Тенденції світового ринку кінопрокату в 2013-му та за період 2009–2013 років (продовження)

Kinoreel

Антон Пугач, голова наглядової ради ПАТ «Мультиплекс-Холдинг» про тенденції світового ринку кінопрокату в 2013-му та за період 2009–2013 років.

Першу частину дослідження читайте тут>>>

17. Австралия. Данные за 2013 г.

Пос-ть, на 1-го чел. Доля
нац-ных фильмов, %
Кол-во экранов, из них циф-х, шт. Нас-е, млн.
чел.
ВВП на душу нас-я, тыс.
долл.
Цена билета, долл.
США
Касса, млн.
долл.
3,5 3,5 2 057
(1 168)
23,2 64 157 12,9 1 060

Австралия замыкает десятку крупнейших рынков мира, но, как видим, это связано не в последнюю очередь со стоимостью билетов – они в этой стране из самых дорогих в мире. Таким образом, имея количество проданных билетов меньшее, чем, например, в Мексике в три раза, Австралия обходит Мексику по валовому доходу: сборы в Мексике велики, но всё же на 150 миллионов долларов меньше австралийских.

В группе стран с самым высоким ВВП чётко прослеживается связь этого обстоятельства с высокой стоимостью цен на билеты (на фоне других стран эта связь полностью несомненна). В нижеприведенной таблице – данные по десяти странам с самыми дорогими билетами. Эти же страны имеют и самые высокие в мире ВВП на душу населения.

Страна ВВП на
душу
нас-я
Цена билета,
$
1 Швейцария 80 276 16,8
2 Норвегия 101 271 15,8
3 Швеция 57 297 15,2
4 Дания 57 999 13,8
5 Финляндия 47 625 12,9
6 Австралия 64 157 12,9
7 Япония 39 321 12,8
8 Кувейт 47 826 11,7
9 ОАЭ 43 184 11,0
10 Австрия 49 256 10,9
11 Нидерланды 47 651 10,8
12 Катар 104 655 10,6

В Австралии также очень высокая посещаемость = 3,5, однако в 2008–2010 гг. она была ещё выше: от 3,8 до 4,2. Таким образом, если сравнивать с показателем 2008 г., то в  2013 г. Австралии стали хуже ходить  в кино на 11%.

Доля национальных фильмов в Австралии редко достигает отметки в 5%. При производстве 30–40 фильмов в год этот показатель мог бы быть больше, однако другие англоязычные фильмы, из США и Великобритании, составляют им серьёзную конкуренцию. Обращает на себя внимание тот факт,  что  3,5% кассы в 2013 г. у национальных фильмов Австралии не в последнюю очередь связаны с 2 млн. билетов на фильм «Великий Гэтсби» (копродукция с США).

18. Китай. Данные за 2013 г.

Пос-ть, на 1-го чел. Доля
нац-ных фильмов, %
Кол-во экранов, из них циф-х Нас-ие ВВП на душу нас-я, тыс.
долл.
Цена билета, долл.
США
Касса
0,4 58,7 18 195
(17 526)
1,36
млрд.
чел.
6 569 5,8 3,5 млрд.
долл.

За последние пять лет китайская касса выросла в пять раз, а посещаемость в три раза. Американские фильмы выходят в прокат Китая по квотам, в первой двадцатке всего одиннадцать фильмов США, и они в основном во втором десятке. Однако, те из фильмов  США, которым удаётся попасть в китайский прокат, собирают кассу, больше которой в общемировом итоге, за редким исключением, только американские показатели. В нижеприведенной таблице даны результаты проката лучших фильмов США (из ТОП–20 Китая) в Китае, США, Великобритании, Японии и России.

Фильм Касса в Японии,
млн.
долл.
США
Касса в России,
млн.
долл.
США
Касса в В-британии,
млн.
долл.
США
Касса в Китае,
млн.
долл.
США
Касса в США,
млн. долл.
США
1 Железный человек 3 25,1 44,5 57,0 116,5 409,0
2 Гравитация 30,5 21,4 53,1 72,7 274,0
3 Форсаж 6 20,0 34,2 38,2 67,7 238,6
4 Семейка Крудс 28,6 43,1 65,2 187,1
5 007: координаты «Скайфолл» 32,5 25,1 161,0 61,1 304,3
6 Стар Трек. Возмездие 10,0 10,5 39,3 57,8
7 Тор 2: Царство тьмы 6,0 35,7 31,8 56,8 228,7
8 G.I.Joe: Бросок кобры 2 9,9 15,0 11,5 54,2 122,5
9 Хоббит: нежданное путешествие 19,2 43,8 78,6 51,2 303,0
Итого 153,2 258,8 513,6 603,2 2 067

Таким образом, фильмы США (в таблице приведены данные по тем фильмам, которые вошли в китайский ТОП–20) в Китае уже собирают больше, чем  в Великобритании, а также больше, чем в Японии и России вместе взятых.

Растущий потенциал китайского проката уже влияет на тематические планы и маркетинговые приёмы Голливуда.

За пять лет средняя стоимость билета в Китае выросла на 90%. Таким образом, и этот ключевой показатель влиял на рост рынка, однако куда меньше, чем, собственно, посещаемость. Будь в 2013 г. в Китае цены на билеты такими, какими они имели место в 2008 г., этот рынок всё равно был бы сегодня вторым в мире после США.

