Подаємо інтерв’ю із кінорежисером Сергієм Лисенком.
Мы встретились с режиссером Сергеем Лысенко и пообщались о трагедии столичных кинотеатров, меняющемся облике Киева и трудностях кинопроизводства в Украине.
Сергей Лысенко снял не менее 5 художественных фильмов. Одной из главных работ его творческого пути стал “Конец каникул”, в которой снялся лидер группы “Кино” Виктор Цой. Одна из сцен картины происходила на озере Тельбин возле плакучей ивы, ставшей меккой для многих поклонников музыки коллектива. Каждый год “киноманы” собираются возле “дерева Цоя”, чтобы почтить память и отпраздновать день рождения певца.
Но не “Кином” едины. Ведь Сергей также дружил с участниками коллектива “Коллежский Асессор”. В его картине “Границе на замке” главную роль исполнил Василий Гойденко, нонконформист, органически вписавшийся в образ человека, уставшего от советской действительности.
А в прошлом году Сергей представил ленту “Экс”, рассказывающую о трагических событиях польской оккупации Галичины.
Следите ли вы за ситуацией, которая происходит вокруг закрытия кинотеатра “Киев”?
Я слежу. Более того, я считаю, что очень тревожная ситуация возникла, которая может привести к тому, что в центре города не останется кинотеатров. Смотрите, закрыли кинотеатр “Украина” и совершенно ясно, что его будут перепрофилировать. Закрыли кинотеатр “Кинопанорама” и там будет то ли гостиница, то ли офисный центр. Я ходил на митинг и выступал на нем, когда речь шла о закрытии упомянутых кинотеатров. Но, честно говоря, у меня была надежда, что они, темные силы, на этом ограничатся. Но оказалось, что теперь под угрозой кинотеатр “Киев”. Этот кинотеатр – культурный центр, а не просто место с популярными сеансами. Я обеспокоен, но я не знаю что делать. Да, мы ходили протестовать. Мы подавали петицию в Киевгорсовет.
Но я по натуре своей не активист, но даже меня это достало. С другой стороны, к сожалению, в Украине и в Киеве в частности люди мало ходят в кино. Причин много: экономические, психологические и т.д. Хочется призвать зрителей чаще посещать кинотеатры. Если будут аншлаги на вечерних сеансах, то городские власти подумают, прежде чем закрывать кинотеатры. Ситуация с “Киевом” мне остается непонятной. Говорят, что он сохранит свой профиль. Будем надеяться, что “Киев” останется на кинематографической карте столицы. Может быть так, что кинотеатра как отдельного здания не останется. Они будут существовать как часть торгово-развлекательных центров.
Почему подобная ситуация происходит?
Мне кажется, что киевским властям немного не до культуры. Ими руководят бизнес-интересы, нежели забота о духовном развитии граждан. Дело не только в кинотеатрах. Дело в облике Киева, который меняется в этой ужасающей точечной застройке. Уничтожаются исторические здание, а на их месте вырастают уродливые картонные коробки. Так что тут дело в культурном пространстве, которое скукоживается. Все меньше и меньше парков. Они строят дома, но не думают, что необходимы общественные центры, куда люди могли бы пойти и заняться духовным развитием. Знаете, как на Западе? Многие пенсионеры, выйдя на заслуженный отдых, начинают заниматься живописью, ходят на курсы стихосложения, изучают иностранные языки и т.д. У нас нет мест для подобного досуга.
Вопросами создания общественного пространства должна заниматься власть или сами граждане?
Я думаю, что это должны быть совместные усилия общины и городских властей. Мы сами часто пускаем все на самотек и не проявляем гражданской активности. Иногда можно собраться на акцию протеста и выступить с речами, но последовательности нам не хватает. Однако, самое главное, нет желания создавать культурное пространство со стороны власти.
Если сравнивать ситуацию с кинотеатрами 80-ых и 90-ых годов, то раньше было лучше?
Вы знаете, я считают, что эти сравнения – некорректны. Я хорошо помню 80-ые и 90-ые. В УССР поход в кинотеатр был одним из видов развлечения советского человека. Не было ни интернета, ни клубов, ни компьютерных игр. В отсутствии выбора, человек шел в кино. Параллели с советскими времени делать не стоит.
Вот в 90-ых наступил кризис, когда кинотеатры закрывались. Вместо них открывались казино, мебельные салоны, автосалоны, ночные клубы и так далее. Трагизм этой ситуации заключается в том, что у нас был слишком большой перерыв в кинопроизводстве. Люди просто разучились ходить в кино. Если в 80-ые среднестатистический зритель несколько раз в квартал ходил в кино, то в 90-ых эта тенденция прервалась в силу общего развала. Кино не производилось , не покупалось, Голливуд еще не пришел в Украину, показывать было нечего. Разве что существовали подпольные видеосалоны. Мне кажется, что сегодня зритель не очень охотно ходит в кино в том числе из-за этого перерыва.
Согласны ли вы с мнением, что украинским режиссерам следует снимать как можно больше фильмов, несмотря на их качество? И среди большого количества плохих картин может появиться небольшой процент хороших.
Говорить, что в Украине появилась полноценная киноиндустрия – рановато. Но я считаю, что любая страна, которая стремится стать цивилизованной, должна иметь свой кинематограф. Лишь в Америке и Индии кинематограф находится на самоокупаемости. Возьмем любую европейскую страну. Всюду государство поддерживает кинематограф. Это общепринятая мировая практика. Мы должны у себя её культивировать. Пока что, в силу того, о чем я говорил, она не стали фактором общественного сознания.
В социальных сетях очень редко люди обговаривают новый украинский фильм. Вот, например, вышел сериал “Чернобыль”. 1000 откликов и рецензий. Вышел новый украинский фильм, а в результате – гробовая тишина. Но я думаю, что все у нас впереди.
