Следует отметить, что и высокая цена на билет, равная в 2010 г. 11,36 долл. США, упала за три года на 32% и теперь равна 8,6 долл. США. Количество производимых фильмов выросло в Греции в два раза и равно 40 шт. в 2013 г. против 18 шт. в 2010 г. На доле национальных фильмов в прокате такой рост производства пока не отразился никак: показатели 2013 г. (7,2%) даже хуже показателей 2010 г. (8,6%). В Греции крайне низкий уровень цифровизации залов = 27%.

В Румынии прокат  вырос  на 37,7% – по валовому доходу,  и на 66% – по посещаемости (в период 2010–2013 гг.). Рост ВВП в эти годы = 16,7%.  Цена билетов оставалась неизменной все три года.  Количество производимых фильмов выросло с 21 шт. до 37 шт., однако их доля в прокате стала ненамного больше той, что была в 2010 г.: 2,8% против 2,5%. За три года в Румынии открылось 70 новых залов (+36%). Уровень цифровизации в Румынии составляет 85%.

Болгарский прокат ещё в 2008 г. имел посещаемость 0,37, а теперь она равна 0,7. В 2010 г. посещаемость была равна 0,5. Таким образом, этот рынок рос поступательно, улучшив свои показатели за 5 лет почти в два раза. Рост ВВП с 2010 г. по 2013 г. = 24%. За пять лет в Болгарии производят уже 15 шт. фильмов в год (в 2010 г. = 10 шт.), однако их доля упала с 8,8% до 0,6%. Количество экранов в Болгарии выросло на 25%, а цена на билеты осталась почти неизменной (5,6 долл. США  в 2013 г. и 5,52 долл. США в 2010 г.).

В Хорватии в 2008 г. посещаемость была 0,51, а в 2013 г. она равна 0,7 (+37% за пять лет). Рост ВВП в эти годы не наблюдался. Цена на билеты выросла за три года на 10%, а валовый доход в кинотеатрах на 33%. За пять лет в три раза выросло количество производимых фильмов (в 2013 г. это 24 шт.), а их доля в прокате подскочила вверх в десять раз (в 2013 г. это 11,1%). Уровень цифровизации в Хорватии  составляет 86%.

В Боснии и Герцеговине (3,8 млн. чел. с ВВП на душу населения 4 866 долл. США) рынок вырос за три года на 37,5%, однако исключительно за счёт роста цены на билеты. Очевидно, что болгарский рынок (27 млн. долл. США), где население больше всего в два раза, чем в Боснии и Герцеговине, имеет преимущества как по количеству залов (в Болгарии их не в два, а в 6,6 раз больше), так и по ВВП на душу населения – этот показатель в Болгарии лучше на 52%.

Эстонский прокат выглядит даже лучше, чем прокат Кипра. На Кипре на 36% больше ВВП на душу населения, но посещаемость в разы хуже: 0,7 против 1,9 в Эстонии. С ценой билета в 10,2 долл. США рынок Кипра, где почти один миллион граждан, в 2,4 раза меньше эстонского, где население составляет 1,3 млн. чел., а цена на билет = 6,1 долл. США.

В последние годы началась структурированная деятельность  в кинопрокате Черногории  и Македонии. На примере этих стран видно, сколь выдающимися являются доходы в похожих по количеству граждан странах Балтики (Эстония = 1,3 млн. чел., Латвия = 2,0 млн. чел.) и Словении (2,1 млн. чел.), где касса равна 13–15,7 млн. долл. против 200 тыс. долл. в Македонии (2,1 млн. чел.) и 1 млн. долл. в Черногории (0,6 млн. чел.).

15. Cеверная Америка. Данные за 2013 г.

Страна Пос-ть, на 1-го чел. Доля
ф-в
США, %
Кол-во экранов, из них циф-х Нас-е ВВП на душу нас-я, тыс.
долл.
Цена билета, долл.
США
Касса,
млн.
долл.
1 США/
Канада
4,0 94,6 42 814
(39 824)
351
млн.
чел.
52 742 8,1 10 900

На крупнейшем рынке мира за последние 5 лет имел место спад посещаемости на 5%. Однако, это наблюдается в том случае,  если смотреть на совокупные показатели США и Канады. В действительности, если брать страны отдельно, то будет видно, что посещаемость  США падала (-8,3%), а Канады росла (+19%). Плавный рост стоимости билетов позволил этому совокупному рынку за эти годы не то, что не упасть, а даже вырасти на 2%. Следует отметить, что и ВВП в эти годы в этих странах вырос на 6-9%.