Национальные фильмы в Китае собирают 58,7% от сборов, однако лишь четверть из 638 шт. фильмов, произведенных в стране в 2013 г., попали  в прокат. Несмотря на то, что китайский рынок сегодня второй в мире по объёму доходов, всего до 30 шт. китайских  фильмов в год приносят прибыль.

19. Южная Корея. Данные за 2013 г.

Пос-ть, на 1-го чел. Доля
нац-ых фильмов, %
Кол-во экранов, из них циф-х Нас-е ВВП на душу нас-я, тыс.
долл.
Цена билета, долл.
США
Касса, млн.
долл.
4,2 59,9 2 184
(2184)
50,2
млн.
чел.
23 838 6,6 1 420

 

За период 2009–2013 гг. касса в этой стране выросла на 42%, посещаемость – на 36%, производство собственных фильмов – на 50%. В этой стране 100% экранов оцифрованы, а посещаемость – одна из самых высоких в мире = 4,2. Мировые лидеры по посещаемости – в нижеприведенной  таблице:

Страна Пос-ть, на 1-го чел. Цена билета,
$
Доля
нац-х
фильмов,
%
1 Исландия 4,3 8,8 3,1
2 Южная Корея 4,2 6,6 59,9
3 США 3,9 8,0 94,6
4 Сингапур 3,9 7,0 4,0
5 Канада 3,8 8,3 5,0
6 Австралия 3,5 12,9 3,5
7 Гонконг 3,4 8,3 21,7
8 Ирландия 3,2 9,3 0,9
9 Франция 2,9 8,6 33,8
10 Великобритания 2,6 10,2 21,5

Мировых лидеров по  посещаемости кинотеатров можно условно разбить на три группы:

ГРУППА «А» (Англоязычные страны): США, Канада, Австралия, Ирландия, Великобритания.

ГРУППА «Б» (Юго-Восточная Азия): Южная Корея, Сингапур, Гонконг.

ГРУППА «В» (Европейские неанглоязычные страны): Исландия, Франция.

Поскольку близко к лидерам находятся северные страны Европы Дания (2,4) и Норвегия (2,3), то географически-ментальные характеристики могут оказаться важными, если пытаться анализировать причины отличий посещаемости в этих странах, включая Исландию, от других стран Европы. Французское лидерство носит исторический характер, и оно вполне логично, равно как и лидерство англоязычных стран. Феномен стран Юго-Восточной Азии новый, на примере данных за 1999 г. по Южной Корее, в сравнении с данными по другим ведущим рынкам мира, можно анализировать темпы формирования этого явления (в таблицу не включены данные по Китаю и Мексике, которые также отличаются резкой позитивной динамикой, но связаны в большей степени с последним пятилетием; некоторые страны взяты избирательно, для сравнения самых показательных примеров).

Страна Кол-во прод. билетов, 1999 г. Кол-во прод. билетов, 2013 г. Динамика
за 15 лет
1 Южная Корея 54,7 213,3 + 290%
2 Нидерланды 17,0 30,8 + 81%
3 Франция 156,0 193,6 + 24%
4 Канада 106,4 131,0 + 23%
5 Великобритания 140,0 165,5 + 18%
6 Япония 144,8 155,9 + 8%
7 Италия 105,0 106,7 + 1,6%
8 Бельгия 22,0 20,9 – 5%
9 Австралия 88,0 82,0 – 7%
10 Германия 149,0 129,7 – 13%
11 Испания 131,4 78,2 –  40%

В 1999 г. в Южной Корее произвели 42 фильма, которые заняли 36% рынка. В 2013 г. в этой стране было произведено 207 фильмов, а их доля на рынке = 59,9%, это также один из самых лучших результатов в мире (ниже – таблица мировых лидеров по этому показателю).

Страна Доля нац-х фильмов
в годовых сборах, %
1 Иран 99,0
2 США/Канада 94,6
3 Индия 91,5
4 Египет 80,0
5 Япония 60,6
6 Южная Корея 59,9
7 Китай 58,7
8 Турция 58,0
9 Индонезия 55,0
10 Марокко 40,0
11 Франция 33,8
12 Италия 31,0
13 Дания 30,0
14 Германия 26,2
15 Филиппины 25,7
16 Швеция 24,8
17 Чехия 24,2

 

В таблицу  включены данные по африканским странам   и Иран, однако следует учесть, что размеры доходов в этих странах существенно ниже, чем во всех остальных стран этой группы:

  • Египет = 52,8 млн. долл.;
  • Иран = 11,9 млн. долл.;
  • Марокко = 8,9 млн. долл.

Жирным шрифтом в таблице выделены данные по крупнейшим рынкам, где валовый доход равен суммам свыше 1 млрд. долл.

20. Индия. Данные за 2013 г.

Кол-во  фильмов собств. пр-ва Пос-ть, на 1-го чел. Доля
нац-ых
фильмов, %
Кол-во экранов, из них цифр. Нас-ие ВВП на душу нас-ия, тыс.долл. Цена билета, долл.
США
Касса
1 602 шт. (2012 г.) 2,2 91,5 11 265
(10 138)
1,24
млрд.
чел.
1 414 0,6 1,6
млрд.
дол.

