Радна Сахалтуєв про анімацію, Давида Черкаського і про себе

Сахалтуєв

Художник-постановник анімаційних фільмів «Лікар Айболить» і «Острів скарбів» Радна Сахалтуєв, який відзначає 55-ліття творчої діяльності, — про те, як створювали знамениті стрічки.

Ольга Сметанська, «Факты»

— 55 лет назад, в 1961 году, после окончания ВГИКа я получил направление на работу в Киев, где незадолго до этого открылось отделение мультипликации на студии «Киевнаучфильм», — рассказывает Радна Сахалтуев. — Так как в столице Украины специалистов в области мультипликации не было, первое время приезжали сотрудники «Союзмультфильма». На «Киевнаучфильме» я и познакомился с Давидом Черкасским. Правда, когда я пришел, Додика почему-то перевели в осветители. Начальник цеха у них был человек со своеобразным чувством юмора. Обычно он звал Черкасского и спрашивал: «Додик, ну скажи, как я к тебе отношусь?» Давид отвечал: «Очень хорошо». После этого следовал какой-то «сюрприз». Начальник то просил Додика сходить в магазин за пачкой «Беломора», причем денег не давал, то — поехать в командировку на клеевой завод, где стоял жуткий запах.

Вообще, личности на киностудии работали колоритные. Например, директор Григорий Александров в прошлом был фронтовым кинооператором и прославился тем, что снимал трижды Героя Советского Союза, знаменитого летчика Покрышкина, который очень не любил фотографироваться. Единственный, кому Покрышкин доверял это делать, был Григорий Семенович. Директор слыл человеком сурового нрава. Когда ему говорили: «Здравствуйте, Григорий Семенович!» — отвечал: «Хорошо». А еще очень любил свежий воздух. Собирая у себя в кабинете худсовет, в любое время года открывал окна. Зимой на этих собраниях мы ежились от холода. Не удивительно, когда встал вопрос о переезде студии в отдельное здание, он выбрал не проспект Победы, а Лесной массив, где в 1965 году был сплошной лес.

— Первым мультфильмом в вашем творчестве стал «Тайна черного короля»…

— В 1963 году он был создан по заказу пожарного ведомства. На студию приезжали полковники, очень милые люди. Правда, вскоре одного из них уволили. В 1960-х годах в университетской библиотеке произошел пожар. Во время его тушения много книг залили водой. Кажется, из-за этого полковника и сняли. Мы с Додиком, к слову, в период съемок тоже ездили к пожарным в их депо на улице Тарасовской. Жилые помещения находились на втором этаже, и в случае тревоги пожарные по трубе скатывались вниз — прямо к машинам. Конечно, и мы с Черкасским не отказали себе в удовольствии съехать по трубе.

— А чем запомнились съемки мультсериала «Приключения капитана Врунгеля»?

— На съемках первых трех серий меня не было. Их делала хорошая художница, выпускница ВГИКа Нина Гусь. А потом я пришел в качестве помощника и сопостановщика. Роли в мультфильме озвучивали прекрасные артисты Зиновий Гердт, Женя Паперный, Жора Кишко.

— К сожалению, недавно ушел из жизни автор музыки к фильму Георгий Фиртич.

— Додик мне сразу позвонил. Печально. Жора был композитор гениальный и человек приятный. На съемки он приезжал с женой и мамой. Всегда ходил в пиджаке. Даже в сильную жару.

— Чем запомнилось вам общение с Зиновием Гердтом?

— Приезжая на студию, Зиновий Ефимович озвучивал сразу картин пять-шесть. Он же был опытный актер, мастер. Но я с ним общался мало, больше — Черкасский. Додик и с Сеней Фарадой в свое время очень подружился.

— Как-то Давид Янович рассказывал мне, как поехал к Фараде в Москву отмечать Новый год. Посидели за столом, потом отправились куда-то. На улице тридцатиградусный мороз, а Черкасский в легких туфельках. Только когда выпили, стало тепло.

— Додик любит модное, пижонистое, другое не носит (улыбается).

— Мультфильмы, в создании которых вы принимали участие, полны приключений. А во время съемок случались какие-то происшествия?

