29 червня 2016 року кінопродюсер Юрій Мінзянов провів майстер-клас для молодих режисерів. Подаємо тези майстер-класу, укладені Лілією Зінченко, «Детектор медіа».
29 июня кинопродюсер Юрий Минзянов провел мастер-класс для начинающих режиссеров, организованный «Европейской кинофундацией» при поддержке Госкино Украины. На встрече с молодыми кинематографистами продюсер на примере работ режиссеров-дебютантов рассказал, что нужно для того, чтобы снять качественное малобюджетное кино, и как представить свой продукт на рынке, чтобы окупить производство. А также о попытке создания украинского веб-сериала, и о том, почему он не доверяет телевидению и делает ставку на интернет.
Юрий Минзянов уверен: сегодня, во время высоких технологий, можно снимать хорошее кино без вложения огромных средств – достаточно иметь интересный сценарий, кинематографическое чутье и команду единомышленников. И в Украине есть начинающие режиссеры, которые производят качественный продукт, демонстрируя высокий уровень и настоящий талант, не имея при этом соответствующего образования или связей в киноиндустрии. А средства на производство всегда можно найти, главное – правильно представить свою идею инвестору.
По мнению продюсера, кроме удачного сценария и правильно выбранной локации, самое важное для начинающего режиссера – наличие друзей-единомышленников, близких людей, которые согласны вкладывать свое время, опыт и талант, чтобы помочь молодому кинематографисту заявить о себе. Таким образом, чаще всего, выбираются локации, принадлежащие знакомым или друзьям, которые согласны предоставлять их для съемок бесплатно. По такому же принципу обычно определяется каст – друзья-актеры, снимающиеся за копейки, или совсем новые лица, и в таком случае нужно учитывать типажный фактор – одних камера любит, других не очень. Но есть вещи, на которых никогда нельзя экономить – например, звук и качество картинки.
Подробнее о съемках и производстве малобюджетного кино Юрий Минзянов рассказал на примерах игровой короткометражки Golden Love, пилотных эпизодах веб-сериала «Популяция» и видео кастинг-проб полнометражной картины «Припутні». Модерировал встречу заместитель главы Госкино Сергей Неретин.
Golden Love, или Как окупить фильм на первом же фестивале
Молодого режиссера Павла Острикова я встретил случайно – увидел его дебютную картину «Зупинка» в кинотеатре «Лира», где выпускники кинематографических вузов (создатели организации СУК («Сучасне українське кіно»)) устраивали тематические показы своих студенческих работ. Я был так впечатлен картиной, что решил познакомиться с Павлом. Оказалось, у него нет никакого кинематографического образования, он окончил юрфак, а в настоящее время выступает с юмористическими скетчами, но при этом создал свою студию «Это самое продакшн». Павел принес мне сценарий Golden Love – короткометражку о пятиминутных свиданиях для тех, кому за 30. Я его отговаривал, считал, что это просто анекдот, и ничего в этом маленьком куцем сюжете нет. Но Паша сказал, что это фильм о любви, и он хочет снимать только по этому сценарию.
Самое сложное было – выбрать локацию, что очень важно. Дворцы культур (где по сюжету происходит действие) отказывали нам в разрешении на съемки, потому что как раз перед этим на телевидении вышел ряд репортажей, критикующих эти заведения. Они опасались, что мы будем снимать что-то негативное о них под предлогом фильма. Пришлось уговаривать.
Мы выбрали никому не известных актеров, и тут нужно отдать должное кастинг-директору Алле Самойленко – она лучшая в Украине в своем деле, и это сыграло большую роль в картине.
Также было важно, что у Паши была своя команда, и студия «Это самое продакшн» полностью занималась производством, я просто вкладывал деньги. Бюджет составил около 50 тыс. грн. и окупился на первом же фестивале – «Україна: шлях до миру», где Golden Love взял второй приз за лучший фильм и премию в 50 тыс. грн.
На фестивале «Открытая ночь» Павел Остриков получил приз за лучший игровой фильм. И если бы там существовало денежное вознаграждением, мы бы уже получили прибыль.
Это тот случай, когда благодаря таланту приходит успех.
Веб-сериал «Популяция», или Почему стоит делать ставку на интернет, а не на телевидение
Это фейковый сериал, его не существует – фантастика, по сюжету которой украинцы спасаются от эпидемии. У нас есть общая концепция, расписанная на несколько страниц, и несколько уже готовых 7-минутных серий – просто для того, чтобы режиссер смог заявить о себе, показать, как он умеет делать кино.