Несмотря на то, что только за последние три года население Индии выросло на 27 млн. чел., количество проданных билетов в 2013 г. не увеличилось, а уменьшилось. В более широком временном диапазоне это падение составляете 30% (период 2006–2013 гг.). На этом фоне выглядит несколько удивительным рост рынка: за последние 8 лет индийская касса выросла на 50%, что, очевидно, произошло в связи существенным ростом стоимости билетов. В этот же период произошло расширение ассортимента национальных фильмов: их также в 2012 г. выходит в прокат на 50% больше (1 602 шт.), чем в 2006 г. (1 091 шт.), однако доля  их в прокате улучшилась  всего на  несколько процентов. Стоит отметить, что в Индии растёт ВВП: темпы этого процесса = + 20% за  последние три года.

При всей экзотичности индийского рынка, касса американских фильмов на нём не столь мала, как могло бы показаться, если исходить из их доли в общем валовом доходе. В нижеприведенной таблице данные по ТОП–10 американских фильмов в Индии в 2013 г. (индийский лидер в ТОП–10 Индии  =  27,0 млн. долл., однако в другие года лучшие индийские  фильмы собирали и по 33–55 млн. долл.) и данные по сборам этих фильмов в Украине.

Фильм Касса в Украине, млн.
долл.
США
Касса в Индии, млн.
долл.
США
1 Железный человек 3 3,2 12,2
2 Форсаж 6 2,6 10,1
3 Гравитация 2,1 6,1
4 Росомаха: Бессмертный 1,3 4,6
5 G.I.Joe: Бросок кобры 2 1,3 4,2
6 Заклятие 0,5 3,8
7 Человек из стали 1,0 3,6
8 Тор 2: Царство тьмы 2,8 3,6
9 Война миров Z 2,4 3,0
10 Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть 1,4 2,2
Итого 18,6 53,4

21. Другие азиатские страны. Данные за 2012–2013 гг.

За период последних пяти лет существенно выросли все рынки обозреваемых семи стран. Некоторые меньше (+18% в Таиланде), некоторые больше (+100% в Малайзии), и при этом только в Малайзии существенно выросло местное производство фильмов (почти в три раза за пять лет, с 27 шт. в год в 2009 г. до 71 шт. в 2013 г.). Любопытно, что на фоне  роста доходов в Гонконге на 38% (за 5 лет) местное производство как раз упало с 70 шт. фильмов в год в 2009 г. до 42 шт. в 2013 г.

В Филиппинах, Таиланде и Индонезии крайне низкая обеспеченность экранами и достаточно сильное влияние цензуры на прокат. К тому же, Филиппины, как и Индонезия, прибегли к практике квотирования национального продукта.

Страна Нас-ие, млн.
чел.
ВВП на
душу
нас-ия, тыс.
долл.
США
Касса, млн.
долл.
Цена билета,
$
Пос-ть на 1-го чел. Залов,
в т.ч. цифровых, шт.
Доля
нац-ых фильмов,
%
1 Тайвань 23,4 20 706 242,4 10,1 1,0 636 (636) 17,5
2 Малайзия 30,0 10 429 210,0 3,4 2,0 774(774) 13,2
3 Гонконг 7,2 38 605 209,5 8,3 3,4 222 (222) 21,7
4 Филиппины 97,5 2 792 163,3 2,2 0,8 703(575) 25,7
5 Индонезия 248,0 3 499 156,3 2,8 0,2 842 (842) *
6 Сингапур 5,4 52 918 148,3 7,0 3,9 215(215) 4%
7 Таиланд 68,2 5 879 119,3 4,8 0,4 846 (816) **

* В 2008 г. доля национальных фильмов в Индонезии была 55%, по другим годам нет точных данных.
** В 2010 г. доля национальных фильмов в Таиланде была 37,5%, по другим годам нет точных данных.

Динамика роста в Тайване за 2009–2013 гг. была на уровне 41%, однако нисколько не улучшилась посещаемость, т.е. весь прогресс был обеспечен ростом стоимости билетов, который, к тому же, имел место на фоне роста ВВП (+ 13% за три последних года).

В Малайзии рынок также вырос (+100% за 5 лет) на фоне незначительного роста стоимости цены на билеты (+ 15% за 5 лет). Почти на 50% за пять лет в этой стране вырос ВВП. Так что, наряду с бурным ростом собственного произодства,  фактор роста ВВП также имел определяющее значение для роста рынка кинопроката.

На Филиппинах картина несколько иная: рынок за пять лет вырос на 92%, но стоимость билетов за пять лет (2008–2012 гг.) выросла не на 15%, как в Малайзии, а на 70%. Аналогично с Малайзией тут за пять лет вырос ВВП почти на 50%, но сам размер этого ВВП в Филиппинах в 3,8 раз меньше, чем в Малайзии.

За пять лет осталась неизменной посещаемость в Индонезии, так что весь прирост рынка (свыше 60%) связан с ростом стоимости билетов (на аналогичную величину в этой стране за этот период вырос и ВВП).

Посещаемость в Сингапуре в 2009 г. была лучшей в мире = 4,6, однако в 2013 г. она упала до 3,9. За эти же годы рынок всё же  вырос (почти на 30%), и тут также сыграло свое значение повышение стоимости цены на  билеты. Эти процессы также проходили в этой стране на фоне роста ВВП за пять лет почти на четверть.

Рынок в Таиланде (по посещаемости тождественный украинскому в 2012–2013 гг. полностью, а по валовой выручке – весьма близкий) за пять лет вырос  всего на 18%, однако все 18% обеспечены ростом стоимости цен на билеты. В Таиланде производят свыше 50 шт. собственных фильмов, которые имеют в местном прокате весьма большую долю:  в 2010 г. она была  равна 37,5% (по другим годам нет точных данных).