Количество производимых фильмов за последние годы не претерпело серьёзных изменений, однако доля американских фильмов несколько увеличилась: с 92% до 94,6%. Таким образом, в 2013 г. в США посмотрели иностранных фильмов даже меньше (5,4%) зрителей, чем в Индии (8,5%) – это самый низкий в мире показатель интереса к иностранному продукту.

Свыше 400 залов открылось за период 2010–2013 гг., из них 200 шт. в Канаде, что, видимо, также является одной из причин роста местного рынка, поскольку 200 залов в США составляют меньше 1%, а в Канаде – до 7%.

16. Латинская Америка. Данные за 2013 г.

Наиболее показательными и выразительными, если брать их в применимости к украинскому рынку, являются тенденции латиноамериканских стран. Особое значение имеют показатели стран, которые близки  нам по ВВП и количеству населения, например,  Аргентина и Колумбия.

Страна Пос-ть,
на 1-го
чел.
Доля
нац-ных фильмов, %
Кол-во экранов
шт., из них
цифр-х
(%)
Нас-е ВВП на душу нас-я Цена билета,
$
Касса, млн.
долл.
1 Мексика 2,1 12,1 5 547 (86%) 118,2 11 224 3,49 911
2 Бразилия 0,7 18,6 2 679 (47%) 199,2 10 958 5,45 744
3 Аргентина 1,1 15,1 866 (47%) 41,5 11 679 5,30 258
4 Венесуэла 0,9 8,6 464 (22%) 30,0 12 256 8,00 226
5 Колумбия 0,9 5,0 791 (78%) 47,2 7 831 4,35 188
6 Перу 1,1 11,7 473 (51%) 30,9 6 797 3,80 132
7 Чили 1,2 8,1 340 (69%) 17,6 16 043 5,90 119
8 Уругвай 1,1 1,8 70 (57%) 3,4 16 834 5,90 19

Количество проданных билетов в Мексике выросло за 5 лет на 39%, а рынок поднялся на 61%. При этом вырос не только ВВП (за 2010–2013 гг. = +21%), но и количество граждан (+ 11% за пять лет). За последние три года в два раза выросла доля национальных фильмов (с 6,1% до 12,1%). В Мексике сегодня самая высокая в Латинской Америке посещаемость (2,1) и самая низкая стоимость билета ($3,49).

Ещё один фактор имеет значение при анализе проката в Мексике: обеспеченность залами. Этот показатель равен  в этой стране 4,69 шт. на 100 тыс. жителей, а в Бразилии этот показатель равен 1,34 (в Аргентине = 2,08; в Венесуэле = 1,54; в Колумбии = 1,67; Перу = 1,53, Чили = 1,93; Уругвай = 1,54).Таким образом, налицо куда более высокая насыщенность залами в Мексике, в два-три раза больше, чем в среднем в Латинской Америке (для сравнения: насыщенность залами в Украине = 0,95).

В 1996 г. Мексике снималось всего 9 фильмов (в 2013 г. = 127 шт.), а в 1995г. за год было  продано 63 млн. билетов, в то время как ещё в 1990 г. рынок был сильнее в три раза = 190 млн. билетов. К отметке 1990 г. Мексика вернулась ровно через 20 лет, т.е. в 2010 г., а за последние три года  и превысила её: в 2013 г. = 248 млн. билетов (4-й результат в мире).

Бразильская касса выросла на 52%  (2009–2013гг.), а посещаемость на 33%, что также произошло  на фоне роста ВВП в темпах, близких к мексиканским. При этом, в 2008 году в Бразилии 25,9 % населения проживало за чертой бедности. Согласно данным, полученным учёными бразильского фонда изучения общественного мнения, с 1994 по 2010 год уровень бедности в стране упал на 67,3 %.

Бразилия отличается более высокой ценой на билет, если её сравнивать с мексиканской: бразильская выше на 56%. За пять лет в Бразилии также наблюдался рост населения (+8 млн. чел.).