— Когда трудились над «Доктором Айболитом», из съемочной пропало несколько готовых фигурок героев. Кто-то зашел в обеденный перерыв и, видно, взял для ребенка. Пришлось все восстанавливать, а это сложно. Перед сдачей картин мы работали практически круглосуточно. Гонка сумасшедшая! И ночевать на студии нередко приходилось. Ни суббот, ни воскресений. Но вспоминаются и веселые истории. Например, у нас на студии был стол заказов. В день получки там все кипело. Как-то появились в продаже яйца, и Додик купил два лотка — шесть десятков. А жил он тогда на Отрадном — везти не близкий свет. Да и некогда было. Лежали эти яйца на студии почти неделю. Додика все спрашивают: «Когда ты яйца отвезешь?» Он отвечает, мол, сегодня-завтра, все времени нет. И вот в пятницу Давид взял лотки с яйцами и поехал домой. А в понедельник опять появился с ними на работе, так как, видно, до дома не доехал. И опять эти яйца лежали на студии. Женщины говорили: «Додик, надо отвезти яйца домой, надо отвезти…»

— Чем же эта история закончилась?

— Пришлось попросить ассистента, чтобы отвез лотки Додику домой и отдал папе и маме.

— Давид Янович — человек-праздник. Вдова Александра Татарского Алина рассказывала, как ее муж решил показать Черкасскому строившуюся в Подмосковье дачу. Давид Янович, как всегда, элегантно одет, несмотря на мороз на улице: легкое пальтишко, шарфик, остроносые туфельки. Татарский говорит: «Давид, а давайте скажем рабочим, что вы премьер-министр Израиля». Черкасский согласился. Рабочие потом месяц обсуждали: мол, какой важный человек Татарский — первые лица государств ездят к нему в гости. Приехав к Татарскому через год, Черкасский спросил: «У тебя все те же хлопчики работают? Чтобы знать: я все еще премьер-министр или как?»

— Додик впечатляюще выглядит — это правда. А Саша Татарский был большим любителем розыгрышей. Одно время он работал с нами. Однажды рассказал мне забавную историю, как, будучи в Париже, решил посмотреть памятник Родену. Приехал, а монумент окружила арабская семья. Стоят холеные, в белоснежных одеждах… Глава семейства смотрел-смотрел, а потом вытащил записную книжку и стал что-то записывать или зарисовывать. «Мне так интересно было, что он делает, — рассказывал Саша, — что я тихо подошел к нему и заглянул через плечо». Оказалось, он… переписывал даты рождения и смерти Родена.

— Герои ваших знаменитых мультфильмов ничего не боятся. А вам в жизни приходилось сталкиваться с опасностями?

— В детстве я жил в Улан-Уде. Зимой все дети по улицам по утоптанному снегу ездили на коньках, которые привязывали прямо к валенкам. Так и в школу добирались. Она находилась на возвышенности, поэтому в школу ехали в гору, а возвращаясь, спускались с этой горки. Довольно часто дети попадали под колеса автомобилей и гибли. И вот в третьем классе я тоже попал под машину. Мы с друзьями катались на самодельных санках, выскочили на проезжую часть — и прямо под машину. Я ударился о колесо, сломал ключицу, месяца два лежал дома…

— А путешествовали много?

— В 1989 году с группой художников ездил в Польшу. А в 1995 году летал с Додиком в Кельн на Рождество. Надели вошедшие у нас в моду пуховики. В Германии в то время тепло было, поэтому смотрелись мы в них диковато. И вот в немецком аэропорту проходим мимо стюардесс британских авиалиний. Они такие элегантные — в шляпках, темно-синих пальтишках коротеньких… Очень красивые девушки. И тут мы, как два чучела, в своих пуховиках идем мимо. Пройдя, услышали сзади смех. Дня три мы находились в Кельне. Потом еще сутки провели в деревне рядом с аэропортом, потому что опоздали на самолет. Поразило, как там чисто. А когда уже возвращались в аэропорт и была объявлена посадка на киевский рейс, увидели людей, одетых так же, как и мы. Родные лица…

— Знали бы британские стюардессы, какие гениальные люди в этих пуховиках! К слову, вы как-то ощущаете свою известность?

— Какая известность? Я вас прошу. Я настолько слился с окружающей действительностью, что меня никто не замечает. Обычный пенсионер. Мне 80 лет. Я как человек-невидимка. И для меня это, нужно сказать, очень удобно. Живу — и это уже хорошо. Что еще надо?

— С Давидом Черкасским часто видитесь?

— Перезваниваемся практически каждый день. Иногда захожу к нему. От меня к нему 15 минут ходу. Но если Додик ко мне направляется, получается дольше. Он ходит неторопливо.

— Какой ваш мультфильм любите время от времени пересматривать?

— Честно говоря, смотреть мультфильмы я вообще не люблю. Мне нравится сам процесс производства.

— О чем сегодня мечтаете?

— Чтобы все было хорошо у детей и внуков.

Відповіді Радни Сахалтуєва на анкету «Фактов» 

— Как вы сами представились бы нашим читателям?