В рассматриваемых азиатских странах показатель обеспеченности населения залами весьма разный. В странах, где ВВП высокий, залов уже достаточно много, а в бедных странах этот показатель ниже или близок к тому, который имеет место в Украине (1,0):

Страна Залов на 100 тыс. чел.
1 Сингапур 3,98
2 Гонконг 3,08
3 Тайвань 2,71
4 Малайзия 2,58
5 Таиланд 1,24
6 Филиппины 0,72
7 Индонезия 0,33

В целом, обеспеченность залами в Индонезии, Филиппинах и Таиланде куда хуже, чем в латиноамериканских странах, и также чётко просматривается, если делать сравнительный анализ этих двух регионов, связь этого показателя с размером ВВП на душу населения.

22. Африка. Данные за 2011–2013 гг.

Страна Нас-ие,
млн.
чел.
ВВП
на душу
нас-ия,
тыс.
долл.
США
Касса, млн.
долл.
Цена билета,
$
Пос-ть
на 1-го чел.
Залов,
в т.ч.
цифровых, шт.
Доля
нац-ых
фильмов,
%
1 Южная Африка 51,7 6 847 90,8 2,6
(2011)
0,5
(2011)
875 (672), (2011) 11,2
2 Египет 84,2 3 114 52,8 2,5 0,25 399(105) 80,0
3 Марокко 32,9 3 190 8,9 5,0 0,1 70 (39) 40,0

Лишь в трёх странах Африки имеется структурированная киноиндустрия, сравнимая с основными международными рынками. Однако, рынки и этих трёх стран сильно отличаются друг от друга. Так, в Египте в прокат не может выйти более 8 иностранных фильмов в год (данные 2010 г.). Это позволяет всего 25-ти фильмам местного производства занимать долю в 80% от объёма валового дохода. В 2013 г. рынок Египта хуже итогов 2010 г. на 14%. За пять лет в Египте не открылось ни одного нового зала, но при этом количество цифровых экранов выросло с 28 шт. в 2010 г. до 105 шт. в 2013 г. Несмотря на то, что всего за три года население страны выросло на 6 млн. чел.(+7,6%), количество продаваемых билетов за этот период снизилось на 35%.

Южноафриканский прокат по двум своим показателям соотносим с украинским: посещаемость и касса в ЮАР весьма близки к украинским. Объем выручки в 2010 г. достиг отметки 114 млн. долл, а затем 4 года подряд падал. В 2013 г. касса ЮАР уже равна 90,8 млн. долл.(минус 20% за четыре года), однако нет точных данных, каковы на сегодня другие показатели этого рынка. Известно, что в ЮАР немного падает ВВП, но не более, чем на несколько процентов в год. Билет в ЮАР стоил в 2010 г. 2,07 долл. США, а в 2011 г. уже 2,6 долл. США. Местное производство составляет до 25 фильмов в год с очень неплохой, как для такого количества, долей в 11,2% в валовом доходе (квот, как в Египте или Индонезии, тут нет).

23. Средний Восток. Данные за 2012–2013 гг.

Страна Нас-ие, млн.
чел.
ВВП
на душу нас-ия, тыс.
долл.
США
Касса, млн.
долл.
Цена билета,
$
Пос-ть на 1-го чел. Залов,
в т.ч. цифровых, шт.
Доля
нац-ых фильмов,
%
1 ОАЭ 9,0 43 184 145,4 12,9 1,4 311 (311) н.д.
2 Израиль 7,9 34 651 129,7 9,3 1,8 390 (390) 10%
3 Кувейт 3,9 47 829 49,9 11,78 1,1 62 н.д.
4 Ливан 4,1 10 708 26,3 8,00 1,0 127 н.д.
5 Катар 1,9 104 655 25,6 10,63 1,3 37 н.д.
6 Иран 77,1  5 039 11,9 1,8 0,1 353 (162) 99%

Во всех странах данного региона, кроме Ирана, рынки показывают стремительный рост. Только за последние три года касса Кувейта выросла на 152%, Катара – на 96%, ОАЭ – на 77% (а за пять лет – на 170%), Ливана – на 49%, Израиля – на 21%. Эти многолетние процессы происходят на фоне неуклонного роста ВВП на душу населения в каждой из стран, а также роста населения, особенно в ОАЭ.

Все страны группы, кроме Ирана и Израиля, показывают на своих экранах американские и египетские фильмы. В  Иране демонстрируют преимущественно собственные фильмы (99%), а в Израиле американские и европейские фильмы разбавлены израильскими: доля фильмов Израиля = 10% (иногда больше). В Израиле производят до 28 картин в год, в Иране 62–98 шт. (в 2013 г. 87 шт.), в Ливане 15 фильмов, и они пользуются спросом в прокате, входят в ТОП–10 (4 шт.).

Иранский рынок показал парадоксальный рост в 2012 г.: с отметки 2011 г. в 22,1 млн. долл. доход вырос до 45,2 млн. долл. в 2012 г. Однако в 2013 г. рынок ухудшился в одночасье в четыре раза, обрушившись до отметки в 11,9 млн. долл. (это на 70% хуже показателей даже 2009 г.), так как в этом году имела место девальвация национальной валюты на уровне до 50%.