Такой формат веб-эпизодов очень популярен сейчас на Западе, и если у вас нет возможности снять полноценное кино, вы можете сделать интернет-вариант. В мире уже существуют фестивали независимого интернет-кино, куда могут прийти люди и с улицы, непрофессионалы, туда же приезжают руководители каналов, прокатчики, дистрибьюторы, вылавливают талантливых ребят, дают возможность снять большую работу.
Вот и мы готовим эти маленькие серии «Популяции» для подобного фестиваля – в Украине в сентябре впервые пройдет «Де кино», организованный «1+1 медиа» и Film.ua Group, и там есть номинация «Веб-эпизод». Мы хотим заинтересовать такие компании как, например, Megogo, которая сейчас заявляет, что готова создавать и покупать подобный контент. И если наш интернет-сериал вызовет интерес, тогда будем делать полный сценарий, определим, сколько будет серий и прочее.
Я думаю, что за веб-сериалами большое будущее. Ведь телевидение сегодня сходит на нет, оно скоро станет нишевым. Но и эти все нишевые каналы тоже долго не продержатся – через 10–20 лет контент плавно перетечет в интернет, и мы должны быть к этому готовы.
Кроме того, работать с телекомпаниями очень сложно. Сейчас, в кризис, обострилось понятие форматности. Есть мелодрама, в которой сразу понятно: это плохой герой, это хороший, а «шаг вправо, шаг влево» уже не приветствуются. Если ты придумываешь необычный жанр, необычный сюжет, телеканалы говорят, что им это не нужно. Они хотят простой детектив, простой сценарий, чтобы уборщица тетя Маруся или сантехник дядя Вася готовили ужин и одним глазком посматривали в экран. Это им приносит очень хорошие рейтинги, а кроме них им ничего не нужно. Украинские телеканалы не заинтересованы в открытии новых имен, новых жанров, форматов. В общем, отечественное ТВ сегодня такое, что вообще не хочется включать телевизор.
Первый пилот «Популяции» мы сняли за два дня на фотоаппарат Canon. Выбрали локацию, придумали костюмы. Серия обошлась нам в $3 тыс. и я считаю, что это совсем смешная сумма для такого уровня качества, который смог показать режиссер Артем Хакало.
Организация съемок была несложной. Сложнее всего было найти студию дубляжа. Звук – это всегда очень важно, поэтому обращайте внимание, кто и на какой аппаратуре будет делать его для вас.
Актеры, задействованные в эпизодах, профессионалы – Богдан Юсипчук в главной роли, Паша Ли в роли полицейского и другие, – и все они очень хорошие знакомые Артема и болеют за общее дело.
Артем Хакало пришел ко мне пять лет назад, ему тогда был 21 год, и сказал, что хочет снимать кино. У него не было вообще никакого образования, но он уже тогда был фанатом. Он показал мне фантастический фильм, где действие происходит в космосе, и, честно говоря, многие эпизоды я смотрел просто с открытым ртом. Сейчас Артем занимается компьютерной графикой, работает на студии «Квартал 95», также он работал над эпизодом нападения самолетов на караван кораблей в фильме «Незламна». Парень умудряется мастерить удивительные вещи даже на домашнем компьютере. Он прочел очень много книг известных режиссеров (Кэмерона, Спилберга и других) – это его самообразование, он нигде не учился, но у него есть кинематографическая врожденность, поэтому его работы производят впечатление достаточно профессионального кино.
«Припутні», или Как зарабатывать на фильме, которого еще нет
«Припутні» – это будущая полнометражная картина еще одного дебютанта Аркадия Непыталюка – трагикомедия про украинскую глубинку по мотивам пьесы Романа Горбика. Бюджет – $350 тыс., что очень немного для полнометражной картины.
Пройдя во второй тур на питчинге Госкино, мы долго думали, как же представить будущий фильм визуально. В результате показали перед комиссией видео кастинг-проб – маленькие сцены, которые передают атмосферу, колоритность этого кино. Актеры еще не утверждены, локации не выбраны, но эксперты уже могут составить мнение о том, каким будет этот фильм.
То есть если вы даже еще не приступили к съемкам, у вас уже есть возможность зарабатывать деньги – нужно придумать, как правильно представить свое кино на питчинге или фестивале. Вы должны быть уверены в своем сценарии, коротко, емко и внятно рассказать, о чем будет картина, и, кроме того, что-то показать: маленький атмосферный тизер, отрывок эпизода, главного героя и прочее. Нужно найти способ и доказать, что вы талантливы.
Лілія Зінченко, «Детектор медіа», 1 липня 2016 року