— Художник-постановщик мультипликационных фильмов, среди самых известных — «Доктор Айболит», «Остров сокровищ», иллюстратор детских книг. Народный художник Украины.

— Ваш любимый цвет, запах, продукт, напиток?

— Вообще мне больше нравятся не цветные, а черно-белые рисунки. И кино люблю черно-белое. Любимый запах — запах дома, где пахнет вкусной едой. Больше всего нравится жареная картошка. А из напитков сейчас предпочитаю кефир.

— Чем для вас пахнет детство?

— Я жил в Улан-Уде в старом доме. А сибирские зимы, как известно, суровые. Отопление было у нас печное. Большую часть времени мы проводили в кухне. Запах горящих дров, аромат еды, запах моих родных — мамы, дедушки — все это мне очень дорого.

— Счастье — это… что? Вы счастливый человек?

— Для меня счастье — чтобы были здоровы и счастливы мои дети и внуки. А счастливый ли я человек? Абсолютно счастливых людей не бывает. Я умеренно счастливый человек. Во всяком случае глобальные несчастья меня пока, слава Богу, как-то обходили стороной.

— В чем вам видится смысл жизни?

— Чтобы дети были здоровы, счастливы и, так сказать, более-менее успешны. Собственная карьера меня мало интересует.

— Что такое любовь?

— Тишина в доме и чтобы никто не ругался. Не люблю скандалов и боюсь их.

— Вы хорошо помните самый счастливый день своей жизни? А самый непростой?

— Самые счастливые дни были, когда рождались мои дети. Их у меня трое. Непростых дней случалось много. В молодости я был человек пьющий. А когда уходишь в запой, иногда и жить не хочется. Неприятности, которые я доставил своим близким, связаны с алкоголем. Я уже давно не пью.

— Чего вы ни за что не сможете простить другим людям?

— Все зависит от обстоятельств. Стараюсь понять человека, почему он так или иначе поступил. Такого, чтобы не простить, нет. Как правило, люди ссорятся по пустякам — им кажется, что они будут жить вечно.

— Что-то может довести вас до слез?

— Я стал сентиментальным человеком. Смотрю кино и могу плакать.

— Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха?

— Чем больше работаешь, тем больше появляется опыта.

— Есть у вас личная формула успеха?

—Нет. Только работа!

— Какую роль в вашей жизни играют деньги?

— Без денег плоховато, прямо скажем.

— Что для вас означает быть свободным?

— Сейчас, когда я уже старый человек, дети выросли, можно сидеть, смотреть телевизор и рисовать то, что хочешь. Счастье, что в 80 лет я еще могу работать: вижу, двигаю рукой и не впал в склероз.

— Испытываете ли вы страх перед смертью?

— Испытываешь или нет — все равно она придет. Куда от нее денешься?

— Что вы станете делать, узнав о том, что вам осталось прожить ровно семь дней?

— Не знаю. Наверное, привел бы дела в порядок.

— Вы никогда не задумывались над тем, есть ли жизнь после смерти?

— Конечно, хотелось бы увидеть тех, кого уже давно с нами нет — близких, друзей.

— Что вы вкладываете в понятие добра и зла?

— Добро — когда все родные здоровы, когда мир и покой. А зло — когда люди в семье ненавидят друг друга и ссорятся по каким-то жалким пустякам. Это ужасно!

— Вас часто предавали?

— Нет. Такого не было.

— Что вам помогало преодолеть периоды полного отчаяния?

— Из запоев меня вытаскивали мои родные, и я им за это благодарен. Отчаяние, как правило, наступало в периоды тяжелых запоев.

— Что в жизни вам представляется самым непростым?

— Взаимоотношения людей в семье.

— Существует ли Бог?

— Наверное, да. Один мой приятель, ныне покойный, говорил: «Может, я и не верю в Бога, но ссориться с ним ни в коем случае не желаю».

— Случались в вашей жизни чудеса?

— Наверное. Несколько лет назад я получил инфаркт и примерно неделю ходил с ним. А когда попал в больницу, уже начался отек легких. Но я выжил. И это чудо в какой-то степени.

— Сколько времени вы смогли бы прожить на необитаемом острове и что взяли бы с собой?

— Недолго. А взял бы с собой еду, блокнотик, ручку или карандаш, чтобы рисовать.

— В какую эпоху вам хотелось бы жить и с кем из представителей той эпохи пообщаться?

— Об этом я не задумывался никогда. В какую пришлось, в такую и живу. Жизнь не такая уж и длинная, между прочим. Да и общения с яркими людьми мне хватало и хватает.

— Как вы считаете, красота действительно может спасти мир?

— Не нужно уничтожать его!

Ольга Сметанська, «Факты», 30 березня і 17 травня 2016 року