24. Общемировые итоги и украинский контекст. Данные за 2013 г.

Страна =
нас-ть
залами
на 100
тыс.чел.
Нас-ие, млн.
чел.
ВВП
на душу
нас-ия, тыс.
долл.
США
Касса,
млн.
долл.
Цена бил.,
$
Пос-ть
на 1-го
чел.
Залов,
шт., в т.ч.
цифр., %
Доля
нац. фильмов,
%, кол-во произв. фильмов,
шт.
1 США =  12,5  316 52 839 9 782 8,0 3,9 39 783 (92,5%) 95% (755)
2 Китай =  1,3 1 360   6 569 3 540 5,8 0,4 18 195  (96,3%) 59% (638)
3 Япония =  2,6  127 39 321 1 990  12,8 1,2 3 318 (95,5%) 61% (591)
4 В-британия = 6,0 64 39 049 1 690 10,2 2,6 3 867 (99,81%) 22% (239)
5 Франция = 8,5 66 42 991 1 660 8,6 2,9 5 587 (99,6%) 34% (270)
6 Индия = 0,9 1 243  1 414 1 600 0,6 2,2 11 265 (89,9%) 92%
(1 602)
7 Южная Корея = 4,3  50        23 838       1 420 6,6 4,2 2 184
(100%)
60% (207)
8 Германия = 5,7  81 43 952 1 360  10,5 1,6 4 610 (90,4%) 26% (236)
9 Россия = 2,4      143 14 973 1 340 7,5 1,2 3 479 (85,2%) 18% (73)
10 Канада = 8,6 35 51 871 1 092 8,3 3,8 3 031 (99,7%) 5% (93)
11 Австралия = 8,9 23 64 157 1 060 12,9 3,5 2 057
(56,7%)
 4% (27)
12 Мексика = 4,7 118 11 224 911 3,5 2,1 5 547 (85,8%) 12% (126)
13 Италия = 6,4 60 33 909 858 8,0 1,8 3 808 (74,8%)  31% (167)
14 Бразилия = 1,3 200 10 958 744 5,4 0,7 2 679 (47,4%)  19% (127)
15 Испания = 8,3 47 29 409 669 8,6 1,7 3 894 (69,8%)  14% (230)
16 Нидерланды = 4,9 17 47 651 331 10,8 1,8 830
(100%)
 21% (65)
17 Турция = 2,7 76 10 745 266 5,3 0,7 2 243 (47,8%)  51% (95)
18 Аргентина = 2,0 42 11 679 258 5,3 1,1 866 (47,6%) 15% (166)
19 Швеция = 8,0 10 57 297 252 15,2 1,7 774 (91,3%)  25% (61)
20 Тайвань = 2,7 23 20 706 242 10,1 1,0 636
(100%)
18% (36)
21 Швейцария = 6,6 8 80 726 230 16,8 1,7 533 (97,7%) 6% (104)
22 Венесуэла = 1,5 30 12 256 226 8,0 0,9 464 (22,1%) 9% (15)
23 Бельгия = 4,4 11 47 882 216 6,9 1,9 497 (98,8%) 13% (70)
24 Малайзия = 2,6 30 10 429 210 3,4 2,0 774
(100%)
13% (71)
25 Гонконг = 3,0 7 38 605 210 8,3 3,4  222
(100%)
22% (42)
26 Польша = 3,3 39 13 334 210 5,8 0,9 1 259 (77,2%) 20% (45)
27 Колумбия = 1,7 47 7 831 188 4,3 0,9 791 (78,4%) 5% (н.д.)
28 Дания = 7,2 6 57 999 187 13,8 2,4 406 (98,5%) 30% (64)
29 Норвегия = 8,2 5 101 271 187 15,8 2,3 422
(100%)
23% (30)
30 Австрия = 6,4 9 49 256 166 10,9 1,8 548 (97,9%) 4% (46)
31 Филиппины = 0,7 96 2 792 163 2,2 0,8 703 (81,8%) 26% (78)
32 Индонезия = 0,3 248 3 499 156 2,8 0,2 842
(100%)
55%
(86)
33 Сингапур = 4,0 5 52 918 148 7,0 3,9 215
(100%)
4% (13)
34 ОАЭ = 6,6 5 43 184 145 11,0 1,1  311
(100%)
н.д.
35 Ирландия = 10,0 5 47 882 136 9,3 3,2 465 (100%) 1% (34)
36 Перу = 1,5 31 6 797 132 3,8 1,1 473
(50,7%)
12% (н.д.)
37 Изралиль = 4,9 8 34 651 130 9,3 1,8 390
(100%)
10% (28)
38 Чили = 1,9 18 16 043 119 5,9 1,2 340
(69%)
8% (н.д.)
39 Таиланд = 1,2 68 5 879 119 4,8 0,4 846 (96,5%) н.д. (53)
40 Украина = 1,0 45 3 862 118 5,2 0,5 451 (83,59%) 0,7% (16)
41 Финляндия = 5,2 5 47 625 101 12,9 1,4 284
(100%)
23% (43)
42 Южная Африка = 1,7 52 6 847 91 2,6 0,5 875 (76,8%) 11% (25)
43 Португалия = 5,1 17 20 663 87 6,9 1,2 545
(78%)
3% (13)
44 Греция = 4,4 11 21 617 79 8,6 0,8 482
(24,9%)
7% (40)
45 Чехия = 6,5 11 18 868 73 6,6 1,1 884
(48,6%)
24% (47)
46 Венгрия = 3,5 10 13 172 61 6,0 1,0 345
(83,47%)
2% (32)
47 Египет = 0,5 84 3 114 53 2,5 0,3 399
(26,3%)
80% (25)
48 Кувейт = 1,6 4 47 829 50 11,8 1,1 62
(100%)
н.д.
49 Румыния = 1,3 20 8 630 48 5,3 0,5 264
(85,6%)
3% (37)
50 Болгария = 2,2 7 7 411 27 5,6 0,7 165
(98,8%)
0,6% (15)
51 Ливан = 3,1 4,1 10 708 26,3 8,0 1,0 127
(н.д.)
н.д.
52 Катар = 1,9 1,9 104 655 25,6 10,6 1,3 37 (н.д.) н.д.
53 Словакия = 3,1 5 17 929 25,2 6,8 0,7 168
(79,1%)
4% (13)
54 Хорватия = 3,6 4 13 312 21 5,3 0,9 153
(84,9%)
11% (24)
55 Уругвай = 2,0 3,4 16 834 18,5 5,9 1,1 70
(57,1%)
1,8% (24)
56 Литва = 2,8 3 15 633 17 5,3 1,3 84
(61,2%)
17% (16)
57 Эстония = 2,6 1,3 18 127 16 6,1 1,9 34 (85,3%) 6% (19)
58 Словения = 5,3 2 22 719 15 6,3 1,1 112 (44,6%) 11% (16)
59 Латвия = 3,3 2 14 924 14 5,7 1,2 66
(54,5%)
5% (14)
60 Исландия = 13,6 0,3 45 315 12,3 12,0 4,3 41
(92,7%)
  3,1% (10)
61 Иран = 0,46 77 5 039 11,9 1,8 0,1 353 (45,9%) 99% (87)
62 Марокко = 0,21 32,9 3 190 8,9 5,0 0,1 70 (55,7%) 40% (17)
63 Кипр = 4,2 0,9 24 706 7 10,2 0,7 38 (100%) 0,1% (1)
64 Босния = 0,65 3,8 4 866 3,3 3,5 0,2 25 (48%) 1% (6)
65 Черногория  = н.д. 0,6 7 252 1,0 4,6 0,4 н.д. н.д.

