Олег Вергеліс, DT.UA про перспективи українського кіно.
Давнишняя примета: как только меняется очередная власть (или шапка на голове у очередного “гетмана”), так сразу и накрывает общество простыня стационарного лозунга: “Возродим кино!”. С 1991-го это праведное занятие видится мне — со стороны — успешным и поступательным. Иногда даже результативным. И вот — новый поворот: новое время, новые люди. Новые шапки. А лозунг старый: “Возродим!”. Кто “против”? Все — “за”.
В Страстную неделю украинские кинематографисты занимались, прости Господи, делом страстным и темпераментным. Они решали: кому на этот раз воссесть — всем своим телом — в ответственное кресло главного начальника “по кино”? То есть возглавить Государственное агентство по кинематографии.
Это вам не какой-нибудь бессмысленный общественный рупор, а строгое державное ведомство. И от него сильно зависят чьи-то зарплаты и судьбы.
Во времена не столь отдаленные, при очередной “злочинній владі”, эту организацию возглавляли люди Виктора Януковича-младшего. А сам экс-дофин позиционировался в определенных кругах как искренний и щедрый болельщик за долю национальных кинопромыслов. Видимо, не только по альтруистической причине он и стал — негласно — смотрящим… За Ним. За кинобизнесом. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
…Только не ждите, даже не собираюсь в этот публицистический момент превращаться в кликушу из общественно-политического водевиля “Свадьба в Малиновке”, клеймя поверженных и воспевая еще не дорвавшихся… В конце концов, пусть вопросами откатов и закатов занимается фининспектор! А критик… Критик должен критиковать. Конструктивно.
Так вот, при птенцах гнезда Виктора-младшего, управлявших госкиноотраслью, деньги на производство текли, как слезы по щекам С.Немоляевой в фильме “Служебный роман”.
Не сомневайтесь: что-то кому-то текло и в персональные карманы. Однако доставалось и честным творческим труженикам.
За последние годы как-то все же удалось наладить работу, профинансировав обойму небезынтересных проектов. Часть из них на экраны вышла. Часть — из загашника — только собирается туда выходить. Серьезные чаяния общества связаны с готовящимися к старту национальными проектами “Братья”, “Кобзари”, некоторыми другими.
Что будет “закалькулировано” новыми шефами Госкино? Станут они “смотрящими” или “надсмотрщиками”? Естественно, покажет только время.
Хотя время уже играет против отрасли.
До сих пор глава Госкино не назначен. Как будто это пост какой-то невменяемо государственной важности, сродни начальнику “Нафтогаза”.
Вопрос с текущими питчингами (выбор лучших проектов, предполагающих госфинансирование) тоже завис, как компьютер.
Многие кинематографисты уже пьют валокордин, поскольку уходит не только натура (для съемок) — смысл их жизни куда-то упорно уходит…
По последним данным, в ротации на главу Госкино — три персоны. Одну поддерживает Киносоюз. Затем кого-то должен поддержать Минкульт. После — утверждение Кабмина.
Союз выбор сделал. С Минкультом пока не все понятно, если, по последним сводкам, некие герои едва не отдубасили внутри ведомства заместителя министра в какой-то своей “внутривенной” борьбе “за правое дело” (что вообще у вас там творится, друзья?). Ну а Кабмину и вовсе не до искусства кино, поскольку на телеэкранах — полувоенное трагическое реалити, и этому документальному фильму пока не видно конца. А значит все силы и средства — туда.
По прошлым “замерам” из госбюджета на кино в 2014 г. предполагалось миллионов эдак 140. Время и Яценюк внесли коррективы.
Хорошо, если хотя бы 50% от той манны небесной останется.
И замечательно, если на будущих питчингах соискатель счастливого билета получит хотя бы 25% от средств, предполагаемых прежде.
На данном этапе на должность главы Госкино — после сиятельной императрицы Екатерины К. — рассматриваются три серьезные мужские креатуры.
Филипп Ильенко —37-летний сын выдающегося украинского режиссера и оператора. Актер, продюсер, политик, юрист (он продюсировал проекты “Молитва за гетмана Мазепу”, “Толока”).
Олег Коротенко — представленный на специализированных киносайтах как продюсер фильма Михаила Ильенко “Фучжоу”.
Андрей Дончик — 53-летний кино- и телережиссер, постановщик известных фильмов “Кислородный голод”, “Жажда экстрима”, “Украденное счастье”.
Союз кинематографистов, как стало известно ZN.UA, поддержал последнюю кандидатуру. Мотивируя выбор тем, что Дончик — человек не только приятный во всех отношениях, но и тесно связанный с телеиндустрией (“1+1”), которая может стать спасительным донором для обескровленного отечественного кинопроизводителя.
…Между тем, отечественный кинопроизводитель, прежде максимально ориентированный на телебизнес России (сериалы, ТВ-муви, т.д.), сегодня пребывает в состоянии анабиоза. Уже не тайна, что заказы из РФ, поступавшие прежде в Украину пакетами, пачками и тачками, начали резко сворачиваться. По понятным — политическим — причинам. Якобы отец народов приказал впредь снимать “мыло” и прочую пургу в Беларуси или Грузии, создавая новые рабочие места для более надежных друзей.
Приведет ли жесткий реверс коварного старшего брата к черте безработицы внутри нашего киноцеха? Во всяком случае, уже смахивают слезы некоторые украинские артисты, прежде не вылазившие из сериальных линеек телеканала “Россия” в поделках системно постыдного качества (тем не менее, деньги им платили исправно: отдельные даже обзавелись серьезной загородной недвижимостью за “халтуры”).
