«Медіаняня» про одночасний вихід стрічки «Dzidzio Контрабас» на Megogo та YouTube

Dzidzio_Kontrabas

Подаємо розвідку видання «Медіаняня» про одночасний вихід стрічки «Dzidzio Контрабас» Олега Борщевського на Megogo та YouTube.

Мир Дикого диджитала. Почему фильм «DZIDZIO Контрабас» вышел одновременно на VOD и в YouTube

В августе 2017 года на кинотеатральные экраны Украины вышел фильм «DZIDZIO Контрабас», который стал (вероятно) самым успешным украинским релизом прошлого года, собрав в прокате более 20 млн грн (картину семимильными шагами догоняют «Киборги», а с прошлого года грозит кулаком «Слуга народа-2», так что результат этой борьбы на самом деле пока не решен).

И знаете, что я вам скажу? Если вы до сих пор не посмотрели «DZIDZIO Контрабас», наверное, вы очень ленивы или просто ни капельки в этом фильме не заинтересованы – с августа у зрителя были буквально все шансы это сделать.

Кроме того, что фильм был в одном из самых широких прокатов за новейшую историю украинского кинематографа, 13 недель продержавшись на экранах, он вышел на телевидении в самый что ни на есть праймовый прайм – вечером 1 января 2018 года на телеканале «1+1». К слову, через полчаса после телевизионной премьеры фильм уже был на торрентах.

Ну а 2 января случились сразу два релиза, и именно об этом мы с вами сейчас поговорим. О том, как DZIDZIO стал контрабасом преткновения между двумя парадигмами, а проще – о том, почему фильм вышел одновременно на платной платформе VOD (MEGOGO) и бесплатно на YouTube (на канале DZIDZIO), и что это значит для украинского рынка диджитал (спойлер – ничего хорошего).

Но обо всем по порядку.

Как я вам уже рассказывала, MEGOGO приобрела права на показ фильма «DZIDZIO Контрабас» в Украине, России, Грузии, Молдове, Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане, Кыргызстане, Армении и Азербайджане со 2 января. Со временем комедию планировали показать еще и в Казахстане и Беларуси. Цена вопроса для зрителя – 49 грн.

В тот же день, когда MEGOGO запланировала релиз на VOD, продюсеры фильма (а Михаил Хома – не только DZIDZIO и исполнитель главной роли, но еще и идеолог и продюсер картины) решили выпустить фильм на YouTube бесплатно. Причем без геотаргетинга, не только в Украине, но на всех территориях. И в качестве Full HD.

Вам тоже кажется, что один конец с другим не сходится?

На самом деле сразу нужно оговориться – это полностью легально. Более того, никакие контракты ни одна из сторон – ни MEGOGO, ни Solar Media Сергея Лавренюка – не нарушили. Правообладатель продавал платформе VOD не эксклюзивные права на картину, и имел право экспериментировать со своим проектом, как пожелает.

Это мне подтвердили и сами участники «конфликта», который, по сути, скорее прецедент:

Продюсер ленты Сергей Лавренюк уточнил следующее:

«О том, что фильм будет размещен на канале DZIDZIO в YouTube, более месяца назад знали и MEGOGO, и «1+1». Это было нашим ключевым условием при заключении контракта, кстати, не эксклюзивного, что фильм должен выйти сразу после телевизионной премьеры. В том числе MEGOGO были уведомлены о точной дате выхода фильма на YouTube. Переговоры с платформой MEGOGO мы вели более трех месяцев и это условие – выход фильма на официальном канале DZIDZIO – всегда было принципиальным. Не понимаю, какие сейчас могут быть претензии по этому поводу».

Позиция MEGOGO в лице Ивана Шестакова такова:

«О том, что правообладатель настаивает на отсутствии холдбека для YouTube мы знали на момент покупки прав, – заверил Шестаков. – Но так делают многие правообладатели, чтобы чувствовать себя комфортнее без ограничений. При этом на моей памяти не было таких случаев, чтобы фильм выкладывали в YouTube в день, который совпадает с релизом на VOD. Для меня это непонятная практика».

Поэтому повод есть говорить не о том, кто прав (никто) или чьи права (бесспорно, создателей фильма), а о том, как вообще может и должен работать диджитал-релиз кинокартины после кинотеатральной и телевизионной премьер.

Вопрос 1. Пираты

Бесспорно, важнейшей причиной – и центральной проблемой – выпуска фильма в диджитал в Украине сразу после телепремьеры считаются именно они.

Важно заметить, что вопреки распространенному заблуждению, камрипы в Украине появляются крайне редко (видимо, ролик «додивитесь в міліції», а также строгие сотрудники кинотеатров, свою работу делают хорошо). Поэтому фильмы, вышедшие в кинотеатральный прокат, очень редко становятся достоянием пиратов.

Телевидение в этом смысле от пиратства не защищено от слова совсем. Фильм появился на торрентах (с украинскими, английскими, испанскими и арабскими субтитрами, кстати) еще 1 января. Впрочем, в украине все больше зрителей, которые готовы не воровать контент, а поддерживать производителя, особенно своего, украинского, кровной гривной.

Вопрос 2. Кто на новенького?