Примечание №1: В таблице применены сокращения по принятым канонам данного действия.

Примечание №2: Курсивом даны сведения за 2012 г. (в отд. случаях – за 2011 г.)

Примечание №3: В США из указанных 755 шт. фильмов свыше 300 шт. имеют производственный бюджет  не более 1 млн. долл.

Примечание №4: По Украине  курс расчёта выручки:  $1 = 8,1 грн.

Примечание №5: Несмотря на то, что ВВП на душу населения лишь в пяти странах рассматриваемой группы из 65-ти стран ниже, чем в Украине, по другим ключевым показателям Украина опережает не пять стран, а гораздо больше, а именно:

  • по посещаемости – 8 стран;
  • по стоимости билетов – 14 стран;
  • по цифровизации кинозалов – 27 стран.

Первое обстоятельство, которое является важным для сегодняшнего рынка в Украине, это насыщенность залами. В Украине этот показатель равен 1,0 зала на 100 тыс. чел.  Если говорить о ближайшей перспективе, то позитивным можно считать результат, когда за 5–10 лет этот показатель изменится в лучшую сторону до 1,3–2,2 (на большее рассчитывать сложно, исходя из актуальных совокупных предпосылок на рынке страны).

Чтобы проанализировать предпосылки такой перспективы, попробуем разделить все 65 стран, где есть обозреваемые рыночные процессы, на три условные группы по критерию насыщенности страны кинозалами (в порядке снижения), где:

  • ГРУППА№1 – страны с показателем от 2,3 и выше;
  • ГРУППА №2 – страны с показателем от 1,0 до 2,2;
  • ГРУППА №3 – страны с показателем от 0,1 до 0,9.

Рынки двух последних групп расположатся в порядке убывания следующим образом:

ГРУППА №2

Страна = насыщ-ть залами на 100 тыс. чел. ВВП
на душу нас-ия, тыс. долл. США
1 Болгария = 2,2 7 411
2 Уругвай = 2,0 16 834
3 Аргентина = 2,0 11 679
4 Катар = 1,9 104 655
5 Чили = 1,9 16 043
6 Колумбия = 1,7 7 831
7 Южная Африка = 1,7 6 847
8 Кувейт = 1,6 47 829
9 Венесуэла = 1,5 12 256
10 Перу = 1,5 6 797
11 Китай =  1,3 6 569
12 Бразилия = 1,3 10 958
13 Румыния = 1,3 8 630
14 Таиланд = 1,2 5 879
15 Украина = 1,0 3 862

В этой группе, где Украина может подняться на несколько позиций вверх, абсолютно все страны имеют показатель ВВП на душу населения существенно выше украинского: ближайшие «соседи»  на минимум 52% (Таиланд) или 70% (Китай) опережают украинское ВВП.

