Про Поліну Толмачову, FILM.UA, «вентилятор» і майже неприховані погрози

Anne.Kiev

13 квітня 2018 року директор з маркетингу FILM.UA Group Поліна Толмачова опублікувала допис у Фейсбуці, який резонував із невеликим скандалом, що виник навколо кінопроекту «Анна Київська», над яким працювала кінокомпанія.

Скандал полягав у тому, що співавтора сценарію – і автора роману, який мали екранізувати, – француженку Жаклін Доксуа звинуватили у прихильності до Росії, що, вочевидь, становило загрозу перспективам виробництва і поширення майбутньої української стрічки.

Допис Поліни Толмачової стосувався цієї ситуації у несподіваний спосіб – несучи в собі приховану (а, власне, й не таку вже й приховану) погрозу тим журналістам, які взялися відповідним чином описувати кінопроект.

Принаймні, так розцінив його кінокритик Олександр Гусєв.

Отже, допис Поліни Толмачової:

Философия вентилятора, кино и подворотни.

***

Последние две недели очень насыщенными получились.

Впечатлений и мыслей так много, что не могу страдать одна.

Делюсь.

1. Все хотят быть стратегами, вот только мало кто понимает, куда он идет. Все хотят идти красиво, с песнями, с фоточками в Инста. А еще лучше не идти, а чтобы несли мускулистые рабы. И неважно, куда.

Это модно.

2. Люди не любят цифры, географию не учат, а в словах постоянно делают ошибки. Но считают себя умниками. И смотрят на тебя свысока.

Это забавно.

3. Хорошее кино даже без цветокоррекции и сведенного звука производит впечатление.

Это странно.

4. Если набросить говна на вентилятор, то будет вонь, зато тебя наконец-то заметят и отвлекутся от того, что ты глупо выглядишь в кадре, некрасиво закатываешь глаза и все время несешь чепуху. И большие люди станут из-за тебя волноваться.

Это дальновидно.

5. С другой стороны, большие люди тоже люди. И они случайно могут забыть, что маленьких, да еще и женщин обижать нельзя. И тупо наваляют по морде в подворотне.

Это опасно.

6. Хорошо, когда есть человек, которому ты можешь взять и сказать: хочу тебя увидеть, хотя это нелогично, иррационально и бесполезно. А он тебе такой отвечает – так давай же увидимся.

Это важно.

А остальное – не очень.

Поліна Толмачова, 13 квітня 2018 року

Відповідь Олександра Гусєва:

Поначалу слова о несении чепухи в кадре я принял за похвальный пример справедливой самокритики, хотя при такой трактовке нижеследующий пассаж о подворотном мордобитии выглядит довольно загадочным. Но, как мне объяснили, в четвёртом пункте автор имеет ввиду вовсе не себя, а одну из моих коллег, а в пункте пятом хвастается уже собственной способностью организовывать разборки в подворотнях.

Что же, мне всегда казалось, что некоторым «большим людям» следует работать в пиар-службах гоп-компаний, а не в кинопроизводственных (кто-то мог бы заметить, что в наших краях отличия между подобными организациями иной раз невелики).

Полина Толмачева, вполне возможно, Вы не просто потерялись в реальностях, спутав манеры и лексику профессиональных пропагандистов отечественного кино и интеллектуальной литературы с ухватками криминальных авторитетов, уличных налётчиков и первых заместителей глав Госкино, а имеете все основания считать, что любые Ваши высказывания и действия останутся безнаказанными – подобно обладателям золотых батонов прежних дней и их преемникам. В таком случае, пожалуйста, если решите высказать угрозы также и в мой адрес, делайте это менее метафоричным образом, чтобы я мог подать на Вас заявление с большим основанием.

Олександр Гусєв, 18 квітня 2018 року

Прикметно, що кіностудія FILM.UA, яку представляє Поліна Толмачова, розташована на київській Троєщині, у «спальному» районі із не надто позитивною репутацією.

Так сталося, що саме про цю репутацію 19 квітня 2018 року йшлося у моїй бесіді із студентами в обговоренні можливості відкрити  у цьому районі міський театр (такі плани у київської влади і театральних діячів існували багато років, але реалізовані так і не були).

Я розповів про це Олександру Гусєву, з урахуванням новопосталого допису Поліни Толмачової із «філософською» констатацією можливості застосування фізичного насильства до журналістів, які пишуть і говорять те, що не подобається впливовим – нехай і «культурним» (бо в галузі культури працюють) – особам:

«Сегодня на занятии у студентов состоялось довольно неожиданное и неожиданно оживленное обсуждение возможности создания театра на Троещине. Один из них категорически отвергал эту возможность, трезво указывая на то, что гопники, хищно выходящие в ночь, и зрители спектаклей, заканчивающихся в темное время суток в районе с не самым лучшим транспортным сообщением, несовместимы (вернее, совместимы исключительно трагически). Я не был столь категоричен в оценках, призывая не подходить ко всем с «одной гребенкой», одновременно выдавливая из сознания «жемчужную» жизненную мудрость, родом с троещинской киностудии, с которой ознакомился перед занятием благодаря твоей записи. Но сейчас я чувствую, что, наверное, был не прав. И иногда не стоит все усложнять, выискивая нюансы и полутона там, где бушует стихия «географической» традиции, выкорчевывающая ростки культуры».

Відповідь Олександра Гусєва: «Вообще, идея, возможно, не лишена перспективности. В Барселоне нам рассказывали, что городские власти решили облагородить наиболее неблагополучный район, рассадник наркомании и проституции, разместив там множество значимых культурных центров, музеев и библиотек – и обрекая тем самым завсегдатаев этих заведений на постоянные встречи наркоторговцами и проститутками. Однако, насколько я могу судить, обитатели барселонских трущоб далеко не так агрессивны, как троещинские киностудийцы».

І від усвідомлення такої агресії, що її формулюють нормою співжиття, яку варто враховувати у публічній та професійній взаємодії, – сумно.

Це набагато гірше за просте – прямолінійне – відкидання значущості професії кінокритики як такої, на яке натякав Олександр Гусєв, згадуючи у дописі першого заступника голови Держкіно Сергія Неретіна.

Сергій Васильєв