Hmarochos

Хмарочос

Режисер: Роусон Маршалл Тербер
У ролях: Двейн Джонсон, Нів Кемпбелл
2018, США, Universal Pictures

Крепче изоленты: о боевике «Небоскреб» с Дуэйном Джонсоном

С 12 июля в прокате идет боевик «Небоскреб», в котором Дуэйн Джонсон убедительно доказывает, что он может все.

Километровый небоскреб – подмостки героя

Пожалуй, лишь в дебюте картины режиссер и автор сценария Роусон Маршалл Тербер показывает главного героя Уилла Форда в исполнении монументальной голливудской звезды Дуэйна Джонсона в минуту слабости. Дело происходит десять лет тому назад во время снежной операции по освобождению заложников, которая для отряда ФБР, возглавляемого героем, завершается неожиданной (но жанрово оправданной) трагедией.

Уилл уходит в отставку по состоянию здоровья, начинает новую жизнь специалиста по безопасности и получает фантастический заказ – проверить на разнообразную «прочность» небоскреб в Гонконге, который вздымается над городом на целый километр. Сюда же, в это «восьмое чудо света», на время экспертизы он перевозит семью – супругу (Нив Кэмпбелл) и двоих малолетних детей.

А потом небоскреб, вот ведь незадача, захватывают вооруженные до зубов преступники, которые к тому же поджигают здание, предварительно отключив противопожарные системы. Семья, как жанрово водится в таких случаях, оказывается в огненно-злодейской ловушке, мотивируя героя на выдающиеся свершения, граничащие с абсурдом. Их он усердно будет осуществлять в течение 100 экранных минут, исполненных зрелищными аттракционами за гранью здравого смысла.

В бой с одной ногой

Накануне премьеры Дуэйн Джонсон, являющийся не только главной звездой, но и одним из продюсеров ленты, раскрыл классические образцы голливудского кино, вдохновившие новую работу – «Крепкий орешек» (1988) и «Ад в поднебесье» (1974). С его стороны это, безусловно, было правильным решением, ведь «Небоскреб» уже после появления первого трейлера сравнивали с этими картинами – историей полицейского Джона Макклейна, который в одиночку и босиком вступал в борьбу с бандитами, и фильмом-катастрофой о спасении сотен людей из пылающего недостижимого многоэтажного здания.

Благодаря признанию Дуэйна Джонсона сюжетные и образные заимствования, которыми без меры увиты этажи-эпизоды «Небоскреба», перестают восприниматься ленивым цитированием (к примеру, главного злодея, как и в «Крепком орешке», играет европеец, – датчанин Роланд Мюллер), но превращаются в своеобразные экспрессивные признания в любви – нескладные, чрезмерные, но соответствующие широкому нраву мускулистого улыбчивого двухметрового гиганта.

В итоге, седобородый бритоголовый главный герой в исполнении Дуэйна Джонсона, как и Джон Макклейн 30 лет тому, испытывает сложности, передвигаясь в пространстве, – только не из-за порезов ступней битым стеклом, но из-за протеза, который заменяет ему ногу. И тоже, как и «крепкий орешек», активно использует изоляционную ленту – для абсолютно всего, связанного с антитеррористической борьбой. И во всех без исключения экстремальных ситуациях.

Полубоги среди нас

Эти ситуации густо пропитаны огнем – разгорающимся пламенем пожаров и автоматными очередями злодеев. И то, как Уилл раз за разом находит выход из заведомо проигрышных сценариев, «налезает на голову» с большим трудом. Удержать разваливающийся мост, демонстрируя взбухающую мускулатуру, – легко (пусть и нелегко). Проскочить сквозь острые лезвия турбины, которая крутится в бешеном темпе, – без проблем (хоть и проблемно).

Ну а сигануть со строительного крана, чтобы вернуться в горящий небоскреб, – так это, вообще, запросто. Сей умопомрачительный прыжок даже в трейлере присутствует, недвусмысленно намекая, что в фильме – будет круче. Круче и есть. В итоге, возникает парадоксальное ощущение, что решение частично ограничить подвижность Уилла, снабдив его протезом, было принято авторами «Небоскреба», чтобы переквалифицировать героя из полубога в человека, придав истории хотя бы какую-то реалистичность. И дать злодеям едва уловимый шанс на победу, сохранив в картине подобие какой-никакой интриги.

«Показательные» выступления и «причесанное» зло

Хотя то, что у антагонистов ничего не выйдет, вряд ли вызовет даже малейшие сомнения. Интерес просмотра ленты заключается не в том, чтобы удостовериться, что герой победит, а в том, чтобы, задерживая дыхание от тревожного восторга и страха (отдельные кадры боевика мастерски используют 3D-эффекты, чтобы вселить в зрителей страх высоты), увидеть, как именно он сделает это.

Собственно, «показательный» характер экранного выступления Дуэйна Джонсона, выгодно играющего мускулами в сценах бурлящего физического действия, смакуют и многочисленные третьестепенные персонажи ленты. «Массовка» наблюдает за его акробатическими свершениями на небоскребной высоте благодаря прямой телевизионной трансляции, дублирующей подвиги Уилла и демонстрирующей их с разных ракурсов под восхищенные вздохи толпы.

Это практически спортивное представление дополнено «показательными» выступлениями бандитов, образы которых в «Небоскребе» предстают «одноклеточными», в соответствии с ограниченными требованиями жанра, но внешне колоритными – выделяясь благодаря парикмахерским изыскам. Особо в этом преуспевает антигероиня (Анна Куинливан), у которой пол лица закрыто челкой, что не мешает ей метко стрелять.

Равноправная семья и дух Сильвестра Сталлоне

Впрочем, наряду с карикатурно причесанными злодеями, «Небоскреб» представляет и более убедительные образы, подбрасывая в экранный костерок скупую драму «надтреснутого» мужского товарищества и создавая объемный образ семьи главного героя, которая отнюдь не является беспомощным объектом приложения его спасительных усилий.

И супруга, и даже малые дети, оказавшись в опасной ситуации, проявляют смекалку и определенную решимость, самостоятельно прилагая усилия, чтобы вырваться из ловушки. Их более-менее адекватные действия добавляют происходящему эмоциональной убедительности, которую усиливают и сценарные «стяжки». Они связывают дебютные семейные беседы за починкой барахлящего мобильного телефона с неимоверно чудесным (а разве может быть иначе?) избавлением из огненного плена в финале.

Впрочем, слепая и неоправданно оптимистичная вера в технику, которую временами демонстрирует «Небоскреб», и в подметки не годится осознанной вере авторов ленты в звездный потенциал Дуэйна Джонсона. Ее авансы он оправдывает полностью, уверенно демонстрируя не только мускулатуру, но и эмоции. Их можно сравнить не только с заявленными «образцами», но и с классическим выступлением Сильвестра Сталлоне в финале «Рокки». Эти прочувствованные переживания героя настойчиво заставляют забыть о многочисленных нелепостях и недоразумениях, которые сопровождали его воссоединение с семьей.

Сергей Васильев