ГРУППА №3

Страна = насыщ-ть залами на 100 тыс. чел. ВВП
на душу нас-ия,
тыс. долл. США
1 Индия = 0,9 1 414
2 Филиппины = 0,7 2 792
3 Босния и Герцеговина =0,65 4 866
4 Египет = 0,5 3 114
5 Иран = 0,46 5 039
6 Индонезия = 0,3 3 499
7 Марокко = 0,21 3 190

В этой группе обращает на себя внимание, что ВВП на душу населения больше украинского только в Боснии и Герцеговине и Иране.

Таким образом, есть основания считать, что насыщенность кинозалами, как правило, связана с ВВП на душу населения самым непосредственным образом. Без улучшения этого показателя украинских кинозалов вряд ли станет намного больше, чем есть сейчас. Фактически мы видим, что нет ни одной страны, где этот показатель был бы лучше, но при этом и ВВП не было бы на более высокой отметке, чем в нашей стране.

Второе обстоятельство, которое могло бы повлиять на рост рынка – рост стоимости билетов. Аналогично первому, разбиваем страны на условные группы по этому критерию, где:

  • ГРУППА №1 – страны с  показателем от 8,0 и выше;
  • ГРУППА №2 – страны с показателем от 5,2 до 7,9;
  • ГРУППА №3 – страны с показателем от 0,5 до 5,1.

Рынки двух последних групп располагаются в порядке убывания следующим образом:

ГРУППА №1

Страна = насыщ-ть залами на 100 тыс. чел. ВВП на душу нас-ия, тыс. долл. США Цена билета,
$
1 Швейцария = 6,6 80 726 16,8
2 Норвегия = 8,2 101 271 15,8
3 Швеция = 8,0 57 297 15,2
4 Дания = 7,2 57 999 13,8
5 Австралия = 8,9 64 157 12,9
6 Финляндия = 5,2 47 625 12,9
7 Япония =  2,6 39 321 12,8
8 Исландия = 13,6 45 315 12,0
9 Кувейт = 1,6 47 829 11,8
10 ОАЭ = 6,6 43 184 11,0
11 Австрия = 6,4 49 256 10,9
12 Нидерланды = 4,9 47 651 10,8
13 Катар = 1,9 104 655 10,6
14 Германия = 5,7 43 952 10,5
15 Великобритания = 6,0 39 049 10,2
16 Кипр = 4,2 24 706 10,2
17 Тайвань = 2,7 20 706 10,1
18 Изралиль = 4,9 34 651 9,3
19 Ирландия = 10,0 47 882 9,3
20 Испания = 8,3 29 409 8,6
21 Франция = 8,5 42 991 8,6
22 Греция = 4,4 21 617 8,6
23 Канада = 8,6 51 871 8,3
24 Гонконг = 3,0 38 605 8,3
25 США =  12,5 52 839 8,0
26 Италия = 6,4 33 909 8,0
27 Венесуэла = 1,5 12 256 8,0
28 Ливан = 3,1 10 708 8,0

В этой лидирующей группе прежде всего примечательно, что все страны, кроме последних двух, имеют ВВП на душу населения от 20 тыс. долл. и выше, достижение чего в обозримой (5–10лет) перспективе в Украине крайне маловероятно.

ГРУППА №2

Страна = насыщ-ть залами на 100 тыс. чел. ВВП на душу нас-ия, тыс. долл. США Цена билета,
$
1 Россия = 2,4 14 973 7,5
2 Сингапур = 4,0 52 918 7,0
3 Португалия = 5,1 20 663 6,9
4 Бельгия = 4,4 47 882 6,9
5 Словакия = 3,1 17 929 6,8
6 Чехия = 6,5 18 868 6,6
7 Южная Корея = 4,3 23 838 6,6
8 Словения = 5,3 22 719 6,3
9 Эстония = 2,6 18 127 6,1
10 Венгрия = 3,5 13 172 6,0
11 Уругвай = 2,0 16 834 5,9
12 Чили = 1,9 16 043 5,9
13 Польша = 3,3 13 334 5,8
14 Китай =  1,3 6 569 5,8
15 Латвия = 3,3 14 924 5,7
16 Болгария = 2,2 7 411 5,6
17 Турция = 2,7 10 745 5,3
18 Аргентина = 2,0 11 679 5,3
19 Румыния = 1,3 8 630 5,3
20 Хорватия = 3,6 13 312 5,3
21 Литва = 2,8 15 633 5,3
22 Украина = 1,0 3 862 5,2

Как видим, даже в условно «своей» группе Украина стоит абсолютно особняком: нет ни одной страны, где бы столь низкий ВВП сочетался с аналогичной нашей стоимости билета. Очевидно, что рассчитывать на её повышение без существенного улучшения показателя ВВП на душу населения вряд ли приходится.

ГРУППА №3

Страна = насыщ-ть залами на 100 тыс. чел. ВВП на душу нас-ия, тыс. долл. США Цена билета,
$
1 Марокко = 0,21 3 190 5,0
2 Таиланд = 1,2 5 879 4,8
3 Черногория  = н.д. 7 252 4,6
4 Колумбия = 1,7 7 831 4,3
5 Перу = 1,5 6 797 3,8
6 Мексика = 4,7 11 224 3,5
7 Босния и Герцеговина = 0,65 4 866 3,5
8 Малайзия = 2,6 10 429 3,4
9 Индонезия = 0,3 3 499 2,8
10 Южная Африка = 1,7 6 847 2,6
11 Египет = 0,5 3 114 2,5
12 Филиппины = 0,7 2 792 2,2
13 Иран = 0,46 5 039 1,8
14 Индия = 0,9  1 414 0,6

Даже в последней группе девять стран из четырнадцати имеют ВВП на душу населения лучше, чем в Украине, но при этом имеют стоимость билета ниже нашей. Таким образом, украинская стоимость на билеты несколько выше, чем это следовало бы из данных по ВВП, но что, вероятнее всего, связано со структурой и географией самого проката в Украине, а также дефицитом  кинозалов с их одновременно высокой цифровизацией.