Какие украинские фильмы вам понравились?
К своему стыду я могу назвать фильмы, которые были сняты 20 лет назад. Из последних мне понравилось “Гнездо горлицы” Тараса Ткаченко. Он получил “Золотую дзигу” – национальную кинопремию. Это фильм о жизни обыкновенных украинцев. Фильм о судьбе граждан, ищущих счастье за рубежом.
А вообще, в последнее время мало чего видел. Знаете, сапожник без сапог. Упрекаю наших зрителей в неактивном хождении в кино, а сам пропускаю фильмы. Иногда думаю, что надо пойти в кино. Купить билет, что важно, занести денежку в кассу.
Кого бы вы назвали лучшим актером (актрисой) Украины?
У меня в фильмах снимались сплошь молодые ребята, дебютанты. В моем последнем фильме “Экс” (происходит от слова экспроприация, так большевики обозначали грабеж народа на революционные нужды, – прим. ред.) снялся Орест Пастух. Думаю, что у него большое актерское будущее. Мне еще понравился парень из Молодого театра – Анатоль Фон-Филандра. Уверен, что этот талантливый парень еще блеснет.
Человек может сняться в десятке фильмов, а его никто может не знать. Нашим украинским медиа хорошо было бы поддержать украинских актеров. У нас до сих пор пишут о российских или голливудских звездах. А вот о таком парне, как Роман Луцкий, снявшемся в добром десятке фильмов, не пишут.
С какими трудностями вы сталкиваетесь во время кинопроизводства?
Кинопроизводство вообще состоит из трудностей. Написать сценарий, подобрать актеров – это всегда трудно. А есть трудности, связанные с организацией кинопроизводства. Основная трудность заключается в том, что мы, покамест, не очень готовы по бюджетам делать кассовое кино. Пишут, что миллиард гривен выделяется каждый год. И цифра внушительная, звучит круто, но если поделим его по текущему курсу, то окажется, что это бюджет одного голливудского фильма. Художник рисует красками, а режиссер рисует деньгами. Это такая специфика нашей работы.
Почему, учитывая описанные трудности, вы решили стать кинорежиссером?
Я из кинематографической семьи. Мои мама и бабушка работали на киностудии документальных фильмов. Я вырос с окружении киношников. Мне нравилась эта атмосфера и люди. У меня других мыслей и не было. Мне хотелось попасть в этот мир. Я старался смотреть побольше фильмов. Я бегал по кинотеатрам. Пытался писать сценарные опусы, подростковые и наивные. Короче, всячески готовил себя к профессии режиссера.
Родители, кстати, были не очень “за”. Мама хотела, чтобы я стал врачом. Но для себя я довольно рано выбрал такую стезю и ни разу не пожалел. Хотя знаете, жизнь кинематографиста довольно сложная: то густо, то пусто, бывают периоды безработицы. Был период, когда вообще не было кинематографа в Украине. Я, как и многие мои коллеги, работал на телевидении. Но тем не менее, это лучшая профессия на Земле.
Моя работа дарит мне возможность почувствовать себя творцом. Я не считаю себе демиургом, но есть сценарий, который обретает плоть и кровь. Текст начинает звучать голосами актеров. Все это происходит в неких локациях. Из ничего возникает материальный мир, населенный персонажами. Это удивительное ощущение.
Вашей дипломной работой является “Конец каникул” с Виктором Цоем. Как вы познакомились с этим культовым музыкантом?
С Цоем я познакомился заочно. Я слышал его песни, которые мне очень нравились. Я подумал, что было бы неплохо сделать дипломную работу в жанре музыкального фильма. Цой в 85-ом году был мало кому известен. Я поехал в Ленинград и через своих знакомых разузнал телефоны “Ленинградского рок-клуба” и вышел на него. Мы встретились в легендарном кафе “Сайгон”. Тогда модной темой были видеоклипы. Он увидел возможность визуализировать свои песни. И сценарий ему очень понравился.
А вы приходите к дереву Цоя на набережной озера Тельбин?
Я там бываю, но по своей инициативе туда не прихожу. Но меня часто приводят туда телевизионные журналисты, чтобы на фоне дерева взять интервью. Но поминальные вечера возле дерева я пропускаю по многим причинам. Мне немножко надоело 1000 раз рассказывать о Цое. Я дал миллионы интервью и много раз общался с поклонниками. Я думаю, что эта тема слишком заговорена.
Тогда давайте поговорим о группе “Коллежский Асессор”. Василий Гойденко, лидер коллектива, снялся в вашем фильме “Граница на замке”. Почему вы решили именно его пригласить на главную роль?
Я был знаком с “Коллежским Асессором”. Это был период расцвета киевского рока. “Конец каникул” я делал специально под группу кино и Виктора Цоя. В случае с ” Коллежским Асессором “, это не был музыкальный фильм. Это черно-белая драма о парне, который не мог ужиться в советском обществе. Герой решает незаконно пересечь границу и сбежать за рамки обыденности. Он желает что-то поменять, является нонконформистом. Я перепробовал очень много актеров, но никто не подошел. И потом я вспомнил про Васю Гойденко.
Он пришел на пробы и оказался человеком из моего фильма. Он настолько органично смотрится в кадре. Это его стихия. Он не играет, он живет ролью. Ну, а когда стал сниматься Вася, я подумал: “А почему бы не использовать музыку “Коллежского Асессора” в качестве саундтрека.
Это была уникальная группа, которая отличалась вообще от всех, в том числе и от западных групп. И их музыка очень подходила под настроение фильма. Она была загадочной.
Sevas, 1 вересня 2019 року