Кіно на вечір: пострадянський артхаус і емобой Шон Пенн

gde_bu_tu_nebul_post_1

Ольга Усачева, Yabl, про фільми «Окраїна» і «Де б ти не був». Статтю було висунуто у номінації «Кіно» премії PRESSZVANIE–2018.

Наши рекомендации – два фильма, не новинки проката, которые вы могли пропустить. Но их точно нужно посмотреть. Они разные – по историям, по эпохам, по режиссерскому решению. Один снят под ч/б, во втором – сочность картинки, что прям «вырвиглаз», но кое-что их все же объединяет. Что конкретно – поймете после просмотра (такие мы хитрецы).

«Окраина» Петра Луцика

Черно-белая лента 1998 года. Вестерн, стилизованный под довженковские киноповести 30-х годов. Актуальное ироничное высказывание, художественный крик отчаяния. О фермерах, у которых хотят отобрать самое ценное – землю, в угоду нефтедобытчикам. А в гневе народ страшен: группа активистов решается самостоятельно проблему порешать. И порешить чиновников, которым нас**ать на народ.

«Окраину» можно коротко охарактеризовать примерно так: фантасмагория и карнавал, трагикомедия о мести. Когда крестьянам говорят, что нефть – это кровь земли, а для них земля – это кровь, они готовы пролить за нее настоящую кровь. Каждый из главных героев по-своему раскрывается в этой операции. Например, молодой человек, который собирался помирать на печи и которого брали для массовки, оказывается хладнокровным и непоколебимым мстителем.

Время идет, меняются декорации, идет новый виток научно-технического прогресса, а власть всегда будет отрицательной – в той или иной степени.

Кто-то сравнивает «Окраину» с «Мертвецом» Джима Джармуша. Но мы считаем, что Тарантино точно что-то недоговаривает (if you know what I mean).

«Где бы ты ни был» Паоло Соррентино

Поток сознания от режиссера «Великой красоты» и предстоящего фильма о Берлускони. Шон Пенн играет постаревшего и утратившего энтузиазм рок-музыканта, который не общался с отцом с юности. Только после смерти последнего главный герой решает провести расследование и найти нациста, который мучил покойного в Освенциме.

Герой Пенна в одном из эпизодов говорит: «Знаете, в чем проблема? Совершенно незаметно мы переходим из возраста, когда говорим «моя жизнь будет такой-то» в возраст, когда мы говорим «такова жизнь».

Образное медитативное кино, хоть и несколько хаотичное, но в финале на первый взгляд несвязные разрозненные эпизоды соединяются как осколки разбитой вазы. Это главный герой собирает себя по осколкам, − уже много лет он хоть и не играет в рок-группе, но одевается и наносит мейкап как эмо, а ходит – словно сломанная кукла. Необычный образ для Шона Пенна, который чаще играет брутальных мачо, а не ранимых и искренне ироничных поэтов.

«Если у нас есть лицензия на то, чтобы стать монстрами, в итоге у нас остается лишь одно желание – и правда стать монстрами», – говорит в одной из сцен продавец оружия.

К концу фильма главный герой наконец-то решает положить конец своему подростковому образу. Он отпустил это. Отпустил обиду на отца, который кода-то ему 15-летнему запретил подводить глаза черным. Они не общались 30 лет и вот, кажется, теперь поняли друг друга. Хоть отца уже нет в живых…

Почему-то в ассоциативный ряд «Где бы ты ни был» напрашивается «Сладкий и гадкий» Вуди Аллена, где Пенн играет джазового гитариста-виртуоза. А по красочности напоминает фильмы-сказки Уэса Андерсона. В любом случае, это фильм точно не под попкорн и не для спешки. Если хотите помедитировать и поэстетствовать – синематерапия от «Где бы ты ни был» гарантирована.

Ольга Усачева, Yabl, 19 березня 2018 року