Аргентинский прокат вырос за 5 лет ровно в два раза, при росте посещаемости на 57%. Это близко к тому, что наблюдалось в Украине в 2008–2012гг., если брать кассу в гривнах.  При этом украинская посещаемость за пятилетие выросла всего на 36%, т.е. у нас имел место куда более высокий темп роста стоимости билетов. Следует отметить, что  посещаемость в 2008–2012гг. в Украине выросла до всего 0,42, в то время как показатели посещаемости латиноамериканских стран (0,7–1,1, а в Мексике = 2,1), если брать в среднем, уже достигли восточноевропейских и даже превысили их, если сравнивать с юго-восточной группой.

Все анализируемые рынки Латинской Америки выросли за 5 лет на приблизительно одинаковые величины: почти в два раза вырос объём доходов в долларах, а посещаемость выросла на 55–85%, т.е. частично доходы росли и за счёт повышения стоимости билетов, но нигде это не играло ключевой роли. В большинстве  стран латиноамериканской группы ВВП близко к показателям Украины, равно как и по стоимости билетов украинские реалии похожи на латиноамериканские. Низкая обеспеченность залами в Украине указывает на то, что при росте этого показателя в 2013–2018 гг. до латиноамериканского уровня (+50%, т.е. до хотя бы 1,5 залов на 100 тыс. чел. (примечание: залов на 100 тыс. жит. в Румынии = 1,32, Польше = 3,0, Венгрии = 2,8, Чехии = 6,5, в США = 12,6)), мы также имеем шанс на увеличение объёма рынка до 160 млн. долл. в оптимальном случае, но не более 200 млн. – в лучшем варианте (при условии, что с ростом количества залов будет совпадать и динамика поступательного роста цен, что маловероятно в украинских реалиях в ближайшие годы). При этом также следует учесть, что у нас не так динамично растёт ВВП, как в Латинской Америке, а население не увеличивается, а уменьшается.

Ещё одним отличием является тот факт, что в крупных латиноамериканских странах доля национальных фильмов равна 5–18% (в Аргентине производят 166 шт. фильмов в год, в Бразилии  и Мексике по 126 шт., в других странах по  20–30 шт.), что для Украины на ближайшее пятилетие недостижимо в принципе даже на уровне 5%. В ТОП–10 Мексики два мексиканских фильма, в т.ч. первый в списке, показатель которого равен 15,1 млн. билетов (в РФ лидер ТОП–10 “Сталинград”  = 6,2 млн. билетов). Даже фильм, который 7-й в мексиканском ТОП–10, имеет показатель в 7,1  млн. билетов.

В ТОП–10 Бразилии также два национальных фильма, с показателями 4,6 млн. и 3,7 млн. билетов. Лидер бразильской кассы “Железный человек 3” = 7.6 млн. билетов. В Аргентине также два местных фильма попали в 2013 г. в ТОП–10, с результатами 2,1 млн. и 1,7 млн. билетов. По всем странам группы, кроме Бразилии, наблюдается существенный рост интереса к национальному кинематографу. В Бразилии очень высокий показатель в 18% был достигнут тремя годами ранее, однако любопытно, что ещё в 1998 г. он был равен 5,5%, уже в 2006 = 11%, и с 2010 г. = 18%. Ещё в 2005 г. на  лучший фильм года бразильского производства “Двое сыновей Франсиско” (мюзикл)   было продано 5 млн. билетов, что является рекордом для местного фильма в этой стране по сей день. В 2006 г. комедия “Если бы я был тобой” (почти полный аналог российского фильма “Любовь-морковь”, 2,8-3,0 млн. билетов на каждый на первые два фильма трилогии в РФ) дал в Бразилии результат в 3,5 млн. билетов. За последние 10 лет в Бразилии выросло в два раза как количество кинозалов, так и количество производимых фильмов.

Однако, позитивным, хоть и временным,  отличием Украины от этих стран является более высокая цифровизация: все страны, кроме Мексики и Колумбии, существенно уступают нам в этом качестве (цифровизация позволяет иметь более широкий репертуар, синхронность старта релизов в т.ч., что также благотворно влияет на общую картину посещаемости в стране).

Антон Пугач, НСКУ, 13 червня 2014 року