Как не устают повторять продюсеры DZIDZIO (особенно сам Михаил Хома), релиз картины в YouTube стал очень успешным, возглавил тренды и стал №1 собственного рейтинга «популярных новинок» платформы.

Как видим полмиллиона просмотров (на момент написания текста – 825 тыс. за два дня) – реальное мерило спроса на фильм. Но при одном условии – бесплатном распространении. Увы, измерить, сколько зрителей были готовы расстаться с гривной и купить фильм для просмотра в диджитал, в этот раз так и не удалось.

Сервис MEGOGO за несколько дней до официального релиза открыл предзаказ на фильм «DZIDZIO Контрабас», и пользователи сервиса могли заказать доступ к просмотру фильма заранее. Услугой воспользовались:

«У нас было несколько сотен предзаказов и покупок в первый день цифрового релиза», – уточнил Иван Шестаков. Увы, как только фильм появился на YouTube, зрители возмутились, обвинили MEGOGO в мошенничестве и потребовали вернуть деньги. «Что делать с этой ситуацией – думаем, – признался мне директор по маркетингу MEGOGO. – О решении смогу рассказать позже».

Для сравнения могу привести только уже известную статистику: фильм «Инфоголик» собрал в прокате 75 тыс. зрителей, а на MEGOGO продал около 3 тыс. просмотров (по данным на лето 2017 года). Фильм «DZIDZIO Контрабас» в прокате привлек 310 тыс. зрителей, что вполне могло бы реализоваться в более интересную цифру продаж. Увы, теперь думать об этом можно только в сослагательном наклонении.

Вопрос 3. Кинотеатральное окно

Не лишним будет разобраться, как вообще работает система диджитал-релизов в более развитых индустриях, где продажи (и, соответственно, покупки зрителями фильмов) – не фантасмагория и шок-сенсация-срочновномер, а будни. О том, почему фильм работает в кинотеатральном прокате, затем выходит на VOD в платной модели, после нескольких месяцев переходит в рекламную (и тогда уже обычно появляется на YouTube), а телевизионный релиз вообще фигурирует в этой схеме достаточно редко, рассказал мне тоже Иван Шестаков:

«Мы привыкли работать с западными правообладателями – у MEGOGO в библиотеке есть контент практически всех мейджоров. Там все просто. Есть премьера, есть холдбек для разных видов прав. Фильм выходит сначала в EST (Electronic sell-through, то есть прямые цифровые продажи, – МН), потом в TVOD (транзакционное VOD, то есть разовые покупки, – МН), потом в SVOD (VOD по подписке, – МН) и потом только в AVOD (VOD по рекламной модели, – МН). Так все зарабатывают, и так пользователи привыкли.

Украинские пользователи готовы были платить, делали предзаказы, покупали на нашей платформе. Все могло бы быть хорошо, но… Украинский рынок – специфический. Многие привыкли, что заработать на контенте нельзя и, видимо, даже не пытаются. Кинотеатральный прокат – ок, собрал какие-то деньги, а дальше – сразу YouTube, где заработок на рекламе – мизерный. Но на все воля правообладателя. Повторю, о том, что он настаивает на отсутствии холдбека для YouTube мы знали. У нас c YouTube разные и аудитория, и модели монетизации. Мы все могли бы заработать больше, если бы не делали настолько резких движений», – рассказал директор по стратегическому маркетингу MEGOGO.

Факт остается фактом – отдельно взятый фильм «DZIDZIO Контрабас» решил даже не пытаться продавать фильм через диджитал (развивая тем самым YouTube-канал продюсера и звезды или нет – вопрос за скобками). Какой процент зрительской аудитории готов платить за легальное украинское кино на VOD, а не бежать сразу на торренты – мы так и не узнаем.

«Оптимальное окно между релизами в платной и рекламной модели зависит от качества фильма, – добавил Иван Шестаков. – Этот фильм мог бы зарабатывать как минимум месяц-два в платной модели, а потом можно было бы и в рекламную, и в подписку. На YouTube фильмы обычно попадают уже тогда, когда все платящие пользователи заплатили и есть только остатки длинного хвоста. В случае с «DZIDZIO Контрабас» решили иначе, только это решение – не про бизнес».

Вопрос 4. Как быть остальным украинским фильмам

Самый, на мой взгляд, трепетный. Как вы уже поняли, конфликта между продюсерами фильма и платформой MEGOGO как такового нет – но есть не только недоразумение, но и со всех сторон далеко идущие выводы и последствия.

Украинский рынок VOD-площадок не отличается разнообразием, опций тут не много, а MEGOGO – крупнейший игрок. Который впредь не слишком будет жаловать украинские фильмы: «Мы теперь сто раз подумаем, прежде чем работать с украинскими релизами. Жаль, потому что в Украине есть масса людей, которые лояльны к авторам и могли бы им заплатить».

Думаю, это прекрасный повод для того, чтобы представителям индустрии собрались за одним столом, услышали друг друга и выработали понятные всему рынку правила, которые удовлетворили бы все стороны. Ну а если никто не захочет нести цивилизацию на этот Дикий Запад, придется мне взять в руки кольт и предложить свои услуги шерифа.

«Медіаняня», 4 січня 2018 року