По сложному вопросу “светлого будущего” хранят хичкоковское молчание украинские “продакшны”. Бесполезной оказалась и моя попытка достучаться до небес — шефов Film.ua, Star-media etc… С риторическим вопросом: повлиял ли российско-украинский конфликт на ваши творческие планы (заказы)?
Впрочем, и так понятно. Что же напрасно спрашивать?
Так вот, когда украинское кино снова оказалось в интересном положении, многие и приготовились к худшему. К сокращениям. К сворачиванию производства. Из бюджета денег не жди. Олигархи давно вывезли все, что “нажито непосильным трудом”, не оставив ни копейки на кинобюджеты. А северный брат, естественно, сардонически ухмыляется.
Оптимистам греют душу мечты о переориентации украинского кинобизнеса на запросы других иностранных заказчиков (подальше от РФ). Хотя и этот процесс будет трудным, на все нужно время. Как правило, телекинозаказы местных каналов наподобие “Украины”, не окупают затраты на производство сериальных линеек: необходим выход “за границу”.
Тем временем, панацеей от краха отечественного кинопроизводства может стать следующий “сюжет”, которому просто предписано резонансное будущее.
Речь о проекте Закона Украины “Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо державної підтримки розвитку культури”.
Из разветвленных параграфов этого документа в данном случае нас интересует лишь некоторые, касающиеся непосредственно кино. Определенными пунктами этих параграфов предполагается так называемый “сбор”. Собранные у богатых деньги (если все будет хорошо и их никто не украдет по дороге) пойдут в нужном направлении — на национальное кинопроизводство. В разделе XVIII’4 — есть статья “Збір на розвиток національної кінематографії”, предусматривающая, что… “Платниками збору є: суб’єкти підприємницької діяльності незалежно від форми власності, які займаються демонструванням, публічним показом фільмів, визначені в Законі України “Про кінематографію”; суб’єкти підприємницької діяльності, незалежно від форми власності, які займаються розповсюдженням, прокатом фільмів, визначені в Законі України “Про кінематографію”; оператори та провайдери телекомунікацій, визначені в Законі України “Про телекомунікації”. …И еще — из этого же документа — несколько позиций…
“Об’єктами оподаткування збором є: 1.1) валовий дохід демонстратора від демонстрації фільму за вирахуванням податку на додану вартість та прокатної плати розповсюджувачу; 1.2) валовий дохід розповсюджувача від розповсюдження, прокату фільму за вирахуванням податку на додану вартість; 1.3) валовий дохід телевізійних каналів від розміщення реклами та спонсорських програм за вирахуванням податку на додану вартість; 1.4) валовий дохід оператора або провайдера телекомунікацій, отриманий від споживача телекомунікаційних послуг у вигляді абонентної плати за доступ до телекомунікаційної та/або телемережі за вирахуванням податку на додану вартість”.
Вырванные из контекста цитаты должны предвосхитить степень накала страстей, которые будут сопровождать лоббирование или зажимание проекта закона. Телебизнес, прокатный бизнес вряд ли без боя отдадут возможные 3% своих доходов.
Хотя, как раз 3% — в определенной степени — и могут оказаться спасительными для кинопроизводства страны. С учетом того, что других источников у нас для вас нет! К тому же, есть и мировая практика. Когда в разных странах (Франция, Германия, Польша) подобные, но разные проценты, также шли на нужды национальных киноиндустрий.
Внутри украинского кинобизнеса, естественно, пока нет поголовного мнения в отношении предполагаемого “сбора”. Например, известный украинский продюсер Владимир Хорунжий в разговоре ZN.UA отнесся к реализации такой идеи довольно сдержанно, подчеркнув, что сегодня нужны преференции для реальных представителей кинобизнеса, непосредственно вкладывающих деньги в производство, то есть не абстрактное — “поддержим вообще”, а конкретное — поддержим того, кто работает в этой сфере.
В свою очередь, украинский продюсер Дмитрий Колесников убедил ZN.UA, что принятие такого закона необходимо, поскольку он поспособствует развитию киноиндустрии, фактически ее спасению.
Глава Союза кинематографистов Украины Сергей Трымбач в разговоре со мной также поддерживает проект, вспоминая, что эта тема “пробивалась” в парламенте давно, однако на разных этапах ее блокировали отдельные депутаты, за каждым из которых — определенная “доля” участия в телекоммуникационном бизнесе. Поэтому никто из них отдавать деньги не хочет.
Этапы реализации закона (если он будет принят), в частности, прозрачность прохождения и распределения средств, еще станут темой не одной дискуссии. Пока же проект поддержан общественным советом при Госкино Украины.
На самом деле: 3% — это много или мало? Спасут ли три процента от кончины целую отрасль или спасут ее какие-нибудь три таланта?.. Которые астероидами случайно грохнутся на бедную родную землю, снимут за три копейки шедевры и прославят страну на весь мир. В конце-то концов, и такое в искусстве бывает! Кино — это же не только проценты, деньги, лоббисты и аферисты. Это еще и, перефразируя Михаила Булгакова, “…наслаждение, развлечение, словом, все что угодно — кроме средства нажить новую хорошую неврастению…”.
Олег Вергеліс, DT.UA, 25 квітня 2014 року