Третье обстоятельство, которое может улучшить прокат – повышение посещаемости. Логичнее всего рассчитывать, что этот показатель в Украине будет близок к восточноевропейскому или латиноамериканскому, без учёта более насыщенной залами Мексики, т.е. посещаемость в зоне от 0,5 до 1,2 – это наша естественная зона роста.  В нижеприведенной таблице – данные по странам этой группы.

Страна = насыщ-ть залами на 100 тыс. чел. ВВП на душу нас-ия, тыс. долл. США Цена билета,
$
Пос-ть
на
1-го
чел.
1 Япония =  2,6 39 321 12,8 1,2
2 Латвия = 3,3 14 924 5,7 1,2
3 Россия = 2,4 14 973 7,5 1,2
4 Чили = 1,9 16 043 5,9 1,2
5 Португалия = 5,1 20 663 6,9 1,2
6 Чехия = 6,5 18 868 6,6 1,1
7 Словения = 5,3 22 719 6,3 1,1
8 ОАЭ = 6,6 43 184 11,0 1,1
9 Аргентина = 2,0 11 679 5,3 1,1
10 Перу = 1,5 6 797 3,8 1,1
11 Уругвай = 2,0 16 834 5,9 1,1
12 Кувейт = 1,6 47 829 11,8 1,1
13 Тайвань = 2,7 20 706 10,1 1,0
14 Венгрия = 3,5 13 172 6,0 1,0
15 Ливан = 3,1 10 708 8,0 1,0
16 Польша = 3,3 13 334 5,8 0,9
17 Колумбия = 1,7 7 831 4,3 0,9
18 Хорватия = 3,6 13 312 5,3 0,9
19 Венесуэла = 1,5 12 256 8,0 0,9
20 Филиппины = 0,7 2 792 2,2 0,8
21 Греция = 4,4 21 617 8,6 0,8
22 Бразилия = 1,3 10 958 5,4 0,7
23 Болгария = 2,2 7 411 5,6 0,7
24 Словакия = 3,1 17 929 6,8 0,7
25 Турция = 2,7 10 745 5,3 0,7
26 Кипр = 4,2 24 706 10,2 0,7
27 Украина = 1,0 3 862 5,2 0,5

Как видим, более высокая посещаемость возможна только там, где большая насыщенность залами, ибо только в Филиппинах этот показатель выше, чем в Украине и при этом насыщенность залами ниже нашей (в этом случае понятно, что лучшая посещаемость может бать связана с низкой стоимостью билета: в Филиппинах это 2,2 долл. США, а у нас 5,2 долл. США).

Также в этой таблице видно, что половина стран рассматриваемой группы имеет цифровизацию залов ниже украинской, т.е. относительно неплохая украинская посещаемость, очевидно, не в последнюю очередь связана с тем, что в нашей стране более высокими темпами идёт цифровая модернизация, ибо из логики анализа всех других исходных данных, кроме цифровизации, наши показатели должны были бы быть хуже имеющихся.

Украинские 83,5% цифровых залов – это то единственное, чем мы отличаемся в лучшую сторону от всех наших «соседей» по всем условным критериальным группам. (В украинский  прокат в 2013 г. вышло 7 шт. национальных фильмов (из 16 шт. произведенных), которые дали кассу 0,7%, что также хуже показателей большинства (21 шт.) стран критериальной группы по посещаемости, и что мало как влияет или будет влиять на общую картину в Украине в ближайшие три-пять лет даже в том случае, если этот показатель улучшится в несколько раз).

Таким образом, из общемировых тенденций как особенно важные можно ещё раз отметить следующие:

  1. Рост валового дохода в кинопрокате в той или иной стране часто сопряжён с ростом ВВП на душу населения; в большинстве случаев имеется прямопропорциональная связь между динамиками этих двух процессов.
  2. Рост валового дохода в кинопрокате часто происходит на фоне повышения цен на билеты.
  3. Рост валового дохода  в кинопрокате почти всегда происходит на фоне  увеличения количества кинозалов.
  4. Рост валового дохода лишь в половине случаев прямопропорционально  связан с ростом посещаемости.
  5. Наблюдается тенденция, когда  падение посещаемости чаще всего сопровождается ростом стоимости билетов.
  6. Наблюдается рост посещаемости (в долгосрочной перспективе) при росте доли национального продукта, но не повсеместно и без чётких пропорций и неизменных зависимостей.
  7. В части стран Европы (северные страны) арт-хаусные фильмы идут существенно лучше, чем в других европейских странах, и это совпадает с более высокой посещаемостью в этих же странах. Очевидно, что дополнительный зритель на этих рынках – это зритель именно этого типа фильмов.
  8. Посещаемость лучше в англоязычных странах, странах Юго-Восточной Азии и на Севере Европы.
  9. Стоимость билета вполне определённо соотносима с ВВП на душу населения, но и здесь – не без исключений.

Антон Пугач, НСКУ, 19 червня 2014 року